Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, задачи детской психологии. Связь с другими науками




 

Детская психология — наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Познание детства как научная проблема. Исторические и социально-психологические аспекты изучения мира детства: положение детей в обществе, их социальный статус и взаимоотношения со взрослыми, специфика детского мироощущения, внутренний мир ребенка. Образы детства в художественной литературе, искусстве и массовом сознании. Социальные установки, отношение к детям и детству в разных культурах, эволюция понятия и образа детства.

Детская психология как раздел возрастной психологии. Связь детской психологии с другими науками: общей психологией, философией, социологией, педагогикой и частными методиками, генетикой и возрастной физиологией.

Теоретические и практические задачи детской психологии.Значение детской психологии в профессиональной подготовке педагога для системы дошкольного образования.

 

Человек появляется на свет. Что мы наблюдаем?

Новорождённый наделён лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни… Но по своему физическому строению, организации нервной системы человек – наиболее совершенное существо в природе… Как объяснить, что это совершенство психики в эволюционном ряду на момент рождения находиться на таком уровне? Более того, замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных. тем дольше длится его детство, там беспомощнее это существо при рождении.

В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился в тысячи раз. Но за это время новорождённый ребёнок практически не изменился.

Как получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребёнок на каждом историческом этапе развития общества, не одинаков?

Парадокс заключается ещё и в том, что само понятие детства как особого состояния человека появилось сравнительно недавно.

Как известно, одна из наиболее адекватных форм отражения реальности – искусство. До XIII века художники вообще не изображали детей, что говорит о том, что ребёнок не воспринимался как личность. В XIII веке появляются детские образы (ангелы, младенец Иисус и дети как символы душ умерших). При этом дети изображались как уменьшенные взрослые. Детских портретов ещё не было. В XVI веке появились портреты умерших детей (что говорит о преодолении равнодушия к детям, т.е. смерть ребёнка уже воспринимается не как естественное событие, а как невосполнимая утрата). В XVII веке появляются изображения живых детей (официально-парадные, дети знати). Так статус детства приобрёл определённое значение (возрастающее в процессе развития общества и культуры).

Вообще, исторически понятие детства связывается нес биологическим состоянием незрелости, а с определённым кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных видов и форм деятельности. Различно также и содержание детства в разные времена и в разных социальных группах. Например, в начале XVII века родился будущий французский король Людовик XIII. Его развитие было очень интенсивным и опережающим возрастные нормы (известные в современной психологии). В 7 лет он, освоив грамоту, в том числе и музыкальную, множество игр, характерных скорее для взрослых (шахматы, теннис, шарады, головоломки), он приобщается к деятельности наряду со взрослыми. Другой пример – XX век, в одном из племен Австралии, сосредоточенных лишь на поиске пищи и воды, дети ведёт себя на уровне первобытных людей (в нашем понимании). В то же время известны случаи, когда дети, взятые из подобных племён на воспитание в раннем возрасте, весьма успешно обучались впоследствии в учебных заведениях, занимались наукой и т.д.

Решением вопросов и парадоксов аналогичного характера и призвана заниматься возрастная психология, отраслью которой и является детская психология.

Это относительно молодая отрасль психологических знаний. Её основателем считается немецкий учёный Вильгельм Прейер (XIX в.), который в книге «Душа ребёнка» описывает результаты наблюдений за развитием психических процессов собственного сына. Это биографическое направление в детской психологии (описание). Данный метод впоследствии использовали В. Штерн, Ж. Пиаже, В.С. Мухина.

 

Психические явления и психологические качества человека не возникают при рождении в готовом виде. Конечно, определённые отличия отмечаются, но это ещё не психологические, а скорее физиологические различия, в них проявляются особенности нервной системы.

Формы познания мира, деятельности и общения, свойственные человеку, развиваются постепенно, и одновременно складываются индивидуальные качества, формируются свойства личности.

Возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до старости изучает особая психологическая наука — возрастная психология. В соответствии с основными эпохами жизни человека она делится на детскую психологию (включая психологию младшего школьника), психологию подростка, психологию юности, психологию взрослости и геронтопсихологию (психология старческого возраста).

Детская психология изучает основные закономерности психического развития ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.