Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иерархия уровней общения А.Б. Добровича




Тема 1. Базовые аспекты теории коммуникации

1.1. Коммуникации: понятие и функции

Коммуникация (от лат. communicatio - сообщение, передача):

· в общем виде: передача информации от одной стороны к другой при помощи специальных материальных носителей, сигналов и символов

· механистический подход: процесс кодирования и передачи информации от источника к получателю

· деятельностный подход: совместная деятельность участников процесса

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности (Головин С. Словарь практического психолога).

Элементы общения:

· интеракция - взаимное влияние индивидов, участвующих в общении;

· перцепция - взаимное восприятие, понимание и оценка людьми друг друга и предмета общения;

· коммуникация - обмен информацией, в результате которого происходит её изменение и развитие.

Функции общения (классификация Л.А. Карпенко)

· Контактная функция предполагает установление контакта для приёма и передачи информации в процессе общения;

· информационная – процесс приёма/передачи информации;

· побудительная – стимулирование активности партнера по общению;

· координационная – взаимную организацию и согласование действий;

· функция понимания – осознание и восприятие сообщений и особенностей поведения партнера;

· эмотивная функция предполагает «обмен» эмоциями;

· функция ус­тановления отношений – определение и установление собственного места в социальной системе,

· функция оказания влияния – воздействие на личностные установки (намерения, мнения, решения, потребности, действия) участвующих в общении лиц.

· Примитивный уровень -предполагает односторонний подход к интересам участников процесса; характерно игнорирование актуальных ролей партнёров (психологических ролей, демонстрируемых индивидами в процессе общения) и преувеличение собственной роли (собственной психологической роли, которую индивид демонстрирует окружающим).

· Манипулятивный уровень - остальные участники общения рассматриваются индивидом как инструменты для достижения каких-либо целей, соперники по игре, которую необходимо выиграть; манипулятор нацелен на улавливание актуальной роли партнера и собственной роли, воспринимаемой окружающими, для достижения поставленной цели.

· Стандартизированный уровень или «контакт масок» избирается индивидами в случае, если одна или несколько сторон не хотят в силу каких-либо причин принимать участие в общении, навязываемом окружающими.

o «Маска нуля» – выражает безучастность, искусственные и зачастую нарочитые вежливость и любезность, а также стандартные шаблоны поведения уместные для различных ситуаций (например, в общественном месте) и не имеющих эмоциональной окраски.

o «Маска тигра» – характерно проявление агрессии к лицу, навязывающему контакт. Используется людьми с низким социальным рангом в ситуациях, когда от них зависят другие, или же как попытка скрыть страх, неуверенность или прочие сильные эмоции.

o «Маска зайца» –робость, угодливость, чрезмерную почтительность при общении, например, с человеком, имеющим более высокий социальный статус.

o «Маска клоуна» выражает нарочитую внешнюю чудаковатость, безбашенность. Используется человеком, чтобы окружающие не принимали его в серьёз, что позволяет скрыть истинные мысли и эмоции.

o «Маска простодушия», выражает неискреннюю наивность, что также может ввести в заблуждение.

o «Маска уязвимости» демонстрирует страдание её владельца, в результате чего любое приглашение к общению со стороны выглядит неуместным, собеседник может и должен почувствовать вину за столь неудачную попытку взаимодействия.

· Конвенциональный уровень – полноценное человеческое общение, включающее восприятие и признание ролей окружающих, эмоциональную наполненность. Конвенция (лат. conventio — договор, соглашение) с психологической точки зрения предполагает принятие, разделение и соблюдение всеми участниками коммуникационного процесса определённых, часто исторически сложившихся, правил поведения людей в том или ином социуме

· Игровой уровень - предполагает не только взаимное уважение партнеров, но и наличие искренней симпатии хотя бы у одной из сторон; человек заинтересован в контакте, настроен на восприятие ролевого веера партнёра.

· Деловой уровень - контакт вызван необходимостью работы над каким-либо общим делом; партнёр вызывает интерес как участник совместной деятельности, человек, который в силу определённых факторов может помочь или которому нужна помощь.

· Духовное общение - партнёр по взаимодействию воспринимается как носитель духовного начала, особенности личности или биографии которого вызывают восхищение и уважение.

Деловые коммуникации – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание себя и другого человека

Бизнес-коммуникации – различные аспекты общения людей в сфере бизнеса, а также факторы обеспечения эффективности деловых контактов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.