Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы




Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы

Гипотиза

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких- либо явлений природы общества и мышления. Виды гипотез:
1. Общая - научно обоснованное предположение о законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. ОГ после её доказательства становится научной теорией.
2. Частная - научно обоснованное предположение о происхождении и закономерностях части объектов, выделанных из всего класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или мышления. Например, гипотеза о происхождении вирусов.
3. Единичная - научно обоснованное предположение о происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий и явлений. Например, врач строит единичные гипотезы в ходе лечения какого-то конкретного больного, подбирая индивидуальные дозы нужного для него лекарства.
В ходе доказательств общей, частной или единичной гипотезы исследователь или любой другой человек строит рабочие гипотезы, т.е. предположения, которые выдвигаются чаще всего в начале исследовании и не ставят еще задачу выяснения причин и закономерностей исследуемого явления. В судебном расследование выдвигаемые гипотезы называются версиями.
Для того чтобы быть научной, Гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям.
1. Научная Гипотеза должна быть проверяемой, т. е. следствия, выведенные из неё путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать (или удовлетворять) результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу и т.д.
2. Гипотеза должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях (свойство, характерное, в частности, для т. н. математических Гипотеза).
3. Гипотеза не должна быть логически противоречивой. Из противоречивой Гипотеза по правилам логики можно вывести любые следствия, как проверяемые в смысле 1-го требования, так и их отрицания.

 

Доэкспериментальные Планы (ДП). Исследования, не учитывающие требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Проводились до возникновения теории планирования эксперимента.

Кэмбэл выделил 3 вида, хотя некоторые другие авторы 2 из них относят к квазиэкспериментальным.

А) исследование единичного случая (X O). Контроля внешних переменных и НП нет. Нет материала для сравнения.

Б) План с педварительным и итоговым тестированием одной группы. Часто применяется в социально-психологических и педагогических исследованиях (O1 X O2 ). Отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя сказать что изменения вызваны именно независимыой переменной.

В) Сравнение статистических групп. Лучше предыдущего тем, что позволяет учитывать эффект тестирования благодаря введению контрольной группы, но невозможно учесть эффект естественного развития, т.к. нельзя сравнить полученный результат с начальным состоянием. Различие результатов может быть обусловлено не экспериментальным воздействием, а различием состава групп. Допустим в корреляционном исследовании, но недопустим при проверке гипотез о причинной связи

X O1

O2

Квазиэкспериментальные Планы (КП). Эти планы используются, когда нет возможности проводить «истинных эксперимент». Они создаются специально с отступлением от схемы. КП будет любое исследование, направленное на установление причинной зависимости, в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп Кокс и Кэмбелл сформулировали принципы квазиэксперимента.

А) План экспериментов для неэквивалентных групп

O1 X O2

O3 O4

Две группы предварительно тестируются. Затем одна подвергается воздействию, другая – нет. Затем проводится повторное тестирование. Различие О3 и О4 говорит о естественном развитии и фоновом воздействии. Разница О1 и О3 позволяет установить меру их эквивалентности в отношении к переменной. Для выявления эффекта сравнивается разница между О2 и О1, О4 и О3. Эксперимент не явл. Истинным, т.к. в составе групп могут быть различия. Может присутствовать эффект состава группы.

Б) План дискретных временных серий. Чаще используется в психологии развития. Определяется исходный уровень ЗП с помощью серии замеров. Опять же из-за отсутствия контрольной выборки не отделяет результат НП от влияния фоновых событий. Планы, в которых реализуется серия воздействий с тестированием после каждого воздействие получили название «формирующий эксперимент»

О1 О2 О3 X О4 О5 О6

Модификация плана. Воздействие перед замером чередуется с отсутствием воздействия перед замером. Подходит, если эффект воздействия обратим.

Х О1 - О2 Х О3 - О4 Х О5

Сравнивают результаты замеров с воздействием и без.

Схема плана временных серий для двух неэквивалентных групп, из которых одна не получает воздействия выглядит так:

О1 О2 О3 О4 О5 Х О6 О7 О8 О9 О10

О1 О2 О3 О4 О5 Х О6 О7 О8 О9 О 10

Реализовать этот лпн трудно, но если удастся провести рандомизацию групп, он превращается в план «истинного формирующего эксперимента»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.