Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки




Шаг 4. Отчет по результатам исследования особенностей самооценки

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу.

 

Индивидуальные результаты исследования
особенностей самооценки

Уровни выраженности показателей самооценки Проявления самооценки
в обыденном поведении в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) в учебной (профессиональной) деятельности
Самооценка высокая неадекватная (от + 1,0 до + 0,85)      
Самооценка высокая адекватная (от + 0,84 до + 0,53)      
Самооценка средняя адекватная (от + 0,52 до - 0,1)      
Самооценка низкая адекватная (от - 0,09 до - 0,32)      
Самооценка низкая неадекватная (от - 0,33 до - 1,0)      

 

 

 

Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества лич-
ности – достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Излишняя самоуверенность может быть следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. В результате этого происходит своеобразный дисбаланс во взаимосвязи механизмов самооценки и самоконтроля. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого само-контроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков.

Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отри-цательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Ввиду этого самоуверенность выступает как профессионально негативное качество, ведущее к снижению безопасности и надежности деятельности. Человек с завышенной самооценкой обычно переоценивает себя, свои возможности, что может служить причиной конфликтных отношений с окружающими, отвергающими его завышенные притязания на всеобщее признание и более высокий статус. Поэтому справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная.

Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере независящих от действий самой личности. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других своим высокомерием и непререкаемостью суждений. Все это в значительной мере усугубляет характер межличностных отношений, способствует свертыванию контактов с окружающими людьми, ведет к самоизоляции субъекта и развитию у него таких отрицательных личностных качеств, как нарочитое высокомерие, отчуждение, излишняя подозрительность и чрезмерная мнительность.

Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенство-вании затрудняют включение их в процесс самовоспитания. Человек с завышенной самооценкой нежелает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверен-ностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, тревожность, «комплекс неполноценности», обидчивость, придирчивость, чрезмерная совест-ливость. Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного, и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Заниженная самооценка может быть обусловлена многими причинами: низкая успеваемость в школе, насмешки сверстников и чрезмерная критика со стороны взрослых и т.п.

Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т.д. Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат. Недостаток уверенности в себе является серьезным противопоказанием к овладению рядом профессий, особенно связанных с работой в сложных условиях деятельности, требую-щих от человека умения под воздействием ориентированных факторов сохранять профессиональную надежность, быстро ориентироваться в обстановке и принимать ответственные решения.

Для объективной оценки личности субъекта, помимо его само-оценки, необходимо учитывать действительную оценку личности, которую дают ему окружающие. Исследования показали, что значительное повышение самооценки личности сопряжено со снижением ожидаемой ее оценки группой, а повышение оценки, которую субъект дает окружающим, приводит к повышению и реальной оценки его личности со стороны окружающих. Например, личность с завышенной самооценкой, с низкой оценкой его окружающими и низкой ожидаемой оценкой группы будет скорее представлять собой тип конфликтной личности, склонной приписывать себе достоинства, а окружающим недостатки.

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности – уверенность, лежат необходимый опыт и соответст-вующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.

Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем чтобы не повторить их вновь. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе, друзья и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры. Отсюда вывод:надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием. Без самооценки немыслим процесс самоактуализации личности, под которым понимается стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.