Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Платона о гос-ве и праве




Политико-правовая теория конфуцианства.

Центральном звеном политической доктрины конфуцианства яв­ляется учение об идеальном государстве, целью которого является дос­тижение гармонии во взаимоотношениях правителей и подданных и обеспечения такого социального порядка, где каждый желает жить в согласии с природой, а также с самим собой и с другими людьми. Государство рассматривалось как механизм поддержания порядка и общения между людьми, регулирующего отношения между управ­ляющими и управляемыми. Однако политический идеал Конфуций видел не в будущем, а в идеализации прошлого, когда люди вели себя достойно, отличались прямотой, стремились совершенство­вать сббя, избегали людей с грубыми выражениями и некрасивыми манерами. Преклоняясь перед стариной, Конфуций развивал патриар­хально-патерналистскую концепцию государства, в которой госу­дарство уподобляется большой семье, а власть императора над под­данными — отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Как в семье, так и в государстве неотвра­тимо существует социальное неравенство, деление людей на «старших», «средних», «младших»; «благородных» и «простолюди­нов», где «младшие» зависят от «старших», а подданные — от пра­вителей. Специфика патриархального государства, по Конфуцию состояла в том, чтобы не столько включить общины и семьи в обще­ство, сколько сделать их структурами государства. Правитель лишь возвышается на несколько ступенек над общинниками, которые составляют обычную семью, только большую. Идеальное правление, по Конфуцию, должно опираться на такие добродетели, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколю­бие», составляющие «правильный путь» (дао), которому должен сле­довать всякий, кто желает жить счастливо, т.е. в согласии с самим собой, с другими людьми и с самим мировоззрением. «Золотая се­редина» («чжунь юн») означает умеренность, середину в поведении людей между несдержанностью и осторожностью Конфуцианство оказало заметное влияние на политико-правовое развитие Древнего Китая, став во II в. до н.э. официальной идеоло­гией. В период «культурной революции» середины 70-х гг. XX в. Конфуций был признан «контрреволюционером» и его учение под­верглось критике со стороны правящего режима Мао Цзэдуна.

 

Настоящее имя Платона (427-347 до н.э.) – Аристокл, он происходил из знатного афинского рода. Огромное влияние на Платона оказали Сократ, Пифагор, пифагорейцы. В диалоге "Государство" Платон излагает свою знаменитую политическую утопию. В платоновском идеальном государстве каждая личность – частичка единого целого, каждый знает свое дело. Все население разделено на 3 сословия, соответствующие 3 началам человеческой души: разумное начало – философы, яростное начало – воины, вожделеющее начало – производители. У первых двух сословий (философы и воины) не должно быть частной собственности, семьи. Воспитанием их детей должно заниматься государство. Разделение на сословия Платон обосновывает природными, божественными различиями. Возможны лишь редкие переводы из сословия философов в сословие воинов и наоборот. Женщины в платоновском идеальном государстве уравнены в правах с мужчинами, однако все-таки они не могут быть философами. Все бытовые, семейные и пр. вопросы регламентируются государством. Основная цель идеального государства Платона – счастье для всех, единство и единомыслие членов общества. Платон выступает против крайних форм бедности и богатства, т.к. они могут стать причиной общественного раскола. "Законы" – единственный диалог Платона, где одной из сторон не выступает Сократ (от автора в "Законах" выступает Пожилой афинянин). Если в "Государстве" (первое идеальное государство) Платон больше полагается на мудрость правителей, то в "Законах" (второе идеальное государство) на первый план выходят уже законы. В платоновском диалоге "Законы" описана смена (круговорот) форм правления в государстве. Лучшая форма правления у Платона – аристократия. Со временем человеческая натура вырождается, появляются частная собственность, рабство. Разумное начало заменяется яростным, учреждается тимократия (пример – Спарта). По мере концентрации богатств в одних руках возникает олигархия, власть немногих богатеев. Общество и государство раскалываются на богатых и бедных. В конце концов бедняки (благодаря численному перевесу) побеждают, учреждая демократию, т.е. власть народа. Люди выбирают себе вождя-демагога, который вскоре благополучно устанавливает свою тиранию. Худшая форма правления для Платона – именно рабство. Но тут появляются хорошие люди (типа Платона), которые сообща и устанавливают вновь аристократию. Каждая форма правления гибнет из-за внутренних противоречий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.