Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам




Какуже говорилось, В.И. Вернадский считал, что Зем­ля иостальной космосявляются единой системой, в кото­рой живое веществосвязывает в единое целое те процес­сы, которые протекают наЗемле, с процессами в Космосе. Вернадский поднимаетсяна гениальную высоту в осозна­нии геологической роличеловеческого разума, приведшего к преобразованию биосферы в сферу вселенского разума — ноосферу.

Конкретным проявлением ноосферы в нашем повсе­дневном мире являются многочисленные парапсихологи- ческие явления, связанные с так называемым информаци­онным полем. Термин этот появился недавно и заменил старое понятие Всемирного разума. Во все времена услуга­ми этого разума пользовались люди с самым развитым интеллектуальным мышлением.

Информационное поле содержит информацию обо всем во Вселенной и способно зарождать жизнь и направлять ее развитие. Это поле пронизывает всю Вселенную от края до края и содержит в себе информацию о прошлом, настоя­щем и будущем. Ведь не располагая такой информацией,


нельзя оказывать направленное воздействие на развитие в будущем. Более того, можно предположить, что это не только информационное поле и огромный банк информации обо всем во все времена, но и абсолютный Разум. Ведь непре­рывно должна идти переработка огромного количества ин­формации и выработка оптимальных решений.

Ученые предполагают, что информация о каждом пред­мете, об объектах живых и неживых имеется во всех точ­ках Вселенной одновременно. Она не передается с одного пункта в другой каким-либо способом, с какой-либо огра­ниченной скоростью, она просто существует везде и всегда. И задача только в получении, считывании этой информа­ции. Это и есть информационное поле Вселенной. Акаде­мик М.А. Марков так охарактеризовал информационное поле: «...Информационное поле Земли слоисто и структур­но напоминает «матрешку», причем каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолю­та, и является, кроме банка информации, еще и регулято­ром начала в судьбах людей и человечества». В.Н. Пуш­кин пишет: «Необходимо еще раз вспомнить о единстве информационных процессов в жизни и психике». Голо­графическая природа Вселенной, в том числе и биополя человека и его мозга, означает, что информация обо всем содержится одновременно везде и в полном объеме. Вывод из этого звучит достаточно необычно: в каждом из нас содержится информация абсолютно обо всем, что происхо­дит и происходило во Вселенной — в полном объеме. Это звучит необычно, потому что эту информацию мы хотя и содержим, но ею не располагаем, не осознаем ее, но можем ее использовать. Значит, голографическое строение Вселен­ной (в том числе и нас самих) неизбежно приводит к тому, что информационное поле Вселенной находится в каждом из нас. Если говорить на языке ранее применяемых терми­нов, то Бог находится в каждом из нас.

Современные психологи, представители трансперсональ­ной психологии в ходе многолетних практических экспе­риментов создали модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измере­ний и возможностей для эволюции человека. Огромную известность из многих представителей трансперсональной психологии получил Станислав Грофф своими исследова-


ниями по изучению измененных состояний сознания. Сна­чала с помощью психоделических препаратов (главным образом ЛСД), потом с помощью психотерапии, с исполь­зованием специального дыхания и музыки (ребефинг, го-лотропное погружение) он вводит своих пациентов в осо­бое состояние. Начинаются удивительные переживания, которые невозможно объяснить в рамках старой материа­листической системы взглядов. Человек переживает заново не только свое собственное рождение, но и все стадии внут­риутробного развития. По мнению С. Гроффа, трансперсо­нальные явления обнаруживают связь человека с космо­сом — взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселен­ной, в ходе которого сознание человека выступает за обыч­ные пределы и преодолевает ограничения временя и про­странства. Трансперсональные переживания интерпретиру­ются испытавшими их как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовно­го прошлого, когда человек проживает воспоминания жизни предков, свои воплощения. Трансперсональные явления включают не только преодоление временных барьеров. К ним относится опыт слияния с другим человеком в со­стоянии двуединства (то есть чувство слияния с другим организмом в одно состояние без потери собственной са­моидентичности) или опыт полного отождествления с ним; подстройка к сознанию целой группы лиц или расширение сознания до такой степени, что кажется, будто им охвачено все человечеств. Сходным образом индивид может выйти за границы чисто человеческого опыта и подключиться к тому, что выглядит как сознание животных, растений или даже неодушевленных объектов и процессов. Важной ка­тегорией трансперсонального опыта с трансценденцией вре­мени и пространства будут разнообразные явления экстра­сенсорного восприятия — например, опыт существования вне тела, телепатия, предсказание будущего, ясновидение, перемещение во времени и пространстве, опыт встреч с ду­шами умерших или со сверхчеловеческими духовными сущ­ностями (архетипические формы, божества, демоны и т. п.). В трансперсональных переживаниях люди часто получают доступ к детальной эзотерической информации о соответ-


ствующих аспектах материального мира, которая далеко превосходит их общую образовательную подготовку и спе­цифические знания в данной области. Так, сообщения лю­дей, испытавших трансперсональные переживания и пере­живших эпизоды эмбрионального существования, момент оплодотворения и фрагменты создания клетки, ткани и органа, содержали медицински точные сведения об анато­мических и физиологических аспектах происходивших про­цессов. Подобным образом наследственный опыт, элементы коллективного и расового бессознательного (в юнговском смысле) и воспоминания прошлых воплощений часто со­держат примечательные детали исторических событий, ко­стюмов, архитектуры, оружия, искусства или религиозной практики древних культур (о чем человек знать никак не мог). Трансперсональный опыт иногда включает события из микрокосма и макрокосма, из областей, недостижимых непосредственно человеческими органами чувств, или из пе­риодов, исторически предшествовавших появлению Солнеч­ной системы, Земли, живых организмов. Эти переживания ясно указывают, что каким-то, необъяснимым пока, обра­зом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселен­ной, обо всем существующем, каждый имеет потенциаль­ный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некото­ром смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначи­тельной биологической сущностью.

При трансперсональных переживаниях люди часто «ви­дят» яркие и сложные эпизоды других культур и истори­ческих периодов, проживают отдельные моменты своих предыдущих жизней. Люди, переживающие трансперсо­нальные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной си­стемы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика, по существу, соразмер­на всей Вселенной и всему существующему.

Хотя это и кажется абсурдным и невозможным с точ­ки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т. е. приравнять


человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безгранич­ное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Для того чтобы описать человека всесторонним способом, мы долж­ны признать парадоксальный факт, что человек одновремен­но и материальный объект, и обширное поле сознания. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различ­ных модусов опыта. Первый из этих модусов можно на­звать хилотропическим сознанием: он подразумевает зна­ние о себе как о вещественном физическом существе с чет­кими границами и ограниченным сенсорным диапазоном, которое живет в трехмерном пространстве и линейном вре­мени в мире материальных объектов. Переживания этого модуса систематически поддерживают следующие базовые предположения: материя вещественна; два объекта не могут одновременно занимать одно и то же пространство; про­шлые события безвозвратно утеряны; будущие события эмпирически недоступны; невозможно одновременно нахо­диться в двух и более местах. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразуме­вает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Переживания в холотропическом модусе систематически поддерживаются противоположными (чем у хилотропического модуса) пред­положениями: вещественность и непрерывность материи является иллюзией; время и пространство в высшей степе­ни произвольно: одно и то же пространство одновременно может быть занято многими объектами; прошлое и буду­щее можно эмпирически перенести в настоящий момент; можно иметь опыт пребывания в нескольких местах сра­зу. Жизненный опыт, ограниченный хилотропическим мо­дусом, в конечном счете, лишен завершенности и чреват потерей смысла, хотя может обходиться без больших эмо­циональных невзгод. А выборочный и исключительный фокус на холотропическом модусе несовместим (в то время, пока такое переживание длится) с адекватным функциони­рованием в материальном мире. До сих пор традиционная психиатрия рассматривает всякое чистое переживание хо-лотропического модуса как проявление патологии. Но этот


подход устарел и неверен, ибо в природе человека отраже­ны фундаментальная двойственность и динамическое на­пряжение между опытом отдельного существования в ка­честве материального объекта и опытом безграничного су­ществования как недифференцированного поля сознания, т. е. и хилотропический, и холотропический модусы есте­ственны для человека, а психопатологические проблемы возникают в столкновении и негармоничном смешении двух модусов, когда ни один из них не переживается в чи­стом виде, не интегрируется с другим в переживании выс­шего порядка.

Результаты новейшей релятивистской космологии дают человеческому духу пока только теоретическую возмож­ность выхода за пределы земного существования, а стало быть, придают его конечной земной жизни качественно но­вый смысл. И хотя тело человека смертно, его дух (инфор­мационный сгусток) вечен. И даже в случае гибели нашей Вселенной информационный сгусток человека будет и даль­ше существовать в некой форме, когда же Вселенная появит­ся вновь, этот информационный сгусток сможет воплотить­ся в новой форме и продолжить свое дальнейшее существо­вание, т. е. его бессмертие связано с бессмертием Вселенной.

Наиболее подходящей моделью для объяснения психо­физических феноменов (получение информации из недо­ступного прошлого и пророчество будущего) считается го-лографическая модель, одним из вариантов которой явля­ется модель «преобразования», сформулированная и раз­работанная западным нейропсихологом К. Прибрамом и американским физиком Д. Бомом. В этом варианте под­черкивается, что информация во Вселенной организована не посредством параметров пространства и времени, а как частотно-амплитудная структура. С этой структурой чело­веческое сознание производит «преобразования Фурье», чтобы упорядочить информацию и представить ее в при­вычной форме. Особенность такого рода модели состоит в том, что сознание способно при помощи «преобразования Фурье» проникать в любую часть пространства и време­ни и извлекать соответствующую информацию с последу­ющей ее интерпретацией.

В соответствии с моделью «преобразований» биологи­ческие системы, живое вещество планеты и окружающее


пространство могут быть представлены как единая физи­чески организованная система, подобная единой гигантской околоземной «голограмме». В этой голографической систе­ме биологические организации, включая человека, его пси­хические функции, не являются изолированными, так или иначе они включаются в предполагаемую единую про­странственно-временную физическую организацию «памя­ти». В этом информационном пространстве возможны новые пути коммуникаций в живом веществе, между его «частями». Особое место здесь принадлежит человеку с его нервно-психической и социальной деятельностью, с его памятью, связанной с памятью биосферы как целого.

Большой интерес представляет концепция коммуника­ции человека с другими индивидами и явлениями окру­жающего его мира при помощи биосферы. Человек как биосистема имеет память, которая связана электромагнит­ным каналом с биосферой, обладающей тоже памятью. Ведь биосфера имеет дифференцированное строение — ее различные элементы выполняют различные функции чув­ствительных биосферных рецепторов, которые обладают опережающим отражением будущих возмущений экологи­ческого порядка. При помощи своих «сенсоров» биосфера постоянно «прослушивает», «просматривает» земные глу­бины и космос, чтобы уловить малейшие сигналы возмож­ных нарушений ее стабильности. Биосфера как единый природный организм обладает своего рода «сенсорно-моз­говой» деятельностью и соответствующей «памятью» или «биосферно-экологическим языком». Биосфера имеет па­мять, ее многообразные компоненты (отдельности, говоря языком В.И. Вернадского) — различные виды растений, животных, вид человека — накапливают информацию и в совокупности фиксируют мозаичную картину окружающего мира. Живые системы обладают биосенсорами, необычно чувствительными электромагнетическими аппаратами, ко­торые позволяют поддерживать контакт с биосферой. Био­сенсоры представляют собой естественные процессоры пе­реработки информации: они воспринимают еле уловимые стимулы и преобразуют их в электромагнитные импульсы или оптические сигналы. Наиболее важной чертой всех биосенсоров является их необыкновенно высокая чувстви­тельность, они обнаруживают одну частицу из миллиона


или даже миллиарда других частиц, что позволяет им по­лучать информацию из окружающей среды. Электромаг­нитные волны и химические вещества переносят эту инфор­мацию о мире в закодированном виде в рамках самой био­сферы. Закодированные образы окружающего мира цир­кулируют в пространстве между землей и ионосферой и мо­гут воспроизводиться в измененных состояниях сознания человека — трансперсональные переживания, гипнотичес­кий транс, экстаз, сновидения, галлюцинации. Они также дают возможность человеку в определенных условиях «считывать» эту информацию, что и объясняет психофи­зиологические феномены ясновидения, реинкарнационные воспоминания и т. д.

Трансперсональные переживания часто имеют глубо­кую смысловую связь с паттернами событий во внешнем мире, которую не объяснить в терминах линейной причин­ности. К. Юнг в связи с этим предположил существование акаузального связующего принципа синхронности, которое обозначает осмысленные совпадения событий, разделен­ных во времени и пространстве, когда «определенное пси­хическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели текущему субъективному состо­янию». Современные исследования сознания показывают, что человеческая психика по своему существу соразмер­на всей Вселенной и всему существующему. Вселенная выступает единой и неделимой сетью событий и взаимосвя­зей, ее части представляют разные аспекты и паттерны од­ного интегрального процесса невообразимой сложности. Выдающийся физик Д. Бом описывает природу реально­сти вообще и сознания в частности как неразрывное и ко­герентное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изме­нения — холодвижение. И жизнь, и неодушевленная ма­терия имеют общее основание в холодвижении, которое является их первичным и универсальным источником. Материю и сознание нельзя объяснить друг через друга или свести друг к другу, они представляют неразрывное един­ство. Не исключено, что при определенных обстоятельствах индивид может восстановить свою тождественность с кос­мической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования.


Для телепатии, психодиагностики, видения на расстоя­нии или астральной проекции вопрос уже не в том, возмож­ны ли такие явления, а в том, как описать барьер, не по­зволяющий им происходить в любое время. Возможность существования сознания вне мозга человека уже серьезно рассматривается в контексте современной физики. Некото­рые физики считают, что следует включить сознание в бу­дущую теорию материи и размышление о физической Все­ленной как наиважнейший фактор и связующий принцип космической сети. Подчеркнем еще раз: чтобы описать человека всесторонним образом, мы должны признать, что человек есть единство материального тела (биомашины) и бесконечного поля сознания, т. е. речь идет о корпускуляр-но-волновой природе человека.

О необходимости создания планетарной этики говорят К.О. Апель, С. Стоянов, Б. Матилал и другие мыслители Востока и Запада. Суть ее состоит в следующем. Прежде всего в некотором смысле мы уже живем в планетарной цивилизации, так как наиболее важные аспекты культуры (наука, техника и экономика) достаточно унифицированы, и все локальные культуры стали членами одной команды одного корабля. Чтобы этот корабль не погиб в результате клубка глобальных проблем, нужно всем осознать «коллек­тивную ответственность», значимость создания «универ­сальной», «планетарной» этики. Последняя должна, с од­ной стороны, признавать и защищать многоликость обра­зов жизни (культурный плюрализм), с другой — отстаи­вать интересы человечества в целом.

Закончить изложение концепций современного есте­ствознания нам бы хотелось словами известного филосо­фа-гуманиста Ю.Г. Волкова: «В современных условиях физические, химические, биологические, социальные науки изучают отдельные стороны, процессы Вселенной, создавая частичное знание о мире. Синтетические, стыковые науки: физическая химия, геохимия, биофизика, биогеохимия (В.И. Вернадский) — изучают целостно лишь отдельные процессы Вселенной. Космология рассматривает только фи­зический и физико-химический аспект мироздания. В действительности Вселенная не расчленена на отдельные природные и социальные процессы, во Вселенной они вы­ступают в органическом единстве, как единое целое. Эво-


люция Вселенной в прошлом и настоящем имеет направ­ленность на самопознание, потому что человек и его обще­ство являются неотъемлемой рефлективной частью ми­роздания. Чтобы рассмотреть Вселенную как единое орга­ническое целое, необходима особая целостная форма идео­логии, которая будет представлять собой синтез философ­ского, научного, художественного, морального, правового, политического, экономического, экологического знания, да­ющая целостное знание о мире, о месте и роли человека в нем. Целостное знание о мире будет являться основой фор­мирования действительно целостной личности как главной цели гуманистического общества, основанного на подлин­но человеческих ценностях»12.

Вопросы для самоконтроля

1. Покажите различные подходы к пониманию терми­
на «биоэтика».

2. Что такое ранговая иерархия у животных? В чем
суть конкуренции между стратами Альфа и Бета в сообще­
стве животных?

3. Какие особенности присущи самоактуализирующейся
личности?

4. Назовите способы активации творческих мыслитель­
ных способностей?

5. В чем состоит основное противоречие и единство фе­
номенов здоровья и болезни?

6. Перечислите психологические состояния человека,
способствующие возникновению различных переживаний.

7. Можно ли говорить о количестве здоровья и чем оно
измеряется?

8. Назовите различные фазы работоспособности.

9. В чем суть проблемы возникновения жизни с космо­
логической точки зрения?

10. Что такое «биосфера» согласно концепции
В.И. Вернадского?

11. Что включает в себя ноосфера?

12. Поясните, что подразумевается под хиральностью
живой материи?

13. В чем состоит противоречие между хилотропичес­
ким и холотропическим модусами сознания?


Примечания

1 Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.

2 Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.

3 Эфроимсон Р. Родословная альтруизма // Новый
мир. 1972. № 11.

4 Это одна из гипотез происхождения Вселенной, не
имеющая научного доказательства.

5 Сам термин в переводе с латинского означает «об­
ман, тщетное ожидание». Фрустрация переживается как на­
пряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают че­
ловека, когда на пути к достижению цели он встречается
с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворе­
нию потребности.

6 Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск, 1986.
С. 186.

7 Абиогенез (возникновение живого из неживого) —
теория происхождения жизни путем постепенного услож­
нения веществ неорганической природы и возникновения
биополимеров, которым присущи основные свойства живо­
го, прежде всего способность к обмену веществ как непре­
менному условию их существования.

8 Пассионарность как характеристика поведения (по
Л.Н. Гумилеву) — эффект избытка биохимической энер­
гии живого вещества, порождающий жертвенность ради
иллюзорной цели.

9 Селье Г. Стресс и жизнь / Цит. по: Холей Д. Тай­
на здоровья. М., 1992. С. 21.

10 Шарден П.Т де. Феномен человека. М., 1987. С. 135.

11 Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967. С. 227.

12 Волков Ю.Г. Гуманистическое будущее России. М.,
1995. С. 102.


I ОГЛАВЛЕНИЕ____________________

Введение..................................................................................................... 3

Раздел I. Научный метод....................................................................... 7

Понятия метода и методологии. Классификация методов
научного познания....................................................................... 7

1. Общенаучные методы эмпирического познания.............. 10

1.1. Научное наблюдение_____________........................... 10

1.2. Эксперимент................................. -..................................... 13

1.3. Измерение............................................ _.............................. 18

2. Общенаучные методы теоретического познания............. 22

2.1. Абстрагирование и идеализация.

Мысленный эксперимент...................................................... 2 2

2.2. Формализация. Язык науки__________. ____._____ 28

2.3. Индукиия и дедукиия.............................................................. 31

3. Общенаучные методы, применяемые
на эмпирическом и теоретическом

уровнях познания........................................................................ 34

3.1. Анализ и синтез.......,,. -................................... 34

3.2. Аналогия и моделирование.................................................... 36

Раздел II. История естествознания.................................................. 42

1. Естествознание эпохи античности....................................... 42

1.1. Натурфилософия и ее место в истории
естествознания. Возникновение

античной науки........................................................................... 42

1.2. Миропонимание и научные достижения
натурфилософии античности. Атомистика.
Геоцентрическая космология. Развитие
математики и механики___________________
44

2. Естествознание эпохи средневековья................................... 50

3. Естествознание эпохи Возрождения

и Нового времени........................................................................ 52

3.1. Научные революции в истории естествознания.... 52

3.2. Первая научная революция.
Гелиоцентрическая система мира.

Учение о множественности миров______________ 53

3.3. Вторая научная револючия.
Создание классической механики

и экспериментального естествознания.
Механическая картина мира............................................
55

3.4. Химия в механистическом мире_________.................. 61


3.5. Естествознание Нового времени и проблема
философского метода................................................... __
62

3.6. Третья научная революция.

Диалектизация естествознания....................................... 65

3.7. Очищение естествознания

от натурфилософских представлений.......................... 72

3.8. Исследования в области
электромагнитного поля и начало крушения
механистической картины мира......................................
77

4. Естествознание XX века............................................................. 80

4.1. Четвертая научная революция.
Проникновение в глубь материи.

Теория относительности и квантовая механика.
Окончательное крушение механистической
картины мира.......................................................................
80

4.2. Научно-техническая революция,

ее естественнонаучная составляющая

и исторические этапы....................................................... 86

4.3. Панорама современного естествознания...................... 91

Раздел III. Элементы современной физики................................... 120

1. Пространство и время............................................................... 120

1.1. Развитие представлений о пространстве

и времени в доньютоновский период............................ 120

1. 2. Пространство и время

в классической механике Ньютона................................ 126

1.3. Дальнедействие и близкодействие.

Развитие понятия «поля»........................................ 131

2. Принципы относительности................................................... 135

2.1. Принцип относительности Галилея............................. 135

2.2. Принцип наименьшего действия.................................... 138

2.3. Специальная теория относительности

А. Эйнштейна....................................................................... 142

2.4. Элементы общей теории относительности............. 152

3. Закон сохранения энергии

в макроскопических процессах............................................ 157

3.1. «Живая сила»....................................................................... 158

3.2. Работа в механике. Закон сохранения

и превращения энергии в механике................................ 161

3.3. Внутренняя энергия............................................................ 165

3.4. Взаимопревращения различных видов энергии

друг в друга.......................................................................... 176

4. Принцип возрастания энтропии............................................ 179

4.1. Идеальный цикл Карно......................... -.......................... 180

4.2. Понятие энтропии............................................................. 184

4.3. Энтропия и вероятность......... ~.................................... 187

4.4. Порядок и хаос. Стрела времени-------------------------- 191


4.5. «Демон Максвелла»........ „............................................... 192

4.6. Проблема тепловой смерти Вселенной,
уктуационная гипотеза Больцмана_____________
193

4.7. Синергетика. Рождение порядка из хаоса................ 197

5. Элементы квантовой физики................................................. 200

5.1. Развитие взглядов на природу света.

Формула Планка_____________________............... 200

5.2. Энергия, масса и импульс фотона................................. 203

5.3. Гипотеза де Бройля.

Волновые свойства вещества........................................ 203

5.4. Принцип неопределенности Гейзенберга..................... 208

5.5. Принцип дополнительности Бора................................. 209

5.6. Концепция целостности в квантовой физике.
Парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена...............
210

5.7. Волны вероятности. Уравнение Шредингера.
Принцип причинности в квантовой механике_____
213

5.8. Состояния физической системы.
Динамические и статистические
закономерности в природе..............................................
214

5.9. Релятивистская квантовая физика.

Мир античастиц. Квантовая теория поля................ 219

6. На пути построения единой теории поля.......................... 222

6.1. Теорема Нетер и законы сохранения............................ 222

6.2. Понятие симметрии.......................................................... 224

6.3. Калибровочные симметрии............................................. 225

6.4. Взаимодействия.

Классификация элементарных частиц....................... 228

6.5. На пути к единой теории поля.

Идея спонтанного нарушения симметрии

вакуума............................................................................... 234

6.6. Синергетическое видение эволюции Вселенной.
Историзм физических объектов. Физический
вакуум как исходная абстракция в физике.................
237

6.7. Антропный принцип.

«Тонкая подстройка» Вселенной.................................. 241

Раздел IV. Основные понятия и представления химии................ 246

1. Химия в системе «общество — природа»........................ 246

2. Предмет химии........................................................................... 250

3. Физические и химические

изменения веществ................................................................... 251

4. Химический анализ.

Понятие о химическом элементе.......................................... 252

5. Химический синтез. Понятие о соединении....................... 253

6. Химические обозначения........................................................ 254

7. Основные законы химии......................................................... 255

8. Реакционная способность веществ..................................... 257


9. Атомно-молекулярное учение................................................ 258

10. Химическая технология.

Химическая промышленность................................................ 263

Раздел V.. Возникновение и эволюция жизни................................. 266

1. Теории возникновения жизни.................................................. 266

1.1. Креационизм_______________________________ 267

1.2. Самопроизвольное (спонтанное) зарождение........... 267

1.3. Теория стационарного состояния................................. 270

1.4. Теория панспермии............................................................ 271

1.5. Биохимическая эволюция................................................. 272

2. Теория эволюции....................................................................... 279

2.1. Теория эволюции Ламарка............................................... 280

2.2. Дарвин, Уоллес и происхождение видов

в результате естественного отбора........................... 281

2.3. Современное представление об эволюции.................. 283

3. Подтверждение теории эволюции........................................ 284

3.1. Палеонтология.................................................................... 284

3.2. Географическое распространение................................ 286

3.3. Классификация................................................................... 287

3.4. Селекция растений и животных................................... 287

3.5. Сравнительная анатомия................................................ 288

3.6. Адаптивная радиация....................................................... 289

3.7. Сравнительная эмбриология........................................... 289

3.8. Сравнительная биохимия................................................. 290

3.9. Эволюция и генетика......................................................... 291

 

4. Единство и многообразие органического мира................ 293

5. Жизнь как биологический круговорот веществ................ 298

Раздел VI. Человек................................................................................. 307

1. Происхождение человека и цивилизации........................... 307

1.1. Возникновение человека.................................................... 307

1.2. Проблема этногенеза........................................................ 314

1.3. Культурогенез..................................................................... 320

1.4. Появление цивилизации.................................................... 324

 

2. Генезис и сущность сознания................................................. 331

3. Биоэтика и поведение человека............................................ 341

4. Творчество................................................................................... 365

5. Здоровье и работоспособность............................................. 375

6. Современные исследования проблемы здоровья
долголетия человека................................................................. 396

7. Человек и биосфера................................................................... 407

7.1. Концепция ВЛ. Вернадского о биосфере

и феномен человека......................... —........... —.............. 407

7.2. Космические циклы__________________________ 423

7.3. Цикличность эволюции. Человек как
космическое существо_______________________
429


Серия «Учебники и учебные пособия»

КОНЦЕПЦИИ

СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Ответственный

за выпуск: Баранникова Е.

Редактор: Федоров И.

Корректор: Полякова Л.

Художник: Лойкова И.

Верстка: Машир Т.

Лицензия ЛР № 065194 от 2 июня 1997 г.

Сдано в набор 22.11.2002 г. Подписано в печать 23.01.2003 г. Формат 84x108 1/32. Бумага типографская. Гарнитура Школьная. Тираж 5 000. Заказ № 671.

Издательство «Феникс»

344007, г. Ростов-на-Дону,

пер. Соборный, 17

Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.