Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система местного управления




Руководство государственной службой

Статус государственного служащего (права, обязанности, ответственность и гарантии деятельности)

Объём прав и обязанностей государственных служащих не всегда совпадает с правами и обязанностями иных граждан. Прежде всего, это касается политических прав, так как в большинстве стран действуют правила о полном или частичном запрете на участие госслужащих в политической деятельности. В Канаде общие запреты для государственных служащих на участие в избирательной кампании не действуют, когда они получают специальное разрешение от Комиссии гражданской службы.

Одними из наиболее актуальных вопросов при установлении статуса государственных служащих являются законодательное закрепление оплаты труда и системы гарантий социальной и правовой защищенности госслужащих. В странах англосаксонской системы эффективность деятельности государственного служащего обеспечивается конкурсным и конкурентным подходом, наличием системы оценки результатов работы государственного служащего, а также зависимостью оплаты труда и продвижения по службе от качественных и количественных результатов работы госслужащего.

В странах романо-германской группы законодательно установлена система гарантий социальной и правовой защищенности государственного служащего (в том числе и усложненная процедура его увольнения), зависящая в основном от должности и стажа службы. Как правило, это обосновывается тем, что за повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой, госслужащим полагается компенсация. Кроме того, социальные льготы отчасти компенсируют более низкий уровень заработной платы, чем в "частном" секторе экономики.

Одной из тенденций развития законодательного регулирования ГС является принятие кодексов поведения государственных служащих, в которых устанавливается ряд дополнительных обязанностей этического характера. Впервые "Кодекс этики государственных служащих" был принят в 1958 г. в США, затем "Моральный кодекс" был разработан и принят в Великобритании.

Усложнение задач, стоящих перед исполнительной властью, повышение ее роли в системе разделения властей, рост численности государственных служащих и ряд иных факторов привели к структурной перестройке руководства государственной службой.

Высший уровень руководства службой осуществляется главой государства (в странах с президентской формой правления) или главой правительства (с парламентской формой правления). При смешанных формах правления определенными полномочиями могут обладать и глава государства, и глава правительства. Так, во Франции общее руководство гражданской службой возложено на премьер-министра в силу его полномочий в сфере управления, но, согласно Конституции 1958 г., за президентом было сохранено право назначать на высшие гражданские и военные должности.

В англосаксонских странах общие полномочия по управлению и определению структуры государственной службы традиционно сконцентрированы в центральных органах финансового управления: в Великобритании и Канаде – в Казначействе, в США – в Службе управления и бюджета.

Наряду с органами общей компетенции, руководство государственной службой осуществляется также специальными органами: Комиссией по вопросам государственной службы – в Канаде, Службой руководства персоналом – в США, Генеральным управлением администрации и государственной службы – во Франции, Федеральным комитетом по кадрам – в ФРГ. В то время как во Франции и ФРГ эти органы разрабатывают общие направления политики в сфере гражданской службы, в США и Канаде они также занимаются комплектованием государственного аппарата.

В англосаксонских странах представительные органы местного управления формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Кроме того, для англосаксонской системы характерно отсутствие на местах уполномоченных центрального правительства, которые бы непосредственно опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц. Наряду с представительными органами в странах с такой системой местного управления (в первую очередь в США) непосредственно населением избирается и ряд должностных лиц. Значительными полномочиями здесь обычно наделяются комиссии (комитеты) местных представительных органов, играющие большую роль в разработке и принятии решений.

Контроль деятельности местных органов в англосаксонских странах осуществляется в основном косвенным путем: через центральные министерства, а также с помощью судов. При анализе места и роли местных органов в политической системе англосаксонских стран главный упор обычно делается на то, что они являются составной частью механизма государства. Используемый в законодательстве этих стран термин местное управление для обозначения организации и деятельности местных органов власти обычно указывает лишь на один из критериев их отграничения от всех других государственных органов, на их локальный характер.

В романо-германских странах модель местного управления основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Впервые данная система возникла во Франции. Ее специфика уходит своими корнями в историю этой страны, когда главной опорой королевской власти служили полномочные представители монарха, а не органы местного самоуправления коммуны.

В рамках континентальной системы представительные органы порой создаются лишь в административно-территориальных единицах, признанных законодателями в качестве территориальных сообществ. В отдельных административных подразделениях, таким образом, местные представительные органы могут вообще отсутствовать (например, в округах и кантонах Франции).

Местное управление в ряде стран (Австрия, Германия, Япония) имеет сходство, как с англосаксонской, так и с континентальной моделями, обладая при этом и некоторыми специфическими чертами, что позволяет говорить о своеобразных смешанных, гибридных системах управления на местах. Местное управление такой крупной азиатской страны, как Индия, по большинству своих параметров напоминает британское местное управление. В то же время здесь функционирует совершенно не свойственное англосаксонской модели прямое государственное управление на местах через назначенных сверху чиновников.

США по устройству представляют собой федеративную республику. Состоящую из 50 штатов, которые являются ее субъектами. США по форме правления является президентской республикой. В основе политической системы США лежит конституция. Конституционная система США базируется на 3 основных принципах: разделение властей, федерализм, судебный конституционный надзор.

Особенности США как президентской республики заключаются, во – первых, в сочетании полномочий главы государства и главы правительства в одном лице – Президенте; во – вторых, во в непарламентском способе избрания президента и формирования министерств; в – третьих, в отсутствии у президента права распускать конгресс.

Носитель судебной власти – верховный суд США формируется совместно президентом и сенатом (президент – назначает, сенат – утверждает). Судебный конституционный надзор заключается в том, что суды имеют право признать несоответствующими конституции и недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти.

Законодательная власть в США осуществляется конгрессом США и законодательными собраниями штатов. Конгресс США состоит из 2 плат: сената и палаты представителей (437 членов, по 1 от 500 000 избирателей, избираются на 2 года). Сенат состоит из 100 сенаторов, по 2 из каждого штата, сроком на 6 лет. Каждые 2 года избираются треть сенаторов. Конгресс устанавливает для всей страны налоги, пошлины, утверждает федеральный бюджет, занимает деньги в кредит, уплачивает долги от имени США, регулирует внешнюю торговлю.

Исполнительная власть в США представлена и осуществляется президентом, с помощью разветвленного аппарата, и губернаторами. Президент является верховным главнокомандующим ВМС США. Президент и вице-президент избираются на 4 года косвенными выборами. Сначала избирают выборщиков, а затем уже коллегия выборщиков избирает президента и вице – президента. Каждый штат посылает в коллегии выборщиков столько членов, сколько он избирает членов палаты представителей и сената. Как совещательный орган при президенте функционирует кабинет министров, в состав которого входят главы федеральных министерств, глава министерства юстиции, глава МИД.

Законодательная власть в штатах принадлежит законодательному собранию (легислатура). В круг полномочий штатов входит принятие собственных законов и конституций, регулирование торговли и экономики внутри штата, охрана общественного порядка, установление принципов судопроизводства.

Исполнительная власть в штатах осуществляется губернаторами. Избираемыми на 4 года. Губернатор рекомендует легислатуре законодательную программу, пользуется правом вето на законы штата, готовит проект бюджета штата и т. д. Губернатор представляет штат в отношениях с федеральным правительством и правительствами др. штатов.

Организация МС в США является одной из самых сложных в мире. Вся территория подразделяется на 3041 графство. Наиболее распространенной формой управления является комиссионная форма. При этой форме совет графства выполняет как законодательные, так и исполнительные функции, а в отдельных штатах и судебные. Эта форма не предполагает наличие высшего должностного лица.

Особый вид административно – территориальных единиц составляет городские поселения, имеющие статус муниципальных корпораций (бороу, виллидж). В них проживают 2\3 населения. Большинство муниципалитетов входит в состав графств, являются самоуправляющимися единицами, подконтрольными только властям штата.

Организационная, административно – территориальная и финансовая неприспособленность муниципалитетов и графств для решения многих задач госуправления явилось причиной создания на местах относительно автономных органов спецназначения, выполняющих 1 или несколько строго определенных функций. Спец округа выступают как самостоятельные юридические лица, наделены правом заключать соглашения, приобретать собственность и распоряжаться ею. Выделяют следующие типы специальных округов: пожарные, водоснабжение, по охране почв, жилищного строительства, санитарные, дорожному строительству и т. д. Общее количество спецокругов-28588.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.