КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самооценка как компонент самосознания: ее структура и проявления
ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ Практическое занятие 1
Цели занятия: 1.Формирование знаний и умений по изучению особенностей самооценки личности. 2. Исследование особенностей самооценки личности.
Сознание – это высшая форма развития и проявления психики человека. Сознание осуществляет мысленное построение действий, контроль и управление поведением человека, определяет его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Содержательно сознание включает в себя совокупность знаний о мире и о себе самом. Последнее трактуется как самосознание. Самосознание - это осознанное отношение человека к самому себе, выражающееся в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения. При изучении феномена самосознания выделяют три основных аспекта (рис. 1.1): 1) взаимообусловленность сознания и самосознания; 2) механизмы самосознания; 3) функции самосознания. Самосознание предполагает осознание своего Я во всем много-образии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Само-сознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и саморегуляцию. Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Знание о себе накапливается в процессе самопоз-нания и фиксируется в виде Я- концепции. Я- концепция – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я- концепция подразделяется на идеальную Я- концепцию, т.е. какой хочет стать личность в соответствии с ее идеалами, и реальную Я- концепцию, т.е. каким видит себя человек на данный момент.
Рис. 1. Самосознание и его проявления
На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия[1]. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, в значительной степени определяет социальную адаптивность (социальную адаптацию и дезадаптацию личности). Следует признать, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Отношение человека к себе и самооценка формируются в процессе воспитания. По своей генетической сущности они представляют усвоенные ребенком отношения к нему и оценки значимых других, осо-бенно родителей и близких членов семьи. Поэтому ненормальное отно-шение к ребенку (эмоциональная холодность, отсутствие родительской любви и ласки, излишняя требовательность, жестокость и т.п.) и его неадекватная оценка приводят к искажению его самооценки и, как следствие, способствуют, по мнению криминологов, проступочному или преступному поведению. На самооценку, формирование которой происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, в значительной степени влияет социум. Любое оценочное суждение о себе, о своих психо-логических качествах и личностных свойствах основано на сравнении этих качеств и свойств с определенными образцами (эталонами). Такими образчиками для человека служат личностные особенности значимого другого или лиц, связанных с ним референтными отношениями. Суждения человека о себе во многом зависят от того, с какой группой он себя соотносит. Различают текущую и личностную самооценки. Текущая самооценка – это оценка человеком своих действий и поступков. Такая самооценка является основой для саморегуляции чело-веком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем, установив их приемлемость и желае-мость, степень успешности, человек совершает в соответствии с само-оценкой коррекцию этих действий и поступков, т.е. осуществляет саморегуляцию своей деятельности и поведения. Личностная самооценка – это отношение человека к своим способ-ностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Таким образом, адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности. Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих.
Рис. 2. Виды самооценки личности
Различают неадекватную завышенную самооценку – переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку – недооценку себя субъектом (рис. 2).
Методика исследования самооценки личности
Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |