Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь с комедией дель арте




 

Высокая комедия - комедия, в которой на фоне серьезной жизненной ситуации показаны сатирические и комические персонажи. Считается, что высокая комедия утверждает важные общественные и нравственные идеи.

Жанр «высокой комедии» был создан Мольером в начале 1660х г. Она отвечала нескольким классическим правилам:

- 5актная структура

- стихотворная форма единство места, времени и действия

- интрига, основанная на столкновении взглядов

- наличие интеллектуальных персонажей

Мольер достиг слияния литературной комедии и народного фарса как структурного и движущего принципа новой оригинальной формы комедии.

Сущностной чертой высокой комедии был элемент трагического. Комедии Мольера затрагивают широкий круг проблем: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества (лицемерие, корыстолюбие, тщеславие и др.), сословность, религия, культура, наука (медицина, философия) и т.д. Главная черта мольеровских персонажей – самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою судьбу в борьбе со старым и отжившим. У каждого из них есть собственные убеждения, собственная система взглядов, которые он отстаивает перед своим оппонентом; фигура оппонента обязательна для классицистической комедии, ибо действие в ней развивается в контексте споров и дискуссий.

Другая черта мольеровских персонажей – их неоднозначность. Многие из них обладают не одним, а несколькими качествами (Дон Жуан), или же по ходу действия происходит усложнение или изменение их характеров (Аргон в Тартюфе, Жорж Данден). Но всех отрицательных персонажей объединяет одно – нарушение меры. Мера – главный принцип классицистической эстетики. В комедиях Мольера оно тождественно здравому смыслу и естественности (а значит и нравственности). Их носителями нередко оказываются представители народа (служанка в Тартюфе, жена-плебейка Журдена в Мещанине во дворянстве). Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра – через смех гармонизировать мир и человеческие отношения.

В конфликтах комедии нового типа явственно ощущались основные противоречия реальной действительности. Теперь герои выступали не только в их внешней, объективно комической сущности, но и со стороны их субъективных переживаний, имевших для них подчас подлинно драматический характер. Этот драматизм переживаний придавал отрицательным героям новой комедии жизненную подлинность, реальность, отчего сатирическое обличение приобретало особую силу. Драматизм комедии раскрывал и остроту восприятия художником пороков дворянско-буржуазного общества, придавал его критике особую серьезность и страстность; и тогда в его громком обличительном смехе звучали интонации гражданского негодования.

Наряду с классическими признаками высокая комедия сохраняла элементы народного фарса (проявляется в бытовой конкретности) и комедии дель арте:

- стремительно развивающийся сюжет

- композиционные схему действующих персонажей

- органическое единство интриги и буффонады

- внутреннее переплетение лирического и комического

- импровизационная легкость диалога с его острыми и ритмически четкими репликами. Т.о. высокая комедия сохранила комический динамизм действия.

Цель комедии: правдивое изображение и сатирическое освещение жизни

 

 

3. Философские и нравственно-эстетические аспекты комедий Ж.-Б. Мольтера ("Тартюф", "Дон-Жуан"). Синтез поучительности и развлекательности в творчестве драматурга.

 

Мольер высмеивает прециозное направление, царствующее в литературных салонах, как неразумное заблуждение, противоречащее природе и разуму. Выступая арбитрами литературы и изящного вкуса, посетители салонов довели изящество манер и речи до пародийной утрированности. Зеркало на языке модных дам называлось «советником граций». Чертились Карты Нежности, в которых располагались Селения Любовных Писем, Озера Равнодушия и т.д. Пьесы Мольера изображали нравы и обычаи Парижа того времени. Оригиналы его сценических портретов сидели тут же – в зале, в ложах, на сцене.

В основе «Смешных жеманниц» лежит постоянный для комедий Мольера конфликт между разумом и заблуждением в душах героев. Две девицы Мадлон и Като отвергают любовь честных и благородных дворян и мечтают о любви идеальной, какой она описана в чувственных романах. Валер и Дюкруази подсылают к ним своих лакеев под видом маркизов, и барышни в ослеплении уже готовы отдать свои сердца недостойным слугам, когда обман открывается.

Практически в каждой пьесе Мольер обращался к любовно-матримониальному сюжету. С рассказа о браке Доньи Эльвиры начинается «Дон Жуан», с рассуждений о браке Марианны – «Тартюф». В пьесах «Урок мужьям» и «Урок женам» основой сюжета служит желание немолодого человека вступить в брак со своей юной воспитанницей.

Герои пьес Мольера часто прибегали к плутовству и обману. Юные девушки обманывали старых опекунов, молодые герои принимали чужие имена. Слуги морочили головы господам. Однако их розыгрыши, плутни и обманы имели благую цель – соединение с возлюбленным, помощь неумелым господам, урок заносчивым девицам. И никто не пытался придать обману вид невинности. Тартюф – новый тип обманщика в творчестве Мольера – обманщик-лицемер. Он обманывает доверие своего друга и покровителя Оргона, разоряет его семью, волочится за его женой. Но при этом он разыгрывает из себя святошу и праведника, читает наставление окружающим о том, как они должны себя вести.

Оргон попадает на удочку высоких слов и фальшивой набожности. Он целиком доверяет своему новому другу. За резкий отзыв о Тартюфе он выгоняет из дома сына Дамиса. Он рвет помолвку дочери Марианны с ее любимым женихом Валером, чтобы выдать ее замуж за Тартюфа. Он не верит ни нападкам служанки, ни словам жены. Оргон делает Тартюфа своим единственным наследником, передает ему на хранение компрометирующие бумаги. Его жена Эльмира, чтобы открыть глаза мужу, делает его свидетелем любовных домогательств Тартюфа. Сидя под столом, Оргон видит, как Тартюф недвусмысленно пристает к его жене, и воочию убеждается в лицемерии своего друга: «Еще не видел мир такого подлеца».

Тартюф грозится изгнать его семью из собственного дома, прибрать к рукам его состояние, а самого Оргона отправить в темницу. Спасает семью чудо – появление офицера с королевским предписанием арестовать Тартюфа.

В комедии Мольер нарисовал образ ханжи и пустосвята, прикрывающего религиозными изречениями темные делишки. Проповедуя призрение к тленным богатствам этого мира, Тартюф ловко устраивает свои дела. Прибирая к рукам денежки благодетеля. Идея о презрении к миру, к греховной тяжести земных благ, овладевая душой новообращенного Оргона, сталкивается со здравым смыслом его окружения.

«Дон Жуан». Бросив наскучившую ему очередную жену донью Эльвиру, Дон Жуан устремился на поиски новых приключений. Он увлечен проектом похищения понравившейся ему девушки-невесты во время ее морской прогулки с женихом. Шторм переворачивает лодку Дон Жуана и его спасают крестьяне. В деревне чудом спасшийся дон Жуан затевает одновременные интрижки с двумя крестьянками, обещая обеим на них жениться. Только известие об угрожающей опасности мешает его планам. Заблудившийся в лесу и направленный на верную дорогу встретившимся отшельником, Дон Жуан защищает от разбойников Дона Карлоса, брата доньи Эльвиры. Узнав, что его спас Дон Жуан, оскорбивший честь его семьи, Дон Карлос спасает его от расправы родственников – мстителей. Они договариваются о скорой дуэли. Оказавшись у гробницы убитого им командора, Дон Жуан приглашает статую к себе на ужин. Уговоры посетившего его отца и доньи Эльвиры не заставляют его раскаяться. Даже визит каменной статуи не вызывает в нем перемен, и он соглашается в свою очередь пожаловать на ужин к командору. Чтобы получить помощь от отца, Дон Жуан прикидывается раскаявшимся, добавляя к своим многочисленным порокам лицемерие. Статуя произносит приговор: «Кто закоснел в грехе, того ожидает страшная смерть; кто отверг небесное милосердие, над тем разразятся громы небесные». Земля разверзается и поглощает грешника.

Дон Жуан – философствующий циник, человек, верящий только в здравый смысл. В веления природы и то, что дважды два равно четырем. Он лишен всяческих нравственных и религиозных устоев от природы и по убеждению.

Его цинизм не могут поколебать ни мольбы, ни призраки, ни сверхъестественные силы. И вместе с тем фигура Дон Жуана лишена однозначности, двойственна. Он умен, храбр, не чужд жалости (нищему дарит золотой). Ему дано обаяние сильной личности. Но его сила – разрушительна. Он оставляет за собой разбитые судьбы, разрушенные семьи. Несчастных довершившихся ему женщин.

В комедии Мольера показано, что злодею невозможно удержаться на одном уровне зла: он неизбежно скользит по наклонной плоскости. К концу пьесы Дон Жуан теряет свое прямодушие, которым он так гордился. Он отказывается выйти на дуэль. Ранее приняв вызов. К многочисленному списку пороков он добавляет наихудший – лицемерие.

Мольер дает в спутники Дон Жуану Сганареля. Он в пьесе – постоянный оппонент своего господина в вопросах мировоззрения, свидетель и судья его поступков. Его постоянный собеседник. Сганарель защищает традиционные нравственные и религиозные ценности. Разум, чью мощь Клеант в «Тартюфе» считает достаточной для отделения правды от лжи, в «Дон Жуане» уже не представляется столь безусловным гарантом правильного пути. Разумными доводами Дон Жуана открывается прямая дорога в ад.

4. Расцвет классической трагедии. Жан Расин. «Федра».

Жан Расин (1639-1699), родился в семье чиновника. Закончил образцовую школу общины Пор-Роял, где получил обширные познания в античной литературе, изучил греческий и латинский. После окончания школы уезжает в Париж, где знакомится с кругом литераторов и театральных деятелей. Начинает сам писать для театра.

Первая пьеса «Фиваида, или Братья-соперники» (1664) прошла в театре Пале-Роял со средним успехом. Следующая трагедия, «Александр Великий» (1665) навсегда поссорила Расина с Мольером (отдав трагедию в театр Мольера, Рассин вскоре передал ее в бургундский отель, где она пользовалась большим успехом).

Настоящим триумфом стала его трагедия «Андромаха», написанная в 1667 году.

В основе пьесы лежит предание о любви сына Ахилла, Пирра к пленнице Андромахе, и об убийстве Орестом Пирра из-за ревности к Гермионе, дочери Менелая, ставшей невестой Пирра. Расин, опираясь на пьесу Еврипида, несколько меняет сюжетные ходы. По Еврипиду, Гермиона – жена Пирра. У Расина – его невеста.

Место действия – Бутрот, владения царя Пирра, а также Трезен и Фивы. Жизнь сосредоточена в домашних покоях, убежать оттуда рассиновский герой может только в море.

Герои расиновских трагедии – это пленники страстей. Расин не стремился вызвать чувство восторга у зрителей. Он волновал картиной терзающих душу страстей, видом несчетных влюбленных, что не могут справится с чувством которого стыдятся, и уступают силам, которые они не могут победить.

Расин стремился, что бы актеры на сцене были похожи на античные статуи, сохраняли благородство речей и манер, свойственных высшему свету. Искусство исполнения классической трагедии стало называться со времен Расина «искусством декламации». Актеры обучались приемам высокоразвитого ораторского искусства. Размерная плавная речь была полна то нежности, то гнева. Человеческие чувства выражались согласно векам отработанному канону, восходящему еще к риторам античности: ненависть- голосом строгим и резким, любовь – нежным и радостным, гнев – стремительным. При этом сохранялось ясное произношение стихов.

Эмоциям соответствовали определенные жесты. Мольба- руки, сомкнутые ладонями, тянутся к партнеру, горе – пальцы сцеплены, руки заломлены над головой или опущены. Запрещались обыденные позы и жесты (расставленные ноги, потирание рук, и т.д.) Категорически запрещалось поворачиваться спиной к зрителю.

Костюм трагического героя подчинялся правилам этикета. Состоял из парчовой кирсы, облегавшей талию, длинных рукавов с буфами и лентами на плечах, короткой юбочки на фижмах, чулок телесного цвета, высоких сапог со шнуровкой.

Женские костюмы приближены к придворной моде и обильно украшены вышивкой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.