КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состояние здоровья современных детей и подростков. Понятие о здоровьесберегающих технологиях в работе ОУ
Понятие об организме и уровнях его организации Организм – это сложная открытая биологическая система: сложная, т.к. состоит из большого числа элементов (органов, клеток, тканей); открытая, т.к. не может существовать без обмена веществами, энергией и информацией с окружающей средой; биологическая, т.е. живая; система, т.к. составляющие ее элементы взаимосвязаны между собой. С точки зрения химии, организм представляет собой высшее единство белков и нуклеиновых кислот. Широко известна формулировка Ф.Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел». Белки играют в жизнедеятельности организма решающую роль. Достаточно упомянуть ферментативную функцию белков. Ферменты – биокатализаторы химических реакций, протекающих в организме, и без них жизнь невозможна. Белки синтезируются в организме согласно генетической программе, а носителями генетической информации являются нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Живой организм отличается от неживой природы совокупностью следующих свойств: 1. способность к обмену веществ, по которым подразумевается совокупность физических и химических превращений, протекающих в организме и обеспечивающих его жизнедеятельность во взаимосвязи с окружающей средой; 2. способность к росту и развитию; 3. свойство памяти, т.е. способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию. В живом организме различают генетическую, иммунную память, а также память как свойство мозга, как психическую функцию; 4. раздражимость – способность реагировать на раздражители; 5. способность к саморегуляции, в которой принимают участие нервная и эндокринная система; 6. способность к адаптации, т.е. возможность приспособления к изменяющимся условиям существования; 7. способность к размножению. В организме человека различают следующие уровни организации: а) организменный; б) уровень систем органов; в) уровень органов; г) уровень тканей; д) клеточный уровень; е) субклеточные уровни: уровень мембран, уровень органоидов и уровень молекул или биохимический уровень. Анализ состояния здоровья современных детей и подростков, который был проведен на основе многолетних наблюдений, говорит об увеличении в последнее время количества детей с различными заболеваниями и об увеличении количества заболеваний в период школьного обучения. На состояние здоровья влияют социально- экономические и экологические факторы, но от 20% до 40% негативных влияний на состояние здоровья, по мнению исследователей, связано именно со школой, в которой ребенок проводит до 70% времени бодрствования в течение 11 лет. В конце 90-х г.г., по данным разных исследований, здоровыми оказались 5-25% школьников. В 1998 г. Минздрав России опубликовал следующие данные: в начальной школе учится 11-12% здоровых детей, в основной школе – 8%, в средней школе – 5%. Основными хроническими заболеваниями в 1 классе являются: ЛОР-заболевания, кариес, нарушения опорно-двигательного аппарата; в 10 классе - ЛОР-заболевания, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата. С 1 по 10 класс в 2 раза увеличивается количество сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний ЖКТ, зрения и слуха; в 5 раз – количество эндокринных заболеваний. По данным Института возрастной физиологии РАО, количество заболеваний зрения и слуха увеличивается за годы школьного обучения в 5 раз, пищеварения – в 3 раза, психоневрологические отклонения – в 4 раза. При этом 79% детей школьного возраста имеют пограничные нарушения психического здоровья (неврозы и невротические реакции). В 1 класс приходит 20% детей с подобными нарушениями психического здоровья, а к концу первого класса таких детей – 70%. По данным научного Центра здоровья детей РАМН число здоровых дошкольников в последние годы уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу. Более 70% дошкольников и младших школьников имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, пищеварение, аллергия), 50% страдают хроническими заболеваниями (опорно-двигательный аппарат, нервная система, дыхательная система, пищеварительная система, мочеполовая система, аллергия), 60% имеют физиологическую незрелость, 20% - дефицит массы тела; каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения, 60-70% - кариес. При этом школьная документация не регистрирует реальную картину заболеваемости. Чем старше школьники, тем менее достоверные данные, т.к. дети не обращаются к врачу. В связи с большими школьными нагрузками переходят на образ жизни взрослых, копируя их пренебрежительное отношение к собственному здоровью: сбил температуру и пошел в школу, пришел больной, т.к. сегодня контрольная работа и т.д. И учителя, и родители, и дети знают, что здоровье надо беречь, но знание не переходит в убеждение. Забота о здоровье лишь декларируется. К людям, заботящимся о своем здоровье, часто негативно относятся в коллективе: думает только о себе, плохой работник, т.к. много болеет и т.д. Данные приведенных выше исследований, заставили задуматься о здоровьесберегающих технологиях (ЗСТ) обучения. В России о них активно заговорили с начала века. ЗСТ – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, которая учитывает важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка. Основные направления ЗСТ: 1. рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями (новые санитарные нормы и правила обучения зарегистрированы в Минюсте и приняли силу закона с 01.09.03 г.); 2. рациональная организация двигательной активности учащихся (уроки физкультуры, динамические паузы в режиме школы, спортивно-массовая работа и т.д.) 3. рациональное питание учащихся; 4. система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (гигиеническое воспитание и обучение, бережное отношение к здоровью людей, учитель – пример отношения к здоровью);
Рекомендуемая литература 1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с. 2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 384 с. 3. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с. 4. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с. Дополнительная литература: 1. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.1178-02.-М.: МЗ РФ, 2003 г. 2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПКиПРО,2002 г. 3. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. – Библиотечка журнала «Вестник образования России», М.: ПРО-ПРЕСС, 2003, №9 - 72с.
Тема 2: ПОНЯТИЕ О РОСТЕ И РАЗВИТИИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА План:
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |