КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эстетика дзэн
В понимании самурая истинную ценность вещь может приобрести лишь со временем, после того как в ней как бы «высветлятся» подлинные, глубинно-эстетические свойства. Японцы называют это саби -–дословно «патина времени», «ржавчина веков». Даже дорогой доспех самурая обязан соотноситься с глубоким прошлым хотя бы по своему «покрою». В икэбане и чайной церемонии – тя-но-ю – особенно высоко ценилась утварь, отмеченная печатью времени. Лучшая посуда для чайной церемонии – не та, которая утонченно украшена, но та, которой пользовались еще несколько веков назад, возможно, уже потрескавшаяся от времени. Здесь речь идет об особом свойстве японского эстетического сознания – вечном убегании в древность, соотнесении себя с людьми прошлого, а точнее, с состоянием их сознания. В концепции саби заключена важнейшая дзэнская мысль жизнеутверждающего характера: все, что рождено, умирает, возвращаясь к своему началу, к праху, к «ржавчине веков», тем самым предполагая новое рождение, вечность. Примечательно, что понятие «саби» могло использоваться и для обозначения того состояния, в котором пребывал самурай, готовясь сделать себе харакири (вспарывание живота). Он при этом испытывал чувство, близкое к эстетическому переживанию, ощущая себя включенным в вечный цикл рождения и возрождения, достигаемого через умирание. Обряд харакири становился не столько способом «достойного ухода из жизни», сколько воплощением вечного возвращения, подчеркивая собой мимолетность человеческой жизни и бесконечность истины. Каждое движение, жест в поведении самурая призваны быть «доведенными до простоты естественности». Здесь воплощался другой классический принцип самурайской дзэнской эстетики – ваби. Термин происходит от глагола «вабу» – «приходить к изначальной простоте», «становиться естественным». Вырабатывалась и особая стилистика жизни, названная ваби цзумаи («неприхотливая жизнь») или вабисии («живущие в простоте») и означавшая предельную простоту, непритязательность в манерах, которую часто особым образом подчеркивали. Примечательно, что тем же термином могли обозначать и жизнь, полную лишений и несчастий, - нищенство. В рамках средневековой культуры воинов понятие «ваби цзумаи» приобрело явный оттенок элегантности, стало нормой жизни. Простота взывает к легкой незавершенности, некоему нарочито допускаемому несовершенству, что должно восприниматься как нежелание человека приукрашать естественность самих вещей. Что может быть проще всего лишь одного удара кистью по бумаге, когда странный и на первый взгляд непонятный росчерк на самом деле представляет собой изящную стихотворную строфу, а туманный размыв туши – изображение бурного горного потока? Именно на этой недоговоренности первоначально и основывалась живопись тушью – сумие. Исток ее, как и большинства самурайских дзэнских искусств, лежал в Китае. Первыми авторами картин сумие были не профессиональные художники, а дзэнские монахи или особо искушенные в изящных искусствах самураи. Лишь позже появились люди, сделавшие создание картин сумие своей профессией. Эти же особенности можно обнаружить даже в манере боя, которая выработалась в японской традиции. Например, в кэндо (фехтование на мечах) ценилось именно малое количество взмахов мечом, иногда сводившееся всего к одному мастерскому удару (иай-дзюцу – « искусство одного удара мечом»), и сама техника владения оружием была крайне скупа и подчеркнута проста. Ритуалы и комплексы приемов (ката) в традиционном каратэ и кэндо порой упрощены до предела, низведены до некоей изначальной структуры, схемы, до своего костяка, что символизирует все то же сформулированное в учении чань-буддизма стремление к Пустоте.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |