Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнокультурная идентификация и стереотипизация 3 страница. ГОМЕОСТАЗ (этнический) – этнос, находящийся в равновесии с природой




ГОМЕОСТАЗ (этнический) – этнос, находящийся в равновесии с природой.

ГОМОГЕННОСТЬ – однородность по составу.

ДЕМОГРАФИЯ – наука о народонаселении, закономерностях его развития, структуре и распределении на определенных территориях.

ДЕПОРТАЦИЯ – насильственное переселение групп населения или даже целых народов с их этнической родины или территории длительного проживания.

ДЕСЕГРЕГАЦИЯ - отмена, устранение сегрегации, отказ от политики, разделяющей население по расовому признаку.

ДЕЭТНИЗАЦИЯ – процесс потери народом или его отдельными представителями своих этнических черт; начинается с потери родного языка, затем – национального самосознания и этнической идентификации.

ДИАСПОРА – пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения.

ДИАХРОНИЯ – эволюция, смена состояний во времени.

ДИСКРИМИНАЦИЯ – ограничение или лишение прав определенной категории граждан но признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т. д.

ДИФФУЗИОНИЗМ – направление в этнологии, изучающее пространственные характеристики культуры и заимствование культурных элементов.

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ – идеологическая концепция, согласно которой ведущую роль в развитии современной цивилизации и культуры сыграла Европа.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ – отождествление, перенесение личностных качеств другого человека на себя, стремление выработать в себе те качества, которыми обладает выбранный образец.

ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

ИММИГРАЦИЯ - составная часть миграции населения, характеризующаяся въездом в данную страну.

ИНДЕАНИЗМ – течение, утверждающее, что индейская раса – самая лучшая и высшая, только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле.

ИНИЦИАЦИИ – посвятительные обряды в первобытном обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ – процесс вхождения человека в культуру, овладение этнокультурным опытом.

ИНТЕГРАЦИЯ – в межкультурном взаимодействии сохранение разными группами присущих им культурных индивидуальностей, но объединение их в одно общество на иных основаниях.

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ – подход к определению этноса и этничности, не интересующийся объективной основой существования этноса, а лишь той ролью, которую он выполняет в культуре.

КОГНИТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – направление в антропологии, рассматривающее особенности мышления и познания представителями различных этносов и рас в условиях различных культур.

КОЛОНИАЛИЗМ – политическое, экономическое и духовное порабощение стран, как правило, менее развитых в социально-экономическом отношении.

КОЛОНИЗАЦИЯ – активное навязывание своих норм, ценностей и образцов инонациональной культуре.

КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ – взаимная симпатия (антипатия) индивидов, определяющая деление на «своих» и «чужих».

КОНВЕРГЕНЦИЯ – схождение, сближение.

КОНВИКСИЯ – (у Л. Гумилева) – группа людей с однохарактерным бытом и семейными связями, иногда переходящая в субэтнос.

КОНСОЛИДАЦИЯ – упрочение, укрепление, сплачивание отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.

КОНСОРЦИЯ – (у Л. Гумилева) – группа людей, объединенных на короткое время одной исторической судьбой; либо распадается, либо переходит в конвиксию.

КОНСТРУКТИВИЗМ – подход к определению этноса и этничности, считающий этничность самой широкой категорией социальной идентичности, ситуативным феноменом, подчеркивает договорной характер границ между этническими категориями.

КОРЕННОЙ ЭТНОС – аборигенный народ, ведущий племенной образ жизни.

КОСМОПОЛИТИЗМ – отрицание национальной обособленности, ограниченности и замкнутости, стремление к созданию наднациональных обществ, к миру без государственных границ.

КСЕНОФОБИЯ – враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т. п.

КУЛЬТУРА – специфически человеческий способ жизнедеятельности, заключающийся в реализации таких фундаментальных потребностей, как структурирование и осмысление мира. Это процесс и результат смысло- и целеполагающей деятельности человека.

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ – утверждение равноправия всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей.

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ – обмен между двумя или более этническими общностями, материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

МЕНТАЛИТЕТ – (от франц. «мыслительный») привычки сознания и стереотипы поведения, которые самими людьми не осознаются, но лежат в основе их видения мира. Это глубинная и устойчивая структура любой культуры, включающая в себя коллективное сознание и бессознательное.

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ – перемещение населения, связанное с изменением места жительства.

НАРОД – субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны, характеризующийся единством генезиса, языка, религии и художественных традиций.

НАРОДНОСТЬ – исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов.

НАЦИОНАЛИЗМ – идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которых являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям.

НАЦИЯ – исторический тип этноса, представляющий собой социально- экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе государственности, общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и самосознания.

НЕГРИТЮД – учение об особой сущности африканской культуры, ее выделение в качестве идеала и образца, эталона для всех других, прежде всего европейских культур.

ОБСКУРАЦИЯ – фаза в этногенезе (по Л. Гумилеву) – старость этноса, наступающая после 1100 лет его существования.

ОБЫЧАЙ – стереотипизированная форма поведения, связанная с деятельностью, имеющей практическое значение, с регулированием обыденной жизни, нежестко фиксированная программа поведения.

ПАССИОНАРИЙ – (термин Л. Н. Гумилева) человек с повышенной тягой к действию.

ПАССИОНАРНОСТЬ – (термин Л. Н. Гумилева) повышенная тяга к действию.

ПАССИОНАРНЫЙ ТОЛЧОК – (термин Л. Н. Гумилева) мутация, возникающая под действием специфического вида космического излучения и приводящая к появлению пассионарности; может стать спусковым механизмом этногенеза.

ПЛЕМЯ – одна из наиболее древних форм этнической общности, состоящая из родов.

ПРИМОРДИАЛИЗМ – подход к определению этноса и этничности, стремящийся найти объективную основу существования этноса в природе (наиболее общеупотребительны термины КЛИМАТИЧЕСКИЙ или ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ).

ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЭТНОСА – специфический способ восприятия и отражения членами этнической общности различных сторон окружающей действительности.

РАСА – исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных внешних физических особенностей.

РАСИЗМ – идеология и общественная психология, сущностью которых являются представления о биологическом превосходстве или, наоборот, неполноценности отдельных расовых групп.

РЕЦИПРОКНОСТЬ – взаимность, сотрудничество между отдаленными родственниками или индивидами, не связанными отношениями родства, способствует выживанию общности этих людей.

РИТУАЛ – церемонии, действия преимущественно религиозного назначения, носящие символический характер; обеспечивает сплоченность общества, предотвращает конфликты и нейтрализует агрессивность; более строгая форма регуляции поведения, чем обычай.

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ - социально-психологический процесс, представляющий собой осознание социальной группой своей тождественности (единства всех членов на основе каких- либо признаков), а отдельным индивидом — своей принадлежности к определенной группе.

САМОСОЗНАНИЕ – индивидуально-психологический и социально-психологический процесс осознания человеком или социальной группой своих свойств, качеств, положения в системе общественных отношений, интересов, идеалов, ценностей.

СЕГРЕГАЦИЯ – принудительное разделение групп населения по определенному социальному признаку, чаще всего – расовому и этническому. В обществах с узаконенной сегрегацией создается параллельная система социальных услуг (школы, учреждения культуры, транспортные средства и др.), а в отдельных случаях – и специальные территории (резервации) для проживания некоторых этнических групп. В результате возникает полная изоляция этнорасовых групп друг от друга.

СЕПАРАТИЗМ – социально-политические и идеологические устремления к отделению одной части государства от другой.

СЕПАРАЦИЯ – отделение, разделение на составные части; в этнологии — отделение от этноса сравнительно небольшой части, превращающейся со временем в самостоятельный этнос.

СИНКРЕТИЗМ – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего- либо (например, первобытной культуры).

СТЕРЕОТИП – схематизированные модели, программы поведения; упрощенный образ какого-либо явления, фиксирующий лишь некоторые, иногда несущественные черты.

СУБЭТНОС - этническая система, возникающая внутри этноса и отличающаяся своими хозяйственными, бытовыми, культурными и другими особенностями.

СУПЕРЭТНОС – этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникающих одновременно в одном регионе, связанных идеологически, экономически и политически.

ТИТУЛЬНЫЙ ЭТНОС – народ, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию.

ТОПОНИМ – название местности, которое нередко переносится на ее население независимо от этнической принадлежности.

ТОТЕМ – животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания.

ТОТЕМИЗМ – первичная форма религии, отождествляющая род или племя с животным или растением, верящая в происхождение своего народа от тотема.

ТРАДИЦИЯ – способ передачи этнического опыта от одного поколения к другому в виде обычаев, порядков, правил поведения.

ТРАНСФЕР – новое истолкование фактов реальности, приписывание им новых значений — защитный механизм, действующий в этнической культуре.

ФЕНОТИП – совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ – направление в изучении культур, основанное Б. Малиновским; направлено на изучение и выяснение функций каждого элемента культуры.

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЙ ТИП – определенный комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – направление в изучении культур, первая теория культуры, в основе – эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.

ЭГОЦЕНТРИЗМ – воззрение, ставящее в центр всего мироздания индивидуальное Я человека; крайняя форма индивидуализма и эгоизма.

ЭМИГРАЦИЯ – выезд в силу тех или иных причин граждан из своего государства.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ – причисление себя к группе людей определенной национальности.

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ – любая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути известную культурную специфику и осознание себя отдельной самостоятельной группой.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПАРЦИАЦИЯ – разделение единого этноса на несколько более или менее равных частей.

ЭТНИЧЕСКАЯ ФУЗИЯ – слияние нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос.

ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют и страдают по принципу этнических различий.

ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.

ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР – целостная структура, отражающая специфику исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого, внешнее выражение которого наиболее ярко проявляется в особенностях коммуникативного поведения (темп речи, движения, жесты, дистанция и т. п.).

ЭТНИЧЕСКОЕ МЕНЬШИНСТВО – часть этноса, отделенная от основного этнического массива и проживающая в иноэтничном окружении; не следует отождествлять с малочисленными народами.

ЭТНИЧНОСТЬ – совокупность характерных культурных черт этнической группы; форма социальной организации культурных различий.

ЭТНОГЕНЕЗ – происхождение народа.

ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКАЯ МИКСАЦИЯ – слияние народов, не связанных родством, в новый этнос.

ЭТНОГРАФИЯ – часть этнологии, описательный уровень исследований, фиксирующий культурно-бытовые и социальные отличия между народами и, прежде всего, отличия неевропейских народов от европейских.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям.

ЭТНОЛОГИЯ – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

ЭТНОНИМ – название этноса – самоназвание и название, которое ему дают другие народы.

ЭТНОС – устойчивая совокупность людей, обладающих общими психофизиологическими признаками, общностью территории в момент возникновения и на ранних этапах этногенеза, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

ЭТНОФОР – индивид как носитель этнического сознания.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ – представление о превосходстве своего народа над всеми другими, предпочтение интересов своего этноса перед другими.

ЭТОС – квинтэссенция культуры, система идеалов, ценностей, доминирующих в каждой конкретной культуре и контролирующих поведение ее членов.

ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ – средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям осуществлять коммуникативные связи и ориентироваться в пространстве культуры; универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие смысловые конструкции.

 


ХРЕСТОМАТИЯ

 

К. Леви-Стросс

Три вида гуманизма

 

К. Леви-Стросс рассказывает о науке этнологии, занимающейся исследованием общества с первобытных времен. Первые работы, посвященные первобытным обществам, восходят к 1860 г., когда Ч. Дарвин стал изучать проблему биологической эволюции человека. По мнению К. Леви-Стросса, этнология не является ни частной наукой, ни наукой новой, как о ней принято думать.

 

Этнология – самая древняя и самая общая форма того, что мы называем гуманизмом. Потому что никакая часть человечества не может понять себя иначе, как через понимание других народов. Этнология – это область новых цивилизаций и новых проблем. Эти цивилизации не дают в наши руки письменных документов, так как у них вообще нет письменности. А так как уровень их технического развития, как правило, очень низок, они не оставили нам и памятников изобразительного искусства. Поэтому у этнолога возникает необходимость вооружить свой гуманизм новыми методами исследования, применимыми как в гуманитарных, так и в естественных науках. После аристократического гуманизма эпохи Возрождения и буржуазного гуманизма XIX в. этнология знаменует собой – для законченного космоса, каким стала наша планета, – появление универсального гуманизма

Большинству из нас антропология представляется наукой новой, свидетельством изощренной любознательности современного человека. В нашей эстетике произведения первобытного искусства заняли место менее 50 лет тому назад. Интерес к самим первобытным обществам немного более древнего происхождения - первые работы, посвященные их систематическому изучению, восходят к 1860 г., т.е. к той эпохе, когда Ч. Дарвин поставил проблему развития применительно к биологии. Эта эволюция, по мнению его современников, отражала эволюцию человека в плане социальном и духовном.

Думать об этнологии таким образом - значит заблуждаться относительно реального места, которое занимает в нашем мировоззрении познание первобытных народов. Этнология не является ни частной наукой, ни наукой новой: она - самая древняя и самая общая форма того, что мы называем гуманизмом.

Когда в конце Средневековья и в эпоху Возрождения люди вновь открыли для себя греко-римскую античность и когда иезуиты превратили латынь и греческий язык в основу образования, возникла первая форма этнологии. Эпоха Возрождения нашла в античной литературе не только забытые понятия и способы размышления, она нашла средство поставить во временную перспективу свою собственную культуру, сравнить собственные понятия с понятиями других времен и народов.

Критики классического образования ошибаются относительно его природы. Если бы занятия греческим и латынью сводились к простому овладению рудиментами мертвых языков, в них, действительно, было бы немного пользы. Но - и учителя начальной школы хорошо это знают - через посредство языка и чтения текстов ученик проникается методом мышления, который совпадает с методом этнографии (я назвал бы его "техникой переселения").

Единственное отличие классической культуры от культуры этнографической относится к размерам известного в соответствующие эпохи мира. Человеческий космос был ограничен в начале эпохи Возрождения пределами Средиземноморского бассейна. О существовании других миров можно было только догадываться. Но, как мы уже сказали, никакая часть человечества не может понять себя иначе, как через понимание других народов.

В XVIII - начале XIX в. с прогрессом географических открытий прогрессирует и гуманизм. Еще Руссо и Дидро пользуются всего лишь догадками об отдельных цивилизациях. Но в картину мира уже начинают вписываться Индия и Китай. Своей неспособностью создать оригинальный термин наша университетская наука, которая обозначает изучение такого рода культур термином "неклассическая философия", признается в том, что речь идет все о том же гуманистическом движении, заполняющим новую территорию (подобно тому как для древних метафизикой называлось все то, что шло после физики). Проявляя интерес к последним из находящихся в упадке цивилизаций, к так называемым примитивным обществам, этнология выступает как третий этап в развитии гуманизма. Этот этап является одновременно последним, поскольку после него человеку не остается ничего открыть в себе самом, по крайней мере, экстенсивно (потому что существует иного рода глубинное исследование, конца которому не видно).

Но имеется и другая сторона проблемы. Зона охвата первых двух видов гуманизма – классического и неклассического – была ограничена не только количественно, но и качественно. Античные цивилизации исчезли с лица земли и доступны нам лишь благодаря текстам и памятникам культуры. Что касается народов Востока и Дальнего Востока, которые продолжают существовать, метод их исследования оставался тем же, потому что считалось, что цивилизации столь отдельные могут заслуживать интереса лишь благодаря своим наиболее рафинированным продуктам.

Этнология - это область новых цивилизаций и новых проблем. Эти цивилизации не дают в наши руки письменных документов, так как у них вообще нет письменности. А так как уровень их технического развития, как правило, очень низок, они не оставили нам и памятников изобразительного искусства. Поэтому у этнолога возникает необходимость вооружить свой гуманизм новыми орудиями исследования.

Этнологические методы являются одновременно более грубыми и более тонкими, чем методы предшественников этнологии, филологов и историков. Общества эти чрезвычайно трудно доступны, и для того чтобы в них проникнуть, этнолог должен ставить себя вовне (физическая антропология, технология, предыстория), а так же глубоко проникать внутрь, потому что он отождествляется с группой, в которой живет, и должен уделять особое внимание, так как он лишен других сведений, тончайшим нюансам психической жизни туземцев.

Этнология во всех отношениях выходит за пределы традиционного гуманизма. Поле ее исследования охватывает всю обитаемую землю, а ее методология аккумулируют процедуры, относящиеся как к гуманитарным, так и к естественным наукам.

Три следующих один за другим вида гуманизма интегрируют и продвигают человеческое познание в трех направлениях: во-первых, в пространственном отношении, наиболее "поверхностном" (как в прямом, так и в переносном смысле); во-вторых, в наборе средств исследования: мы начинаем постепенно понимать, что, если по причине особых свойств "остаточных" обществ, которые стали предметом ее изучения, антропология оказалась вынужденной выковать новые орудия познания, они могут плодотворно применяться к изучению других обществ, включая и наше собственное; в-третьих, классический гуманизм был ограничен не только своим объектом - пользовавшиеся его благодеяниями люди также составляли привилегированный класс. Даже экзотический гуманизм XX в. был связан с промышленными и торговыми интересами, которые его питали и которым он обязан своим существованием. После аристократического гуманизма эпохи Возрождения и буржуазного гуманизма XIX в. этнология знаменует собой - для законченного космоса, каким стала наша планета, - появление универсального гуманизма.

Ища источник своего вдохновения в обществах наиболее униженных и презираемых, она провозглашает, что ничто человеческое человеку не чуждо, и становится, таким образом, столпом гуманизма демократического, противостоящего всем предыдущим видам гуманизма, которые были созданы для привилегированных цивилизаций.

Мобилизуя методы и инструментарий, заимствованный из всех наук, и ставя все это на службу человеку, этнология хочет примирить человека и природу в едином всеобщем гуманизме.

Пер. с фр. М. К. Рыклина

Опубликован редакцией Электронного журнала "Личность. Культура. Общество".

Cсылки:

Technique de depaysement. Более подробное разъяснение этого понятия см. в книге Леви-Стросса "Грустные тропики" (Levi-Strauss C. Tristes tropiques. P., 1955.) -- Прим. перев.

E-mail: [email protected]

Дата публикации: 13.03.2002

 

Руднев В. П.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.