КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Предмет политологии
Сущность и происхождение политики Объектом политологии как науки в широком смысле слова является политическая жизнь общества, в узком - политика. Термин «политика» возник еще в Древней Греции и обозначал первоначально различные формы государственного правления. В современной науке нет единства мнений по поводу определения этой категории. Можно выделить некоторые наиболее общие подходы. Во-первых, политика рассматривается как деятельность по разрешению конфликтов в обществе; во-вторых, политика определяется как средство достижения коллективных идей; в-третьих, политика - это форма реализации власти. Названные подходы не являются взаимоисключающими и отражают многозначность самого термина. При этом можно выделить главные характеристики политики: 1) она всегда затрагивает интересы больших групп людей; 2) это сфера, где задействована политическая власть, которая выстраивает социальные приоритеты и добивается их реализации различными методами и формами; 3) политика всегда имеет идеологическое, институциональное и нормативное оформление. В целом можно сказать, что политика - это сфера общественных отношений, в которых отражаются интересы больших групп людей, и эти интересы реализуются через использование политической власти. Политика - явление историческое. Примитивные общества не знали политики. Регуляция отношений и целостность общества поддерживались при помощи естественных связей, обычаев, религии и т.д. По мере развития материального производства, социальной и демографической мобильности усиливалась социальная, этническая, религиозная дифференциация общества. В человеческих отношениях возник своеобразный блок непримиримых интересов и конфликтов, способных разрушить сообщество. Возникает потребность сохранения целостности общества при условии удовлетворения групповых интересов. Эта потребность была реализована в процессе появления механизмов публичной власти (что свидетельствовало о возникновении государства), обеспечивающей за счет использования средств принуждения необходимые общеобязательные формы социального поведения всех слоев населения. Политика представляет собой одну из разновидностей межгрупповых отношений, имеющую надперсональный характер. Потребность в использовании государственной власти возникает там, где крупные социальные общности, стремясь к достижению своих интересов, вызывают изменения в социальных возможностях других слоев населения. Таким образом, политика является важнейшим регулятором жизни людей. Это позволяет сравнить ее с другим регулятивным механизмом - моралью. Объединяет их то, что и политика, и мораль являются нормативными регуляторами, которые используют нормы, правила и стандарты, обязательные для всех. Политика, как и мораль, исторически изменчива, ее содержание обусловлено множеством самых разнообразных факторов (несмотря на ее относительную автономность, независимость). Среди этих факторов можно выделить следующие: экономические, культурно-исторические, социально-психологические, демографические, природные и прочие, вплоть до случайных. Принципиальные различия политических и моральных норм кроются в способах формирования и средствах реализации. Если моральные нормы складываются ка основе этнических представлений и становятся обязательными по мере признания их людьми, то политические нормы устанавливаются государством и финансируются официально. В отличие от нравственных норм, которые выступают обобщенными правилами индивидуального поведения во всех ситуациях, политические нормы более детализированы и специализированы для конкретных участников политической жизни и формируются политико-властными институтами. Содержание политики невозможно раскрыть без уточнения правовых, социально-экономических и иных ресурсов и источников власти, изучения властного поведения, установления критериев легитимности и легальности власти и т.д. Следовательно, предметом политологии является ядро политики - политическая власть. Политология изучает: 1) законы становления, функционирования и развития политической власти; 2) объективные и субъективные факторы, воздействующие на реализацию этих законов; 3) механизм и результаты действия этих законов. Структура и функции политологического знани я Многозначность и многофункциональность политической подсистемы общества приводят к дифференциации и интеграции наук о политической жизни. Каждая из них имеет свой специфический предмет изучения. Так, история политических учений нацелена на изучение становления политической науки, на эволюцию политических идей и воззрений. Политическая психология акцентирует внимание на эмоциональных, психологических факторах политической динамики, субъективной мотивации политического поведения и участия. Политическая история анализирует изменение политических норм, институтов и процессов в ходе эволюции общества. Политическая социология сосредоточивает внимание на социальных факторах политики, взаимодействии политической и социальной подсистем. Политическая география связана с познанием влияния климато-географических, природных факторов на политическую жизнь. Теория государства и права изучает историю и закономерности возникновения государства и права. Политология среди этих научных дисциплин имеет интегрирующее значение, она синтезирует выводы других наук о политике через ее центральные, базовые категории. Довольно распространено выделение в политологии следующих блоков: Кратология – учение о власти Партология – учение о партиях Элитология – учение о политических элитах Политическая культурология – учение о политической культуре Политическая конфликтология – учение о политических конфликтах и т.д. Этатология – учение о государстве К функциям политологии можно отнести: 1)познавательную функцию, призванную познавать политическую реальность, давать фундаментальные знания о природе и источниках властных отношений; 2)функцию политической социализации, которая направлена на формирование политической культуры людей, на интеграцию индивидов в политическое сообщество; 3)диагностическую функцию, которая выражается в определении соответствия политических курсов и программ тенденциям, потребностям и реальному состоянию развития конкретного общества; 4)прогностическую функцию, связанную с разработкой вариантов развития политических процессов; 5)инструменталистскую функцию, позволяющую выявлять эффективные способы преобразования политической сферы на основе учета интересов субъектов политики, различных социальных групп. Вертикальное и горизонтальное измерения политики. Что мы понимает под политикой? Наличие в магазине хлеба по доступным ценам – это вопрос политики или экономики? Практически любая проблема может принять политический характер при двух условиях: если она затрагивает интересы достаточно больших групп населения (мегаструктур) и если ее решение зависит от государственной власти. Другими словами, политика имеет горизонтальное (включающее отношения больших масс народа между собой) и вертикальное (вбирающее отношения народа и властей). Субъекты политики – участники политического процесса, т.е. те, кто активно участвуют в политической жизни. Все субъекты в определенных ситуациях становятся объектами, т.е. теми, на кого направлена деятельность разных участников политики. Среди субъектов политики выделяют три группы: - социальные: 1. индивид, как составляющий элемент всех остальных субъектов политики, но и способный участвовать в политике самостоятельно (полит.актор, избиратель). 2. микроструктуры – малые или первичные группы (семья, группа друзей, актив партии, политические: клака, клико, клан). 3. макроструктуры – крупные группы: большая фирма, население определенного города, категория населения со специфическими интересами (афганцы, ликвидаторы Чернобыля, обманутые вкладчики). 4. мегаструктуры – очень большие группы, пронизывающие всё общество: студенчество, предприниматели, рабочие, татары, русские, молодежь, пожилые, мужчины и женщины, православные, мусульмане и т.д. 5. метаструктуры – категория охватывающая практически всё общество: электорат, гражданское общество, нация, цивилизация, человечество. - институциональные субъекты, то есть политические институты – учреждения, организации, имеющие организованную структуру, централизованное управление, аппарат исполнения и регулирующие использование власти и доступ к ней. Делятся на: реальные, (руководители которых избраны народом) и квазиинституты, (руководителям которых подчиняются невзирая на отсутствие выборности). В составе институциональных субъектов политики выделяются: государственные структуры: государство, его подструктуры (ветви и уровни власти) и группы государств (ООН, НАТО, ЕС); политическая инфраструктура: партии, политдвижения, профсоюхы, пропагандистские структуры. - функциональные субъекты политики: 1. группы интересов – объединения, имеющие кроме основной функции, задачу отстаивания своих интересов в отношениях с властями: аномические (толпы, демонстрации, митинги) и институциональные (союзы потребителей, армия, правительство субъектов федерации в центре, творческие союзы, научные и студенческие общества). 2. группы давления – специфические группы интересов, чья главная цель – оказания политдавления на власть: СМИ, политклака, лобби, оппозиция.
Западные политологи часто активных субъектов политики называют акторами. Среди политических акторов выделяют: 1) прямых участников политики (народ, политакторы и институты) 2) косвенные участники политики, воздействующие на политику лишь через прямых его участников. По степени реализации присущих тому или иному субъекту политики функций, выделяются: 1) квазиполитические или квазисубъекты (если основные функции лишь заявляются, но не выполняются) 2) политические субъекты (если функции осуществляются) По уровню реализации функций: 1) протополитические или протосубъекты (если субъект политики еще не способен к полноценной реализации своих функций, только подходит к ней, учится, готовится к их выполнению). 2) Параполитические или парасубъекты (исполняется лишь часть из основных функций). 3) Реальный или зрелый субъект (если в состоянии полноценно исполнять присущие им задачи)
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |