Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Евангелизация направлена на всю личность целиком




 

Евангелизация - это обращение к личности человека во всей полноте: к разуму, сердцу, совести и воле. Каждая тема направлена, образно говоря, во все четыре канала, но есть и исключения, когда акцент будет ставиться на чем-то одном. Во-первых, мы обращаемся к разуму, потому что верим, что христианство основывается на исторических фактах: на жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Мы пропове­дуем «Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Коринфянам 2:2). В ход идут все имеющиеся аргументы, и в этом мы следу­ем примеру апостола Павла (см., например, Деяния 18:4). Все, чему мы учим, обязательно имеет библейское основа­ние, мы всегда ссылаемся на библейский текст. От людей не требуется совершать «слепой прыжок веры». Мы надеемся, что они сделают шаг веры, подготовленный доводами разума. Во-вторых, мы обращаемся к сердцу. Наше послание не просто требует согласия интеллекта с выдвигаемыми нами предположениями; скорее оно призывает людей к отношениям любви с Иисусом Христом. Джон Стотт написал:

 

«Духовное не исключает, а даже наоборот, дает много места эмоциональному. Служение Святого Духа... не ограничивается просвещением нашего разума и снабжением нас знаниями о Христе. Он еще и изливает Божью любовь в наши сердца, и та­ким образом свидетельствует нашему духу, что мы есть дети Бо­жьи, ибо Он заставляет нас говорить «Авва, Отче» и восклицать с благодарностью: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, что­бы нам называться и быть детьми Божиими!». Кажется епископ Хэндли Мул в конце прошлого века дал хороший совет: «Осте­регайтесь равным образом как непосвященного богословия (т.е. разума без сердца), так и небогословской посвященности (т.е. сердца без разума)».

 

Грэхем Крэй, директор колледжа теологии в Кембридже, очень точно охарактеризовал культуру 90-х годов, сказав, что она находится в процессе перехода от культуры Просвеще­ния к новой грядущей культуре. В Просвещении над всем царил разум, и объяснение вело к переживанию.[2]

 

 

В существующей переходной культуре с ее «собери – и - смешай» ми­ровоззрением, в котором движение «Новый век» является одним из мощнейших воздействующих характеристик, пере­живания ведут к объяснению.

Во время Альфа курса я обнаружил, что те, кто был вос­питан, по существу, культурой Просвещения, хорошо вос­принимают те части курса, которые обращаются к разуму, но заходят в тупик там, где необходимо переживание Свято­го Духа. На других, пришедших из движения «Новый Век», рациональные и исторические объяснения не производят впечатления, но как только наступает уик-энд, они оказы­ваются как рыбы в воде в присутствии Духа. Они всегда ис­кали подобных переживаний, но всё, что они знали раньше, оставляло их неудовлетворенными, и только в духовных от­ношениях с Богом через Иисуса Христа их голод удовлетво­ряется.

Евангелие обращается и к разуму, и к чувствам. Оно спо­собно окрасить богатейшими ощущениями Божьего присут­ствия разумность тех, кто вырос под влиянием культуры Просвещения, и дополнить необходимым пониманием ис­тины о Боге души тех, кому привычнее переживания.

В-третьих, мы стараемся затронуть совесть. Как писал апостол Павел: «но, отвергнувши скрытные, постыдные де­ла, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а от­крывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2 Коринфянам 4:2). У каждого человека есть совесть, находящаяся где-то глубоко внутри нас способ­ность различать, что хорошо, а что плохо. Когда Дух Святой обличает человека в грехе, Он, как правило, говорит с его совестью. Так что совесть этих людей, если можно так выра­зиться, «играет на нашей стороне». В течение всего курса мы тревожим их совесть, увещевая их покаяться и обратить­ся к Богу.

В-четвертых, мы стараемся обращаться к воле. Хотя ни­кто не может прийти к Отцу, пока Бог не призовет его, как сказал Иисус: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мат­фея 11:27); Уже в следующем стихе Иисус говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успо­кою вас» (Матфея 11:28). Другими словами, Он призывал к решению.

Существует различие между обращением к воле и давле­нием на людей. На Альфа курсе мы стараемся избегать любых форм давления. Мы не произносим бесконечных призывов к покаянию и не гоняемся за людьми, если они не приходят на следующую встречу (все зависит от их решения).

В течение десяти недель, молясь и позволяя Святому Духу совершать Его работу, мы даем людям возможность принять решение, но все это время мы действительно непрерывно обращаемся к их воле.

 

Новозаветные виды евангелизации: классическая, холистическая и евангелизация в силе Святого Духа

 

Грэхем Томлин, проректор Теологического колледжа в Окс­форде, выделяет три вида евангелизации. Такое разделение условно, так как эти виды не исключают один другого и часто идут вместе, что, мы надеемся, и происходит на Альфа курсе.

Классическая евангелизацияевангелизация словом

Во-первых, существует то, что он называет классической евангелизацией, которая является «провозглашением неиз­менного послания». Конечно, в сердцевине Альфа курса лежит провозглашение Евангелия Иисуса Христа: в первой теме говорится о божественности Христа, во второй — о Его смерти на кресте за нас; и каждая тема говорит о принципах христианской веры и жизни.

Мы вовсе не думаем, что можно «подредактировать» апо­стольский вариант Благой вести. Но все же нужно учиты­вать, что мы получили это послание в специфической «упа­ковке»: национальной, культурной, исторической. Каждое поколение должно сделать так, чтобы «упаковка» не оказа­лась «сейфом», внутрь которого никто не может проникнуть. Суть послания, его смысл должен сохраняться неизменным, а «упаковку» необходимо «развернуть», чтобы люди этого времени, в этой стране могли его понять. Мартин Лютер пе­ревел Писание на простой немецкий язык, а лютеранская церковь стала использовать популярные народные песни в прославлении. Методисты под руководством братьев Уэсли решили отказаться от «высокопарности, чтобы стать понят­ными простым людям, говорить самыми простыми и доход­чивыми словами и выражениями, чтобы объяснить свои мысли». А генерал Вильям Бут, основатель Армии спасения, сказал ставшую знаменитой фразу: «Почему все хорошие ме­лодии должны принадлежать дьяволу?»

Папа Иоанн Павел II говорит: «Для современной евангелизации необходима новая культура евангелизации, а не па­мятники старины». Папа Павел IV написал в том же ключе: «Будучи пастырями церкви мы в первую очередь ответствен­ны за то, чтобы смело и с мудростью, полностью сохранив содержание, изменить форму Благой вести так, чтобы легко и эффективно передавать ее нашим современникам... По­местные церкви должны выделить суть Благой вести и «пе­ревести» ее, ни в малейшей степени не исказив истины, на язык, понятный тем людям, которых они хотят достигнуть, и проповедовать на этом языке»

Холистическая евангелизация — евангелизация делом

Во-вторых, это холистическая евангелизация. [3]

Как писал Джон Стотт, «мы убеждены, что наша задача не ограничива­ется евангелизацией, мы имеем и социальную ответствен­ность в Его мире». Евангелизация и социальная деятель­ность идут рука об руку. Последнее означает отстаивание со­циальной справедливости и борьбу с несправедливостью, бесчеловечностью, неравенством, благотворительное служе­ние удовлетворения человеческих нужд, борьбу с голодом, нищетой, бездомностью. На Альфа курсе мы пытаемся с по­мощью учения и личного примера избежать опасности по­казной набожности, веря, что евангелизация в корне связана с социальной ответственностью.

Епископ Лесли Ньюбигин сказал: «Христианские благо­творительные проекты... если они не совмещаются с духов­ной жизнью общины, полной поклонения и святости... теря­ют знаки присутствия Христа и могут превратиться в кресто­вый поход моралистов, который приведет к самоправедно­сти. А те общины, которые хоть и живут в постоянном по­клонении, но не выражают сострадания к миру делом, ри­скуют замкнуться в собственном кругу, служа только членам своей общины».

Евангелизация в силе Святого Духа — подтверждаемая чудесами

В-третьих, это евангелизация силы, сопровождаемая сверхъ­естественным проявлением силы Святого Духа (см., 1 Ко­ринфянам 2:1-5). Мы включаем этот третий элемент, так как твердо верим, что он присутствует в новозаветных событиях. Ранние новозаветные тексты воспринимались как пове­ствовательные, и принято было считать, что на них одних нельзя было построить учение. Но исследователи Нового Завета убедительно доказали, к удовлетворению теологов всех видов, что авторы Евангелий были не только историка­ми, но и теологами. В разной литературной форме Павел и другие авторы посланий очень объемно передали теологию Нового Завета. В Евангелиях центральной темой учения Иисуса является Царство Божие. Пришествие Царства про­является не только в устном провозглашении Евангелия, но и в видимой демонстрации знамений и чудес. Все авторы Евангелий считали, что чудеса должны продолжаться.

Это становится очевидным, если рассмотреть, каким об­разом строит повествование Матфей. Он говорит нам, что «ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и пропове­дуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Матфея 4:23). Затем он дает некоторую часть из учения и проповеди Иисуса в главах 5—7 (Нагорная проповедь), потом девять чудес (в основном исцеления) и заканчивает почти точным повторением Матфея 4:23: «И хо­дил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Матфея 9:35). Матфей использует литературный прием повторения, известный как «inclusion, когда фрагмент текста появляется в начале и в конце взятого в отдельности раздела — таким образом как бы ставится точ­ка. Показав сначала, что делал Сам Иисус, Матфей говорит нам, что затем Иисус послал двенадцать человек делать то же самое. Он приказал им идти в мир и проповедовать то же по­слание: «...Приблизилось Царство Небесное; больных исце­ляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте...» (Матфея 10:7-8)

В конце своего Евангелия Матфей совершенно ясно дает понять, что Иисус наказал всем Своим ученикам идти и на­учить «все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матфея 28:19-20). Речь здесь наверняка идет не только о Его морально-этическом учении, но и о тех повелениях, ко­торые Он давал ранее.

В Евангелии от Марка мы видим похожую модель. Марк говорит нам, что Иисус провозглашал Благую весть (см. Марка 1:14 и далее), подкрепляя ее чудесами и знамениями (см., Марка 1:21 и далее). Иисус совершил торжественное открытие Божьего Царства, и оно продолжает расти по сей день. Нет никаких причин считать, что столь важная Его со­ставляющая должна была уйти. Вот и в так называемом «длинном» финале Евангелия от Марка (даже если оно было приписано во времена ранней церкви, это только доказыва­ет их веру в поручение Иисуса творить чудеса), Иисус сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей тва­ри... Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов... возложат руки на боль­ных и они будут здоровы». Затем ученики пошли и «проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Марка 16:15, 17-18, 20). Иисус говорит: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения», то есть тех, кто верит в Иисуса Христа,— всех христиан.

Чтобы понять теологию Луки, нам нужно рассмотреть Евангелие Луки и Деяния в совокупности. Лука говорит нам в своем Евангелии: «Созвав же двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (Луки 9:1-2). Но Иисус не ограничивается двенадцатью. Подобное поручение Он дает семидесяти двум, приказав им: исцеляйте «находящихся в нем больных, и говорите им: «приблизилось к вам Царствие Божие» (Луки 10:9).

В книге Деяний чудеса и исцеления продолжаются, хотя Иисуса уже нет на земле. После излияния Святого Духа про­исходят самые разнообразные чудеса: от говорения на язы­ках до воскрешения мертвых. Эти доказательства силы про­должаются до последней главы (см. Деяния 28:7-9). В Деяни­ях Апостолов мы видим, как ученики исполняют поручение Иисуса: продолжают проповедовать и учить, а также исце­лять больных, воскрешать мертвых и изгонять бесов (см. Деяния 3:1-10; 4:12; 5:12-16; 8:5-13; 9:32-43; 14:3, 8-10; 19:11-12; 22:9-12; 28:8-9).

Описание чудес, совершаемых в силе Духа, не ограничено синоптическими Евангелиями (т.е. от Матфея, Марка и Лу­ки). В Евангелии от Иоанна сообщается о том, что Иисус сказал, совершая чудеса: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоанна 14:12). Конечно, никто никогда не совершал чудес больших, так сказать, по качеству, чем Иисус. Но что касается количества, то их произошло гораздо больше с тех пор, как Иисус вернулся к Отцу. Он не прекра­тил совершать чудеса, но сейчас Он делает это руками сла­бых и несовершенных человеческих существ. И снова здесь говорится: «Верующий в Меня» — то есть все христиане. Эти приказы и обетования нигде не ограничиваются особой ка­тегорией людей.

На знамения и чудеса опирался Павел, провозглашая Евангелие (см. Римлянам 15:19). Из Первого Послания Ко­ринфянам 12:14 становится ясно, что Павел не верил, что подобные способности предназначались только апостолам, и он ожидал, что в активной и здоровой духовно церкви бу­дут очевидно проявляться дары Духа. Он говорит о «дарах исцеления», «чудотворения», «пророчества», «говорения на разных языках» и «истолкования языков». Он говорит, что эти дары даны различным членам Тела Христа и что они яв­ляются действием Духа (см. 1 Коринфянам 12:7-11).

Нигде в Новом Завете не говорится, что эти дары прекра­тятся в конце века апостолов. Напротив, Павел утверждает, что они прекратятся только когда «настанет совершенное» (1 Коринфянам 13:10). Некоторые считают, что «совершен­ное» — это время формирования канона Писания, говоря, что, поскольку мы сейчас имеем Библию, мы не нуждаемся в «несовершенных» духовных дарах. Однако контекст этого стиха ясно показывает, что Павел отождествляет «совершен­ное» с возвращением Иисуса. Мир все еще не является со­вершенным, и мы также не видим Иисуса «лицеи к лицу» «отчасти» (стих 12). Это «совершенное» произойдет лишь тогда, когда Иисус вернется, и тогда в этих дарах больше не будет необходимости. До этого момента они являются важ­ной частью «всеоружия» церкви. На самом деле это место Писания как раз показывает, что Павел считал, что действие даров не прекратится до возвращения Иисуса.

Автор Послания к Евреям также говорит, что Бог под­тверждает Свое Евангелие «знамениями и чудесами, и раз­личными силами, и раздаянием Духа Святого» (Евреям 2:4). Нигде в Библии не сказано, что сверхъестественное прояв­ление силы Святого Духа ограничивается каким-то особым периодом истории. Напротив, подобные знамения и чудеса являются частью Царства, о начале которого заявил Иисус Христос и которое продолжается по сей день. А значит, мы и сегодня можем увидеть сверхъестественное проявление си­лы Святого Духа как часть деятельности Его Царства и как подтверждение Благой вести. Но все же самое главное, на что мы обращаем внимание людей, — это не знамения и чу­деса, а Бог любви, Который совершает их.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.