Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глагол




Местоимение.

- К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное н, если они стоят после простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и после некоторых наречных предлогов, управляющих родительным падежом (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др.): без него, с ней, вокруг них, сзади него и т.д.

После предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом, начальное н не прибавляется: вопреки ему, согласно ей, наперекор им, навстречу ему, соответственно ей, подобно ему и т.д.

Не прибавляется н также после предлога благодаря и предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного: благодаря ему, не в пример ей, в противовес им, по поводу их, со стороны его, в отношении ее, за исключением их и т.п.

После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального н: сестра старше его, он работает лучше ее.

- Собирательные существительные (крестьянство, студенчество, группа и т.д.) нельзя заменять местоимением в форме множественного числа. Нельзя сказать: Студенчество разъехалось на каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета. Вместо местоимения они можно использовать существительное студенты.

-Обычно местоимения 3-го лица указывают на ближайшие названные ранее существительные: Девушка запела песню, и она (т.е. песня) всем понравилась. При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла: Монтера вызвали к начальнику цеха, но он (монтер или начальник цеха?) не явился.

- Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые производят действие: Лиза подняла на него свои ясные глаза. Теперь благослови, мать, детей своих. Когда не соблюдается это правило при употреблении местоимений свой и себя, может возникнуть неясность, двусмысленность: Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить, например, так: Я попросил товарища, чтобы он внес свой чемодан в вагон; или: Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; или: Я попросил товарища внести его чемодан в вагон.

- Притяжательное местоимение их имеет только эту форму. Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя).

- Правильными являются формы у нее, от нее (формы у ней, от ней носят разговорный или устарелый характер).

Глагольные формы, как и формы других частей речи, могут быть представлены в вариантах.

- Рекомендуются формы полощет, плещет, машет, колышет, кличет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет (а не: полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, мурлыкает, мяучит, сыпает, щипет - формы разговорные и просторечные).

Возможны параллельные формы со смысловым различием:

Брызгать - брызгаю значит «спрыскивать, окроплять» (брызгает водой); брызгать - брызжу значит «разбрызгивать капли, сыпать брызгами» (грязь брызжет, искры брызжут).

Двигать - двигаю значит «перемещать, толкая или тоща что-нибудь» (двигает мебель); двигать - движу имеет переносное значение «побуждать, руководить» (им движет чувство сострадания).

Поезд двигается значит «приходит в движение»; поезд движется значит «находится в движении».

Капать - капает значит «падать каплями, лить по капле» (капает лекарство в рюмку, капает пот со лба).

Капать - каплет значит «протекать» (крыша каплет).

- Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения: высунь, встань, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи.

Глагол ехать не имеет формы повелительного наклонения (формы езжай, ехай недопустимы в литературной речи). При необходимости употребить от глагола ехать повелительное наклонение можно использовать формы поезжай, поезжайте.

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:

 

 

Инфинитив Ед. ч. Мн. ч.
Глядеть Гляди Глядите
Ехать Поезжай Поезжайте
Лазать Лазай Лазайте
Лезть Полезай, лезь Полезайте, лезьте
Лечь Ляг Лягте
Трогать Трогай Трогайте

 

- Рекомендуются следующие формы глаголов несовершенного вида, образованные с помощью суффиксов - ыва-, -ива - от глаголов совершенного вида с ударяемым гласным о в корне: затронуть - затрагивать; также осваивать, оспаривать, усваивать, успокаивать, застраивать, удваивать, удостаивать (в этих формах о чередуется с а);

Сохраняется гласный о в корнях глаголов: опозоривать, обусловливать, подытоживать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, уполномочивать.

- Из форм гас - гаснул, мок - мокнул, сох - сохнул и т.п. (с суффиксом - ну- или без него в прошедшем времени) чаще употребляется первая форма.

- Глаголы победить, убедить, чудить, очутиться, ощутить и др. не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени. В случае необходимости используются описательные формы: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу (надеюсь) очутиться, хочу (попытаться) ощутить и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.