КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам
Какуже говорилось, В.И. Вернадский считал, что Земля иостальной космосявляются единой системой, в которой живое веществосвязывает в единое целое те процессы, которые протекают наЗемле, с процессами в Космосе. Вернадский поднимаетсяна гениальную высоту в осознании геологической роличеловеческого разума, приведшего к преобразованию биосферы в сферу вселенского разума — ноосферу. Конкретным проявлением ноосферы в нашем повседневном мире являются многочисленные парапсихологи- ческие явления, связанные с так называемым информационным полем. Термин этот появился недавно и заменил старое понятие Всемирного разума. Во все времена услугами этого разума пользовались люди с самым развитым интеллектуальным мышлением. Информационное поле содержит информацию обо всем во Вселенной и способно зарождать жизнь и направлять ее развитие. Это поле пронизывает всю Вселенную от края до края и содержит в себе информацию о прошлом, настоящем и будущем. Ведь не располагая такой информацией, нельзя оказывать направленное воздействие на развитие в будущем. Более того, можно предположить, что это не только информационное поле и огромный банк информации обо всем во все времена, но и абсолютный Разум. Ведь непрерывно должна идти переработка огромного количества информации и выработка оптимальных решений. Ученые предполагают, что информация о каждом предмете, об объектах живых и неживых имеется во всех точках Вселенной одновременно. Она не передается с одного пункта в другой каким-либо способом, с какой-либо ограниченной скоростью, она просто существует везде и всегда. И задача только в получении, считывании этой информации. Это и есть информационное поле Вселенной. Академик М.А. Марков так охарактеризовал информационное поле: «...Информационное поле Земли слоисто и структурно напоминает «матрешку», причем каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолюта, и является, кроме банка информации, еще и регулятором начала в судьбах людей и человечества». В.Н. Пушкин пишет: «Необходимо еще раз вспомнить о единстве информационных процессов в жизни и психике». Голографическая природа Вселенной, в том числе и биополя человека и его мозга, означает, что информация обо всем содержится одновременно везде и в полном объеме. Вывод из этого звучит достаточно необычно: в каждом из нас содержится информация абсолютно обо всем, что происходит и происходило во Вселенной — в полном объеме. Это звучит необычно, потому что эту информацию мы хотя и содержим, но ею не располагаем, не осознаем ее, но можем ее использовать. Значит, голографическое строение Вселенной (в том числе и нас самих) неизбежно приводит к тому, что информационное поле Вселенной находится в каждом из нас. Если говорить на языке ранее применяемых терминов, то Бог находится в каждом из нас. Современные психологи, представители трансперсональной психологии в ходе многолетних практических экспериментов создали модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции человека. Огромную известность из многих представителей трансперсональной психологии получил Станислав Грофф своими исследова- ниями по изучению измененных состояний сознания. Сначала с помощью психоделических препаратов (главным образом ЛСД), потом с помощью психотерапии, с использованием специального дыхания и музыки (ребефинг, го-лотропное погружение) он вводит своих пациентов в особое состояние. Начинаются удивительные переживания, которые невозможно объяснить в рамках старой материалистической системы взглядов. Человек переживает заново не только свое собственное рождение, но и все стадии внутриутробного развития. По мнению С. Гроффа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом — взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, в ходе которого сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения временя и пространства. Трансперсональные переживания интерпретируются испытавшими их как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовного прошлого, когда человек проживает воспоминания жизни предков, свои воплощения. Трансперсональные явления включают не только преодоление временных барьеров. К ним относится опыт слияния с другим человеком в состоянии двуединства (то есть чувство слияния с другим организмом в одно состояние без потери собственной самоидентичности) или опыт полного отождествления с ним; подстройка к сознанию целой группы лиц или расширение сознания до такой степени, что кажется, будто им охвачено все человечеств. Сходным образом индивид может выйти за границы чисто человеческого опыта и подключиться к тому, что выглядит как сознание животных, растений или даже неодушевленных объектов и процессов. Важной категорией трансперсонального опыта с трансценденцией времени и пространства будут разнообразные явления экстрасенсорного восприятия — например, опыт существования вне тела, телепатия, предсказание будущего, ясновидение, перемещение во времени и пространстве, опыт встреч с душами умерших или со сверхчеловеческими духовными сущностями (архетипические формы, божества, демоны и т. п.). В трансперсональных переживаниях люди часто получают доступ к детальной эзотерической информации о соответ- ствующих аспектах материального мира, которая далеко превосходит их общую образовательную подготовку и специфические знания в данной области. Так, сообщения людей, испытавших трансперсональные переживания и переживших эпизоды эмбрионального существования, момент оплодотворения и фрагменты создания клетки, ткани и органа, содержали медицински точные сведения об анатомических и физиологических аспектах происходивших процессов. Подобным образом наследственный опыт, элементы коллективного и расового бессознательного (в юнговском смысле) и воспоминания прошлых воплощений часто содержат примечательные детали исторических событий, костюмов, архитектуры, оружия, искусства или религиозной практики древних культур (о чем человек знать никак не мог). Трансперсональный опыт иногда включает события из микрокосма и макрокосма, из областей, недостижимых непосредственно человеческими органами чувств, или из периодов, исторически предшествовавших появлению Солнечной системы, Земли, живых организмов. Эти переживания ясно указывают, что каким-то, необъяснимым пока, образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью. При трансперсональных переживаниях люди часто «видят» яркие и сложные эпизоды других культур и исторических периодов, проживают отдельные моменты своих предыдущих жизней. Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика, по существу, соразмерна всей Вселенной и всему существующему. Хотя это и кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т. е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Для того чтобы описать человека всесторонним способом, мы должны признать парадоксальный факт, что человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта. Первый из этих модусов можно назвать хилотропическим сознанием: он подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном, которое живет в трехмерном пространстве и линейном времени в мире материальных объектов. Переживания этого модуса систематически поддерживают следующие базовые предположения: материя вещественна; два объекта не могут одновременно занимать одно и то же пространство; прошлые события безвозвратно утеряны; будущие события эмпирически недоступны; невозможно одновременно находиться в двух и более местах. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Переживания в холотропическом модусе систематически поддерживаются противоположными (чем у хилотропического модуса) предположениями: вещественность и непрерывность материи является иллюзией; время и пространство в высшей степени произвольно: одно и то же пространство одновременно может быть занято многими объектами; прошлое и будущее можно эмпирически перенести в настоящий момент; можно иметь опыт пребывания в нескольких местах сразу. Жизненный опыт, ограниченный хилотропическим модусом, в конечном счете, лишен завершенности и чреват потерей смысла, хотя может обходиться без больших эмоциональных невзгод. А выборочный и исключительный фокус на холотропическом модусе несовместим (в то время, пока такое переживание длится) с адекватным функционированием в материальном мире. До сих пор традиционная психиатрия рассматривает всякое чистое переживание хо-лотропического модуса как проявление патологии. Но этот подход устарел и неверен, ибо в природе человека отражены фундаментальная двойственность и динамическое напряжение между опытом отдельного существования в качестве материального объекта и опытом безграничного существования как недифференцированного поля сознания, т. е. и хилотропический, и холотропический модусы естественны для человека, а психопатологические проблемы возникают в столкновении и негармоничном смешении двух модусов, когда ни один из них не переживается в чистом виде, не интегрируется с другим в переживании высшего порядка. Результаты новейшей релятивистской космологии дают человеческому духу пока только теоретическую возможность выхода за пределы земного существования, а стало быть, придают его конечной земной жизни качественно новый смысл. И хотя тело человека смертно, его дух (информационный сгусток) вечен. И даже в случае гибели нашей Вселенной информационный сгусток человека будет и дальше существовать в некой форме, когда же Вселенная появится вновь, этот информационный сгусток сможет воплотиться в новой форме и продолжить свое дальнейшее существование, т. е. его бессмертие связано с бессмертием Вселенной. Наиболее подходящей моделью для объяснения психофизических феноменов (получение информации из недоступного прошлого и пророчество будущего) считается го-лографическая модель, одним из вариантов которой является модель «преобразования», сформулированная и разработанная западным нейропсихологом К. Прибрамом и американским физиком Д. Бомом. В этом варианте подчеркивается, что информация во Вселенной организована не посредством параметров пространства и времени, а как частотно-амплитудная структура. С этой структурой человеческое сознание производит «преобразования Фурье», чтобы упорядочить информацию и представить ее в привычной форме. Особенность такого рода модели состоит в том, что сознание способно при помощи «преобразования Фурье» проникать в любую часть пространства и времени и извлекать соответствующую информацию с последующей ее интерпретацией. В соответствии с моделью «преобразований» биологические системы, живое вещество планеты и окружающее пространство могут быть представлены как единая физически организованная система, подобная единой гигантской околоземной «голограмме». В этой голографической системе биологические организации, включая человека, его психические функции, не являются изолированными, так или иначе они включаются в предполагаемую единую пространственно-временную физическую организацию «памяти». В этом информационном пространстве возможны новые пути коммуникаций в живом веществе, между его «частями». Особое место здесь принадлежит человеку с его нервно-психической и социальной деятельностью, с его памятью, связанной с памятью биосферы как целого. Большой интерес представляет концепция коммуникации человека с другими индивидами и явлениями окружающего его мира при помощи биосферы. Человек как биосистема имеет память, которая связана электромагнитным каналом с биосферой, обладающей тоже памятью. Ведь биосфера имеет дифференцированное строение — ее различные элементы выполняют различные функции чувствительных биосферных рецепторов, которые обладают опережающим отражением будущих возмущений экологического порядка. При помощи своих «сенсоров» биосфера постоянно «прослушивает», «просматривает» земные глубины и космос, чтобы уловить малейшие сигналы возможных нарушений ее стабильности. Биосфера как единый природный организм обладает своего рода «сенсорно-мозговой» деятельностью и соответствующей «памятью» или «биосферно-экологическим языком». Биосфера имеет память, ее многообразные компоненты (отдельности, говоря языком В.И. Вернадского) — различные виды растений, животных, вид человека — накапливают информацию и в совокупности фиксируют мозаичную картину окружающего мира. Живые системы обладают биосенсорами, необычно чувствительными электромагнетическими аппаратами, которые позволяют поддерживать контакт с биосферой. Биосенсоры представляют собой естественные процессоры переработки информации: они воспринимают еле уловимые стимулы и преобразуют их в электромагнитные импульсы или оптические сигналы. Наиболее важной чертой всех биосенсоров является их необыкновенно высокая чувствительность, они обнаруживают одну частицу из миллиона или даже миллиарда других частиц, что позволяет им получать информацию из окружающей среды. Электромагнитные волны и химические вещества переносят эту информацию о мире в закодированном виде в рамках самой биосферы. Закодированные образы окружающего мира циркулируют в пространстве между землей и ионосферой и могут воспроизводиться в измененных состояниях сознания человека — трансперсональные переживания, гипнотический транс, экстаз, сновидения, галлюцинации. Они также дают возможность человеку в определенных условиях «считывать» эту информацию, что и объясняет психофизиологические феномены ясновидения, реинкарнационные воспоминания и т. д. Трансперсональные переживания часто имеют глубокую смысловую связь с паттернами событий во внешнем мире, которую не объяснить в терминах линейной причинности. К. Юнг в связи с этим предположил существование акаузального связующего принципа синхронности, которое обозначает осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве, когда «определенное психическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели текущему субъективному состоянию». Современные исследования сознания показывают, что человеческая психика по своему существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему. Вселенная выступает единой и неделимой сетью событий и взаимосвязей, ее части представляют разные аспекты и паттерны одного интегрального процесса невообразимой сложности. Выдающийся физик Д. Бом описывает природу реальности вообще и сознания в частности как неразрывное и когерентное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изменения — холодвижение. И жизнь, и неодушевленная материя имеют общее основание в холодвижении, которое является их первичным и универсальным источником. Материю и сознание нельзя объяснить друг через друга или свести друг к другу, они представляют неразрывное единство. Не исключено, что при определенных обстоятельствах индивид может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования. Для телепатии, психодиагностики, видения на расстоянии или астральной проекции вопрос уже не в том, возможны ли такие явления, а в том, как описать барьер, не позволяющий им происходить в любое время. Возможность существования сознания вне мозга человека уже серьезно рассматривается в контексте современной физики. Некоторые физики считают, что следует включить сознание в будущую теорию материи и размышление о физической Вселенной как наиважнейший фактор и связующий принцип космической сети. Подчеркнем еще раз: чтобы описать человека всесторонним образом, мы должны признать, что человек есть единство материального тела (биомашины) и бесконечного поля сознания, т. е. речь идет о корпускуляр-но-волновой природе человека. О необходимости создания планетарной этики говорят К.О. Апель, С. Стоянов, Б. Матилал и другие мыслители Востока и Запада. Суть ее состоит в следующем. Прежде всего в некотором смысле мы уже живем в планетарной цивилизации, так как наиболее важные аспекты культуры (наука, техника и экономика) достаточно унифицированы, и все локальные культуры стали членами одной команды одного корабля. Чтобы этот корабль не погиб в результате клубка глобальных проблем, нужно всем осознать «коллективную ответственность», значимость создания «универсальной», «планетарной» этики. Последняя должна, с одной стороны, признавать и защищать многоликость образов жизни (культурный плюрализм), с другой — отстаивать интересы человечества в целом. Закончить изложение концепций современного естествознания нам бы хотелось словами известного философа-гуманиста Ю.Г. Волкова: «В современных условиях физические, химические, биологические, социальные науки изучают отдельные стороны, процессы Вселенной, создавая частичное знание о мире. Синтетические, стыковые науки: физическая химия, геохимия, биофизика, биогеохимия (В.И. Вернадский) — изучают целостно лишь отдельные процессы Вселенной. Космология рассматривает только физический и физико-химический аспект мироздания. В действительности Вселенная не расчленена на отдельные природные и социальные процессы, во Вселенной они выступают в органическом единстве, как единое целое. Эво- люция Вселенной в прошлом и настоящем имеет направленность на самопознание, потому что человек и его общество являются неотъемлемой рефлективной частью мироздания. Чтобы рассмотреть Вселенную как единое органическое целое, необходима особая целостная форма идеологии, которая будет представлять собой синтез философского, научного, художественного, морального, правового, политического, экономического, экологического знания, дающая целостное знание о мире, о месте и роли человека в нем. Целостное знание о мире будет являться основой формирования действительно целостной личности как главной цели гуманистического общества, основанного на подлинно человеческих ценностях»12. Вопросы для самоконтроля 1. Покажите различные подходы к пониманию терми 2. Что такое ранговая иерархия у животных? В чем 3. Какие особенности присущи самоактуализирующейся 4. Назовите способы активации творческих мыслитель 5. В чем состоит основное противоречие и единство фе 6. Перечислите психологические состояния человека, 7. Можно ли говорить о количестве здоровья и чем оно 8. Назовите различные фазы работоспособности. 9. В чем суть проблемы возникновения жизни с космо 10. Что такое «биосфера» согласно концепции 11. Что включает в себя ноосфера? 12. Поясните, что подразумевается под хиральностью 13. В чем состоит противоречие между хилотропичес Примечания 1 Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992. 2 Шовен Р. Поведение животных. М., 1972. 3 Эфроимсон Р. Родословная альтруизма // Новый 4 Это одна из гипотез происхождения Вселенной, не 5 Сам термин в переводе с латинского означает «об 6 Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск, 1986. 7 Абиогенез (возникновение живого из неживого) — 8 Пассионарность как характеристика поведения (по 9 Селье Г. Стресс и жизнь / Цит. по: Холей Д. Тай 10 Шарден П.Т де. Феномен человека. М., 1987. С. 135. 11 Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967. С. 227. 12 Волков Ю.Г. Гуманистическое будущее России. М., I ОГЛАВЛЕНИЕ____________________ Введение..................................................................................................... 3 Раздел I. Научный метод....................................................................... 7 Понятия метода и методологии. Классификация методов 1. Общенаучные методы эмпирического познания.............. 10 1.1. Научное наблюдение_____________........................... 10 1.2. Эксперимент................................. -..................................... 13 1.3. Измерение............................................ _.............................. 18 2. Общенаучные методы теоретического познания............. 22 2.1. Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент...................................................... 2 2 2.2. Формализация. Язык науки__________. ____._____ 28 2.3. Индукиия и дедукиия.............................................................. 31 3. Общенаучные методы, применяемые уровнях познания........................................................................ 34 3.1. Анализ и синтез.......,,. -................................... 34 3.2. Аналогия и моделирование.................................................... 36 Раздел II. История естествознания.................................................. 42 1. Естествознание эпохи античности....................................... 42 1.1. Натурфилософия и ее место в истории античной науки........................................................................... 42 1.2. Миропонимание и научные достижения 2. Естествознание эпохи средневековья................................... 50 3. Естествознание эпохи Возрождения и Нового времени........................................................................ 52 3.1. Научные революции в истории естествознания.... 52 3.2. Первая научная революция. Учение о множественности миров______________ 53 3.3. Вторая научная револючия. и экспериментального естествознания. 3.4. Химия в механистическом мире_________.................. 61 3.5. Естествознание Нового времени и проблема 3.6. Третья научная революция. Диалектизация естествознания....................................... 65 3.7. Очищение естествознания от натурфилософских представлений.......................... 72 3.8. Исследования в области 4. Естествознание XX века............................................................. 80 4.1. Четвертая научная революция. Теория относительности и квантовая механика. 4.2. Научно-техническая революция, ее естественнонаучная составляющая и исторические этапы....................................................... 86 4.3. Панорама современного естествознания...................... 91 Раздел III. Элементы современной физики................................... 120 1. Пространство и время............................................................... 120 1.1. Развитие представлений о пространстве и времени в доньютоновский период............................ 120 1. 2. Пространство и время в классической механике Ньютона................................ 126 1.3. Дальнедействие и близкодействие. Развитие понятия «поля»........................................ 131 2. Принципы относительности................................................... 135 2.1. Принцип относительности Галилея............................. 135 2.2. Принцип наименьшего действия.................................... 138 2.3. Специальная теория относительности А. Эйнштейна....................................................................... 142 2.4. Элементы общей теории относительности............. 152 3. Закон сохранения энергии в макроскопических процессах............................................ 157 3.1. «Живая сила»....................................................................... 158 3.2. Работа в механике. Закон сохранения и превращения энергии в механике................................ 161 3.3. Внутренняя энергия............................................................ 165 3.4. Взаимопревращения различных видов энергии друг в друга.......................................................................... 176 4. Принцип возрастания энтропии............................................ 179 4.1. Идеальный цикл Карно......................... -.......................... 180 4.2. Понятие энтропии............................................................. 184 4.3. Энтропия и вероятность......... ~.................................... 187 4.4. Порядок и хаос. Стрела времени-------------------------- 191 4.5. «Демон Максвелла»........ „............................................... 192 4.6. Проблема тепловой смерти Вселенной, 4.7. Синергетика. Рождение порядка из хаоса................ 197 5. Элементы квантовой физики................................................. 200 5.1. Развитие взглядов на природу света. Формула Планка_____________________............... 200 5.2. Энергия, масса и импульс фотона................................. 203 5.3. Гипотеза де Бройля. Волновые свойства вещества........................................ 203 5.4. Принцип неопределенности Гейзенберга..................... 208 5.5. Принцип дополнительности Бора................................. 209 5.6. Концепция целостности в квантовой физике. 5.7. Волны вероятности. Уравнение Шредингера. 5.8. Состояния физической системы. 5.9. Релятивистская квантовая физика. Мир античастиц. Квантовая теория поля................ 219 6. На пути построения единой теории поля.......................... 222 6.1. Теорема Нетер и законы сохранения............................ 222 6.2. Понятие симметрии.......................................................... 224 6.3. Калибровочные симметрии............................................. 225 6.4. Взаимодействия. Классификация элементарных частиц....................... 228 6.5. На пути к единой теории поля. Идея спонтанного нарушения симметрии вакуума............................................................................... 234 6.6. Синергетическое видение эволюции Вселенной. 6.7. Антропный принцип. «Тонкая подстройка» Вселенной.................................. 241 Раздел IV. Основные понятия и представления химии................ 246 1. Химия в системе «общество — природа»........................ 246 2. Предмет химии........................................................................... 250 3. Физические и химические изменения веществ................................................................... 251 4. Химический анализ. Понятие о химическом элементе.......................................... 252 5. Химический синтез. Понятие о соединении....................... 253 6. Химические обозначения........................................................ 254 7. Основные законы химии......................................................... 255 8. Реакционная способность веществ..................................... 257 9. Атомно-молекулярное учение................................................ 258 10. Химическая технология. Химическая промышленность................................................ 263 Раздел V.. Возникновение и эволюция жизни................................. 266 1. Теории возникновения жизни.................................................. 266 1.1. Креационизм_______________________________ 267 1.2. Самопроизвольное (спонтанное) зарождение........... 267 1.3. Теория стационарного состояния................................. 270 1.4. Теория панспермии............................................................ 271 1.5. Биохимическая эволюция................................................. 272 2. Теория эволюции....................................................................... 279 2.1. Теория эволюции Ламарка............................................... 280 2.2. Дарвин, Уоллес и происхождение видов в результате естественного отбора........................... 281 2.3. Современное представление об эволюции.................. 283 3. Подтверждение теории эволюции........................................ 284 3.1. Палеонтология.................................................................... 284 3.2. Географическое распространение................................ 286 3.3. Классификация................................................................... 287 3.4. Селекция растений и животных................................... 287 3.5. Сравнительная анатомия................................................ 288 3.6. Адаптивная радиация....................................................... 289 3.7. Сравнительная эмбриология........................................... 289 3.8. Сравнительная биохимия................................................. 290 3.9. Эволюция и генетика......................................................... 291
4. Единство и многообразие органического мира................ 293 5. Жизнь как биологический круговорот веществ................ 298 Раздел VI. Человек................................................................................. 307 1. Происхождение человека и цивилизации........................... 307 1.1. Возникновение человека.................................................... 307 1.2. Проблема этногенеза........................................................ 314 1.3. Культурогенез..................................................................... 320 1.4. Появление цивилизации.................................................... 324
2. Генезис и сущность сознания................................................. 331 3. Биоэтика и поведение человека............................................ 341 4. Творчество................................................................................... 365 5. Здоровье и работоспособность............................................. 375 6. Современные исследования проблемы здоровья 7. Человек и биосфера................................................................... 407 7.1. Концепция ВЛ. Вернадского о биосфере и феномен человека......................... —........... —.............. 407 7.2. Космические циклы__________________________ 423 7.3. Цикличность эволюции. Человек как Серия «Учебники и учебные пособия» КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Ответственный за выпуск: Баранникова Е. Редактор: Федоров И. Корректор: Полякова Л. Художник: Лойкова И. Верстка: Машир Т. Лицензия ЛР № 065194 от 2 июня 1997 г. Сдано в набор 22.11.2002 г. Подписано в печать 23.01.2003 г. Формат 84x108 1/32. Бумага типографская. Гарнитура Школьная. Тираж 5 000. Заказ № 671. Издательство «Феникс» 344007, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17 Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга».
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |