Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита права собственности на землю




5.

Субъективное право земельной собственности состоит в комплексе правомочий собственников по владению, пользованию и распоряжению землей, осуществляемых собственниками самостоятельно, своей властью, подчиняясь только требованиям законодательства

4.

3.

2.

1.

Основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на землю. Защита права собственности на землю.

Субъекты и объекты права собственности на землю. Содержание права собственности на землю.

Право частной собственности на землю.

Право государственной собственности на землю.

Понятие и основные признаки права собственности на землю.

Понятие земельной собственности охватывает землю, как экономическую, так и правовую категорию. Земля является основой любой производственной деятельности.

Земельная собственность как экономическая категория представляет собой совокупность общественных отношений по поводу присвоения земли. Содержание

земельной собственности как экономической категории можно раскрыть через категории владения, пользования, распоряжения.

В центре правового регулирования земельного права – содержание правомочий и обязанностей собственников земли, гарантии этой собственности, механизм приобретения права собственности на землю и защиты прав собственников земли.

Право земельной собственности в субъективном смысле – это право конкретных субъектов – юридических и физических лиц, иных субъектов – владеть землей и использовать земельные участки в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Право государственной собственности на землю как правовой институт

представляет совокупность правовых норм, закрепляющих землю за государством в его собственность. Основные законоположения, относящиеся к данному институту, содержаться в Конституции РБ, ГК РБ, Законе РБ «Об объектах, находящихся только в собственности государства», Кодексе о Земле, Лесном и Водном кодексах и в ряде других нормативных правовых актах.

Субъективное право собственности государства на землю означает меру его возможного поведения как собственника и состоит из обычных правомочий собственника, предусмотренных законом.

Право государственной собственности на землю характеризуется рядом признаков, отличающих его от частной собственности:

§ в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и изъятое из оборота и ограниченное в обороте (как земля)

§ в собственности государства находиться большее количество земель, чем в частной собственности. Частная собственность на землю ограничена как размерами земельных участков, так и кругом участников.

§ государство приобретает имущество как по основаниям, являющимся общими

§ для всех субъектов права, так и присущим только ему.

§ государство само устанавливает рамки своих прав собственника и пределы их осуществления.

Право владенияземлей государства подлежит прекращению только в случае приватизации земли. Порядок и условия такого отчуждения (передачи земли)

устанавливается государством. Владение землей на праве собственности иными (кроме государства) субъектами может быть прекращено и ограничено.

Право пользования состоит в возможности извлекать из земли полезные свойства,

использовать природные качества для удовлетворения общественных потребностей и интересов. Государство само пользование не осуществляет. Земля используется различными юридическими и физическими лицами: владельцами, пользователями,

арендаторами. В собственности государства находятся земли колхозов, совхозов, других с/х предприятий и организаций, земли КФХ. государство закрепляет земли за указанными участниками земельных отношений на праве пользования, а за крестьянскими хозяйствами – на праве пожизненного наследуемого владения. Вместе с тем предоставляя землю организациям и гражданам во владение и пользование, государство не передает им своего правомочия пользования землей как элемента права государственной собственности на землю, не утрачивает этого права. Формами платы за земельные участки являются земельный налог или арендная плата.

Право распоряжения землей - это установление, изменение либо прекращение правоотношений по поводу земли как объекта права, осуществляемое государством.

Содержание земельных распорядительных полномочий заключается в:

1. устанавливает и изменяет целевое (хозяйственное) назначение земель

2. распределяет и перераспределяет землю между землевладельцами, землепользователями

3. передает земельные участки в частную собственность

4. выкупает землю у частных собственников

5. устанавливают условия и порядок, формы землевладения и землепользования

6. контролирует использование и охрану земель

Право государственной собственности включает управление земельным фондом.

Право частной собственности на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли иным (кроме государства) участникам экономических отношений собственности.

Право частной собственности на землю как субъективное право охватывает круг прав и обязанностей земельного собственника. Объектами права частной собственности на землю выступают земельные участки. Земельное законодательство нормирует предельные размеры частных земельных владений. (Ст. 70, 77, 84 КоЗ РБ)

Кодексом о Земле (ст. 38) установлен состав земель, не подлежащих передаче в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности,

передаются в частную собственность по заявлению граждан Республики Беларусь решением соответствующего сельского (поселкого), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного исполнительного и распорядительного органа после внесения платы за земельный участок. (Ст. 35)

Иностранное государство может приобрести в собственность земельный участок для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного

государства в Республике Беларусь, если:

- в соответствии с законодательством иностранного государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории иностранного государства;

- одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство предоставляет Республике Беларусь

в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства для тех же целей.

1.Собственник земельного участка имеет право самостоятельно хозяйствовать на земле. Ему принадлежит право на выбор форм хозяйствования (индивидуальной или в составе коллектива), планирование хозяйственной деятельности, ее финансирование, независимо от других лиц, государства. Ограничения правомочий собственника по самостоятельному хозяйствованию на земле связаны только с целевым назначением принадлежащим ему на праве собственности земельного участка.

2.Собственник вправе самостоятельно использовать, в первую очередь, поверхность земельного участка, в том числе и застроить ее. Он самостоятельно решает вопросы выбора проекта строительства, размеров строения, их местоположения и ряд других.

3.Собственник, будучи полноправным владельцем земельного участка, может не только возводить на нем здания и сооружения, но и осуществлять их перестройку или снос. Собственник вправе разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного

участка.

4.Граждане-собственники земельных участков являются собственниками произведенной с/х продукции и доходов от ее реализации. Посевы с/х культур, других насаждений, как и выращенная с/х продукция, принадлежит только собственнику земли при условии, что он сам хозяйствует на земельном участке, а не сдает земельный участок.

5.Собственники земельных участков имеют право в установленном порядке проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы. При этом они должны соблюдать природоохранные требования использования земельных участков.

6.Гражданам – собственникам земельных участков предоставлено право передавать их полностью или частично в аренду.(ст. 70,72, ч.2 ст.73)

7.Частные земельные собственники имеют право на компенсацию затрат в случае изъятия земельного участка или добровольного отказа от него.

8.Собственникам предоставлено право на получение равноценного земельного участка при изъятии для государственных или общественных нужд их частных землевладений.(ст.68, ст.133 КоЗ РБ)

9.продать земельный участок.

10. дополнительно купить земельный надел в пределах установленного размера.

11. в установленном порядке требовать установления или прекращения земельного сервитута.

Собственники земли обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления;

- эффективно использовать предоставленные земельные участки, повышать их плодородия, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности;

- осуществлять комплекс мероприятий по охране земель;

- своевременно вносить плату за земельные участки;

- не нарушать права других землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков, а также арендаторов земельных участков;

- в установленном порядке обеспечивать предоставления земельного сервитута.

В соответствии с целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на категории. Государству принадлежат все земли, не переданные в частную собственность. Действующее законодательство не допускает использование без разрешений даже свободных, не занятых никем земель. Они являются государственной собственностью. Земельный фонд подразделяется:

Ø земли с/х назначения;

Ø земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;

Ø земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

Ø земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

Ø земли лесного фонда;

Ø земли водного фонда;

Ø земли запаса; (ст.3 КоЗ РБ)

Главным критерием такого деления государственного земельного фонда – основное целевое назначение земель. (Ст.4 КоЗ РБ) Перевод земель из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель органом, принимающим решения о предоставлении этих земель.

Содержание права собственности на землю в объективном смысле как института земельного права составляет содержание норм права, регулирующих экономические отношения земельной собственности. Содержание права собственности в субъективном смысле образуют принадлежащие конкретному собственнику правомочия. Данное содержание права собственности связано с наличием у ее обладателя правомочий владения, пользования и распоряжений землей.

Правомочие владений означает возможность собственника реально обладать землей, считать ее своей, регистрировать ее и управлять ею, вести учет земель, обеспечивать их сохранность и представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над имуществом. Собственник регистрирует земельный участок за собой, учитывает его в составе своего имущества, ведет освоение, отграничивает от соседних участков путем установления ограничительных знаков, может потребовать возврата земли из чужого незаконного владения.

Правомочие пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлечения из имущества его полезных свойств в процессе личного или хозяйственного потребления имущества.

Правомочие пользования как субъективное право предполагает совершение собственником земли возможных действий по пользованию ею в пределах, установленных законодательством. Собственник земли вправе осуществлять на ней самостоятельную хозяйственную деятельность, использовать не только верхний плодородный слой земли, но и имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли. Собственник земли не вправе самостоятельно изменить целевое назначение земли. Право пользования земельным участком может быть реализовано по-разному. Так, собственник может использовать только природные свойства земли, выращивая разнообразные с/х культуры, производя посевы и посадки. Но собственник может использовать участок для строительства жилого дома, других хозяйственных построек и сооружений, соблюдая установленные правила и нормы.

Право распоряжения включает всевозможные действия по определению юридической судьбы вещи. Распоряжаться землей может выражаться в двух основных формах: вещественной и правовой. Правовая форма состоит в праве собственника продать, обменять, заложить земельный участок, передать его по наследству, совершить в отношении земли другие распорядительные действия.

Основаниями возникновения права собственности являются различные правопорождающие юридические факты (титулы собственности). Основания приобретения права собственности на землю могут быть классифицированы на первоначальные и производные.

Под первоначальными понимают такие способы, при которых право собственности возникают впервые, поскольку объект не находился в чьей-либо собственности. Поэтому порядок приобретения таких объектов определяется только законом.

Под производными способами понимаются способы, при которых право собственности возникает по воле предшествующего собственника, в порядке правопреемства, чаще всего по договору с прежним собственником.

Право частной собственности на землю удостоверяется соответствующим исполнительным и распорядительным органом, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах. Собственнику земли выдается государствен­ный акт на земельный участок. Такой документ служит ос­нованием для последующего совершения сделок с землей, а также для установления налога и арендной платы за землю. Право собственности на земельный участок прекраща­ется при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, при отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудитель­ного изъятия у собственника его земельного участка в по­рядке, установленном законодательством.

При ликвидации юридического лица Республики Беларуси право собственности на земельный участок прекращается. Он подлежит выкупу соответствующим исполнитель­ным и распорядительным органом в течение трех месяцев с момента исключения юридического лица из Единого госу­дарственного регистра юридических лиц по нормативным ценам на момент выкупа (ст. 56 Кодекса о земле)

Право частной собственности на земельный участок прекращается путем:

· передачи земельного участка (его час­ти) в собственность Республики Беларусь в случаях добро­вольного отчуждения земли местному исполнительному и распорядительному органу,

· ликвидации в установленном законодательством порядке юридического лица Республики Беларусь, которому был передан земельный участок в соб­ственность, принудительной изъятия земельного участка,

· а также в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 89 КоЗ РБ, т.е. в случае реализации банком-залогополучателем земельного участка при неисполнении залогодателем обес­печенного залогом обязательства, и в других случаях, пре­дусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Принудительное изъятие земельных участков, находя­щихся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, осуществляется по решению суда:

1. для государственных или общественных нужд;

2. при систематическом невнесении земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Рес­публики Беларусь (с удержанием задолженности по нало­гам);

3. в случаях утраты гражданства Республики Беларусь, выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, за исключением выезда лиц за пределы Республики Беларусь в связи со служебными обязанностя­ми или обучением, направлением на работу за границу;

4. в случае выкупа земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с ч. 5 ст. 93 Кодекса о земле;

5. при использовании земельного участка не по целевому назначению;

6. при неиспользовании по целевому назначению в течение одного года земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, и двух лет - в остальных случаях;

7. при невыполнении требований природоохранного режима использования земель;

8. при использовании земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

9. при прекращении юридическими лицами Республики Беларусь деятельности, для которой земельный участок приобретался в собственность;

10. при конфискации земельного участка и решение о принудительном изъятии земельного участка за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

Законодательными актами Республики Беларусь могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права собственности на земельный участок (ст. 53 Кодекса о земле)

Выкуп земельных участков, предоставляемых по реше­нию сельских (поселковых), городских (городов областного подчинения и города Минска) исполнительных и распоря­дительных органов, производится этими органами, а зе­мельных участков, которые предоставляются по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Рес­публики Беларусь, районных областных исполнительных и распорядительных органов, - районными исполнительными и распорядительными органами.

Выкуп земельных участков, а также возмещение убыт­ков производятся за счет средств юридических и физичес­ких лиц, которым предоставляются изымаемые земельные участки, в сроки, установленные судом, но не свыше трех месяцев со дня изъятия этих участков.

Выкуп у граждан земельных участков производится со­ответствующим исполнительным и распорядительным ор­ганом за свой счет в течение трех месяцев с момента подачи гражданином в исполнительный и распорядительный орган заявления о передаче земельного участка в государственную­ собственность.

При выкупе земельного участка собственнику возме­щаются расходы, связанные с улучшением качества земли, кроме случаев изъятия за использование земли не по целевому назначению, систематического невыполнения меро­приятий по охране и защите земель, использования земель­ного участка способами, приводящими к снижению плодо­родия почв,их химическом и радиоактивному загрязне­нию, ухудшению экологической обстановки.

Земельный участок, предоставленный в собственность иностранному государству для дипломатических предста­вительств, консульских учреждений, подлежит принуди­тельному изъятию в случаях, когда аналогичный земель­ный участок на территории иностранного государства под­лежит принудительному изъятию из собственности Рес­публики Беларусь или когда это предусмотрено междуна­родным договором (ст. 52 Кодекса о земле).

Охрана права собственности на землю - система организационных, экономических и право­вых мер, направленная на защиту земельных правомочий государства и других собственников земли. Она предполагает предупреждение земельных правона­рушений, посягающих на земельные права собственников, а также меры юридической ответственности за правонару­шения.

Право собственности на землю как конституционное право защищается способами, установленными граждан­ским, земельным и другим законодательством. Защита на­рушенного права собственности осуществляется в судебном порядке общими и хозяйственными судами. Право собст­венности на землю защищается от противоправных дейст­вий любых лиц, в том числе и земельных собственников. Гражданский Кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие способы защиты гражданских прав, в том числе и права собственности:

· признание права

· восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

· пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

· признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;

· установление факта ничтожности сделки и применение последствий ее недействительности;

· признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

· самозащиту права;

· присуждение к исполнению обязанности в натуре;

· возмещение убытков;

· взыскание неустойки;

· компенсацию морального вреда;

· прекращение или изменение правоотношения;

· неприменение судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного самоуправления;

· иные способы, предусмотренные законодательством.

Право частной земельной собственности защищается различными методами и средствами. Вещно-правовые средства защиты права собственности состоят в праве собственника истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением права владения.

Обязательственно-правовые средства охраны предполагают защиту имущественных прав и интересов земельных собственников в различных договорных отношениях, а также в случаях внедоговорного причинения вреда имуществу собственника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс о Земле Республики Беларусь.

2. Станкевич Н.Г. Земельное право: Учебное пособие.- Мн.: Книжный Дом, 2003.

3. Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2000.

4. Красов О.И. Право частной собственности на землю. – М.: Юристь, 2000.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.