Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовые идеологии гос-ва Византия




Византийцы называли свое государство «империей ромеев», всегда подчеркивая преемство со «Священной Римской Империей», первым правителем которой был Октавиан Август, во время правления которого родился Христос. Однако Византия была империей христианской, а потому в ней неизбежно должен был возникнуть иной взгляд на императора и его власть, нежели в Римской империи, где император почитался за земного бога и требовал себе поклонения как Богу. Учение о власти императора было сформулировано уже при жизни первого христианского императора — св. Константина Великого, — Евсевием Памфилом и в своей основ сохранялось в таком виде на всем протяжении существования Византийской империи, будучи развито и дополнено особенно св. императором Юстинианом Великим в VI в. и св. патриархом Фотием Великим в IX в. В чем состояло это учение и как теория отражалась в реальной жизни государства? — Эти вопросы я попытаюсь рассмотреть в данной работе.По словам С. Аверинцева, «две силы, внутренне чуждые миру классической древности и в своем двуединстве составляющие формообразующий принцип “византинизма”, — императорская власть и христианская вера — возникают почти одновременно. Византийские авторы любили отмечать, что рождение Христа совпала с царствованием Августа». Однако первоначально, когда христианство еще не утвердилось в качестве государственной религии, взгляд на императора был существенно иным, нежели в христианской империи. Император был земным богом, которому все позволено, слово которого — закон для подданных; он сам был источником закона и не подлежал никакому земному суду; он был «верховным жрецом и абсолютным владыкой». Отчасти такой взгляд на императора вошел и в христианское законодательство. А. Муравьев заметил, что «византийские государи (…) рассматривали свое царство не как продолжение традиций древнеримских или даже эллинистических (хотя титулатура византийских императоров, такая как “благочестивейший”, “правдолюбивый” и др., имела чисто эллинистическое происхождение), но как прямую проекцию ветхозаветной монархии»; «в Библии никогда и нигде не подвергается сомнению сам монархический принцип (…) Хотя здесь надо заметить, что Церковь, как ветхозаветная, так и новозаветная, четко различала принцип монархической власти от ее содержания. Так, тому же Навуходоносору (или Августу) подчиняться надо, коли он царь. Но он не водитель народа Божия, а язычник, а потому не обладает священническим достоинством, не помазанник Божий, но царь “народов иных”. Для того чтобы он стал истинным царем, необходимо личное (и, разумеется, публичное) исповедание веры в Бога». [7] В доконстантиновскую эпоху православная империя существовала лишь на небе, а на земле ее проекции не было: «В древних мученических деяниях часто встречается такая фраза: “на земле царствующу нечестивому царю такому-то, на небесах же царствующу Христу, Ему же слава во веки”. Ответ на вопрос, где было православное царство до Константина: рождение Христа совпадает с воцарением Октавиана Августа в Риме и основанием Римской империи — оно существовало в царстве Христа». Когда император стал христианином и земное царство стало христианским, и понадобилось как-то сформулировать учение о взаимоотношении Церкви и светской власти в связи с новыми историческими условиями. Появилась новая, «придворная» концепция, сформулированная Евсевием Памфилом: царство земное стало рассматриваться как образ Царства Небесного, а царь земной — как образ Царя Небесного. «Монарх, в котором видят попросту властного человека (каков греческий полисный “тиран”) или “попросту” земного бога (каков Александр Великий), может позволить вести себя более или менее непринужденно. В обоих случаях предполагается, что между его бытием и его значением нет противоречия. Совсем иное дело — теократическая идея средневекового христианства. С точки зрения этой идеи монарх сам по себе есть только человек (недаром же христианские мученики проливали кровь за отказ поклониться божественному цезарю); но, с другой стороны, власть над людьми в принципе не может принадлежать человеку и принадлежит только Богу (…). При таких условиях небожественный монарх может лишь “участвовать” в божественной власти, (…) может быть только живой иконой и эмблемой этой власти».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.