КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практикум 1 страница. Управление социально-трудовыми отношениями
Управление социально-трудовыми отношениями Е.А. Лаврентьева, А.Р. Боева, Е.Ю. Низовцева КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА СТУДЕНТА 1) Номер, название и цель практической работы. 2) Оборудование, программное обеспечение, материалы. 3) Ход работы и результаты экспериментов. 4) Ответы на контрольные вопросы. 1) Объясните назначение D-триггера? Какие входы и выходы у него есть? 2) Как работает D-триггер, если D=Q? 3) Почему T-триггер получил название счетного? Какое число импульсов он может сосчитать? 4) Сравните временные диаграммы, полученные во втором и третьем экспериментах, сделайте вывод.
Санкт-Петербург Издательство ГМА им. адм. С.О. Макарова УДК 331+658.3(075.8) ББК 65.24:60.5.73 У
Практикум содержит комплекс вопросов по семинарским занятиям и заданий к практическим занятиям по изучаемым темам дисциплины « Управление социально-трудовыми отношениями». Издание предназначено для курсантов, обучающихся по направлению080100 « Экономика» (бакалавр).
Рецензент: Курошева Г.М.– д-р экон. наук, проф., зав. каф. Антикризисного управления СПб ГУВК. © ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2012 ©Е.А. Лаврентьева, А.Р. Боева, Е.Ю. Низовцева, 2012 Содержание стр.
Тема 1. Теоретические основы управления Вопросы семинарского занятия 1. Цель государственного управления социально-трудовыми отношениями. 2. Задачи по оптимальному согласованию интересов государства, работодателей и работников в сфере социально-трудовых отношений. 3. Принципы правового регулирования социально-трудовых отношений. 4. Сущность и основные принципы социального партнерства в сфере труда. 5. Стороны, уровни, формы и органы социального партнерства. 6. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Задания для самостоятельной работы 1. Систематизироватьи представить в форме таблицы (табл. 1.1) принципы правового регулирования социально-трудовых отношений по следующим классификационным признакам: трудовые отношения, социальное регулирование, отражающее интересы участников (государства, работодателей, работников). Таблица 1.1 Принципы правового регулирования социально-трудовых отношений
2. Обобщить функции и полномочия Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в табл. 1.2.
Таблица 1.2 Функции и полномочия Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Литература
4. Аверин А.Н. Социальное партнерство в сфере труда: учеб. пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2011. – 116 c.
9. Соболев Э.Н. Социально-трудовые отношения в России: история, современное состояние, перспективы. – М.: ИЭ, 2008, – 279 с. Тема 2. Формирование трудовых отношений Вопросы семинарского занятия 1. Сущность и стороны трудовых отношений. 2. Права и обязанности работников. 3. Права и обязанности работодателей. 4. Сущность и условия заключения трудового договора. 5. Структура трудового договора. 6.Обязательные и дополнительные условия трудового договора. 7. Виды и форма трудового договора, особенности срочного трудового договора. 8. Документы, необходимые для заключения трудового договора. 9. Порядок вступления трудового договора в силу. 10.Основания для прекращения трудового договора. Задания для самостоятельной работы 1. Выделить область применения и систематизировать права и обязанности работников и работодателей и представить в форме таблицы (табл. 2.1). Таблица 2.1 Права и обязанности работников и работодателей
2. Особенности условий и порядка оформления работы по совместительству. 3. Ограничения по возрасту для заключения трудового договора. 4. Гарантии при заключении трудового договора. 5. Порядок оформления трудовой книжки. 6. Порядок оформления на работу. 7. Медицинское освидетельствование при приеме на работу. 8. Испытательный срок при приеме на работу. 9. Порядок оформления прекращения трудового договора. Ситуации 1. На должность помощника менеджера по персоналу в организацию прошел собеседование студент 3-го курса очной формы обучения. Дайте характеристику действий отдела кадров по оформлению его на работу. 2. Фролова М.Ю. принята на должность ведущего документоведа отдела и временно исполняла обязанности за сотрудницу, находившуюся в отпуске по уходу за ребенком. По окончании отпуска сотрудница уволилась. Может ли М.Ю. Фролова продолжать работать? 3. С главным бухгалтером организации был заключен срочный трудовой договор на 6 лет. Какое замечание было сделано начальнику отдела кадров при проверке документации? 4. В среду с сотрудником был заключен трудовой договор. Один экземпляр договора был передан работнику. Сотрудник вышел на работу на следующей неделе в понедельник. Ему сообщили, что трудовой договор с ним аннулирован. Правомерны ли действия работодателя? 5. Гражданку Зуеву В.Ф. попросили поработать консьержкой в подъезде дома по месту жительства, и она ежемесячно получала заработную плату. Никаких документов она не подписывала. Через год ей сообщили, что в её услугах больше не нуждаются. Зуева В.Ф. подала в суд на организацию. Правомерны ли её действия? Что может ожидать работодателя? 6. При оформлении на работу в качестве техника складских помещений с работницы потребовали представить справку о несудимости. Правомерны ли действия сотрудников отдела кадров? 7. При оформлении на работу впервые сотрудники отдела кадров потребовали у претендента купить и принести бланк трудовой книжки. Дайте характеристику действиям сотрудников отдела кадров. 8. В день увольнения работнику не была выдана трудовая книжка в связи с тем, что работник не подписал «обходной лист». Правомерны ли действия сотрудников отдела кадров? 9. В организации существует практика оформления трудовых книжек через 2 недели после подписания приказа о приеме на работу. Правильно ли это? 10. Менеджер по продажам был принят на работу с испытательным сроком 3 месяца. Через месяц подал заявление об увольнении. Работодатель потребовал от сотрудника отработать 2 недели. Правомерны ли действия работодателя? Литература
2. Рогожин М.Ю.Трудовой договор: заключение, изменение, расторжение; «неизвестные» условия трудового договора, новые усовершенствованные формы трудового договора, все документы, сопровождающие трудовой договор, «правильные» дополнительные соглашения к трудовому договору, обзор судебной практики, типичные нарушения, выявляемые Федеральной инспекцией труда в обращении с трудовыми договорами. – М.: Альфа-Пресс, 2010. – 302 с.
4. Трудовые книжки: примеры всех записей / Под ред. В.Г. Касьянова. – М.: АБАК, 2012. – 112 с. 5. Шаронов С.А. Трудовой договор как средство охраны социально-трудовых прав граждан: учеб. пособие для студентов юридических и экономических специальностей в форме бакалавриата, специалитета, магистратуры. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2009. – 75 с. 6. Шаронов С.А. Трудовой договор в схемах, тестах, задачах: учебно-метод. пособие для студентов юридических и экономических специальностей в форме бакалавриата, специалитета, магистратуры / Под ред. С.А. Шаронов, Ю.А. Бочкарев. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2009. – 57 с. Тема 3. Коллективно-договорная система регулирования социально-трудовых отношений Вопросы семинарского занятия 1. Структура системы регулирования социально-трудовых отношений. 2.Порядок ведения коллективных переговоров. 3. Сущность соглашений. Виды соглашений. 4. Содержание и структура соглашений. 5. Порядок разработки проекта соглашения. 6. Порядок заключения соглашения. 7. Сроки и условия действия соглашения. 8. Право на ведение коллективных переговоров. 9. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах. 10. Сущность коллективного договора. 11. Содержание и структура коллективного договора. 12. Сроки и условия действия коллективного договора. 13. Регистрация коллективного договора, соглашения. 14. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения.
Задания для самостоятельной работы 1. Обобщить и сформулировать основные задачи и направления Генерального соглашения. 2. Обобщить и сформулировать основные задачи и направления отраслевого соглашения на морском транспорте, на внутреннем водном транспорте. 3. Сформулируйте порядок рассмотрения и разрешения социально-трудовых споров. 4. Систематизируйте примирительные процедуры при социально-трудовых спорах. 5.Обобщите сущность, порядок и процедуры проведения забастовок. Практическое задание 1. Разработать проект коллективного договора для организации водного транспорта, осуществляющей один из перечисленных видов деятельности: перевозки грузов, перевозки пассажиров, перегрузочные работы, агентирование флота, транспортно-экспедиционные услуги и т.д. Литература 1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп.), гл. 6, 7.
5. Буянова М.О. Трудовые споры: учеб.-практ. пособие. – М.: Проспект, 2010. – 293 с. 6. Правовое регулирование трудовых отношений как гарант обеспечения трудовых прав работников: практ. пособие / Под ред. С.К. Морозова – М.: МИиИн-Центр, 2009. – 63 с. 7. Коллективные переговоры: нормы МОТ и принципы деятельности контрольных органов. – М.: Профиздат, 2008. – 95 с. 8. Коллективный договор в современных условиях: метод. пособие. – М.: Научный центр профсоюзов, 2010. – 112 с. 9. Таскаев Г.С. Забастовка как социальный процесс. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 110 с. 10. Журнал «Коллективный договор», 2011,2012 год. Тема 4. Международные требования по регулированию Вопросы семинарского занятия 1. Правовые основы регулирования социально-трудовых отношений на международном уровне. 2. Роль Международной организации труда (МОТ) в регулировании социально-трудовых отношений. 3. Цели и задачи деятельности МОТ. 4. Структура деятельности МОТ. 5. Принцип трипартизма в деятельности МОТ. 6. Функции и структура Административного совета МОТ. 7. Методы работы МОТ. 8. Правовая основа конвенций и рекомендаций МОТ. 9. Порядок вступления в силу конвенций МОТ. 10. Роль Паритетной морской комиссии в регулировании социально-трудовых отношений на морском транспорте. Задания для самостоятельной работы 1. Систематизировать конвенции и рекомендации МОТ в области занятости и обобщить их основные положения. 2. Систематизировать конвенции и рекомендации МОТ в области оплаты труда и обобщить их основные положения. 3. Систематизировать конвенции и рекомендации МОТ в области коллективно-договорных отношений и обобщить их основные положения. 4. Систематизировать конвенции и рекомендации МОТ в области профессиональной подготовки и обобщить их основные положения. 5. Систематизировать основные решения Паритетной морской комиссии. Литература
Тема 5. Анализ Конвенции 2006 г. о труде Вопросы семинарского занятия 1. Основные принципы и содержание Конвенции. 2. Структура Конвенции. 3. Основные определения и сфера применения Конвенции. 4. Обязанности государства в соответствии с требованиями Конвенции. 5. Порядок вступления в силу Конвенции и условия денонсации. 6. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна. 7. Оформление моряками трудовых отношений. 8. Оплата труда моряков. 9. Режим труда и отдыха моряков. 10. Репатриация моряков. 11. Компенсация морякам в случае утраты или затопления судна. 12. Жилые помещения и условия для отдыха моряков. 13. Питание и столовое обслуживание. 14. Медицинское обслуживание моряков на борту судна и на берегу. 15. Охрана здоровья, обеспечение безопасности и предупреждение несчастных случаев. 16. Социальное обеспечение моряков. 17. Обязанности государства-флага по выполнению требований конвенции. 18. Порядок освидетельствования судна на соответствие трудовым нормам в морском судоходстве. 19. Декларация о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве. 20. Обязанности государства-порта по выполнению требований Конвенции. 21. Основные области, подлежащие инспектированию государством порта по выполнению требований Конвенции. 22. Процедуры рассмотрения жалоб моряков на борту судна. 23. Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу. Задания для самостоятельной работы Выполнить сравнительный анализ (табл. 5.1) положений Конвенции и российского законодательства по перечисленным ниже вопросам: 1. Минимальный возраст моряков. 2. Медицинское освидетельствование моряков. 3. Трудовые договоры моряков. 4. Заработная плата моряков. 5. Продолжительность рабочего времени и времени отдыха. 6. Питание моряков. 7. Мероприятия по предупреждению несчастных случаев на борту судна. 8. Социальное обеспечение моряков и их семей. Таблица 5.1 Сравнительный анализ положений Конвенции 2006 г. и российского законодательства о труде в морском судоходстве
Литература
Тема 6. Расчет рациона питания экипажей Вопросы семинарского занятия 1. Правовые основы формирования рациона питания экипажей морских и речных судов. 2. Состав рациона питания экипажей судов. Практическое задание Рассчитать стоимость нормативной величины рациона питания экипажей морских и речных судов. Порядок расчетов: 1. Определить нормы потребления продуктов питания для экипажей судов в соответствии с нормативными документами (табл. 6.1).
Таблица 6.1 Нормативы потребления продуктов питания экипажами судов
2. Систематизировать цены на продукты, включенные в рацион питания экипажей судов, для Северного, Западного, Южного, Дальневосточного региона и конкретного периода времени (табл. 6.2). Регион и период времени определяется по согласованию с преподавателем. Цены определяются на основе данных Росстата. Таблица 6.2 Цены на продукты питания в ________месяце 20 г.
1. Рассчитать стоимость рациона питания экипажей судов морского и речного флота (табл. 6.3). Таблица 6.3 Стоимость рациона питания экипажей судов морского и речного флота в ________ месяце 20 года (руб. на 1 чел. в сутки)
4. Скорректировать рассчитанную величину рациона питания. Для стоимостной оценки рациона питания экипажей судов рассчитанную величину необходимо скорректировать на: – колебание цен предложения – в среднем 15 %; – расходы на доставку продуктов на борт судна – в среднем 20 % от стоимости; – инфляционную составляющую – в среднем на 10 %. Рацион питания с учетом корректирующих условий (Ркор.) рассчитывается по следующей зависимости: Р = Ррасч. · К1· К2· К3, (6.1) где Ррасч. – стоимость рациона питания по нормативам и уровню цен, руб.; К1 – коэффициент, учитывающий колебание цен предложения; К2 – коэффициент, учитывающий расходы по доставке продуктов на борт судна; К3 – коэффициент инфляции. Расчет корректировки выполняется в табл. 6.4. Таблица 6.4 Корректировка стоимостной величины рациона питания экипажей морских и речных судов
Литература 1. Кодекс Торгового мореплавания. 2. Кодекс Внутреннего водного транспорта. 3. Постановление Правительства РФ «О рационах питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов» от 07.12.2001 № 861 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005, № 49, от 30.07.2009 № 628). 4. Приказ Минтранса РФ «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов» от 30.09.2002 г. № 122. Тема 7. Расчет пособий по безработице Вопросы семинарского занятия 1. Понятия «занятость граждан», «занятые граждане». 2. Порядок и условия признания граждан безработными. 3. Условия, по которым граждане не могут быть признаны безработными. 4. Подходящая и неподходящая работа. 5. Права граждан в области занятости. 6. Организация общественных работ. 7. Социальные гарантии и компенсации безработным гражданам. 8. Условия и сроки выплаты пособия по безработице. 9. Порядок определения и размер пособия по безработице. 10. Условия прекращения, приостановки и снижения размера пособия по безработице. 11. Условия, порядок и размер стипендии в период обучения безработных граждан по направлению органов службы занятости.
Практическое задание Задание 7.1 Рассчитать величину пособия по безработице гражданам (своевременно обратившимся в службу занятости), стипендии в течение максималь- Задание 7.2 Составить комплексную задачу по расчету пособий и стипендий в период безработицы для различных категорий граждан. Ситуации 1. Гражданин Зайцев В.А. зарегистрировался в службе занятости 13 марта 2011 г., 15 марта 2011 г. уехал на две недели с женой на отдых за границу. 30 марта 2011 г. явился в службу занятости для поиска подходящей работы. Предоставит ли служба занятости направление на собеседование, если нет, то почему? 2. Белова М.А. зарегистрировалась в службе занятости. Однако женщина имеет заработок от уборки помещений в цеху по изготовлению пластиковых окон её родственника, где она не оформлена в качестве работника. Данных факт Белова М.А. не сообщила сотрудникам службы занятости, так как посчитала его не важным. Повлияет ли данное обстоятельство на выплату пособия по безработице?
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |