Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психических явлений человека




СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И МНОГООБРАЗИЕ

 

Психика заключает в себе внутреннюю картину мира, неотторжима от тела чело­века и представляет собой совокупный результат функцио­нирования его организма, прежде всего центральной нерв­ной системы, она обеспечивает возможность существования и развития человека в мире. На человека влияет социальная среда, процессы, происходящие в ней на макро- и мик­роуровне, поэтому психика человека имеет свою системную и смысловую организацию. Психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активными причинными факторами (детерминантой) поведения. Под психи­ческими явлениями понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют следующие группы психических явлений: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства, 4) психические образования. Системная организация и многообразие психических явлений человека показана на рис.

 
 

 


Рис.. Системная организация и многообразие психических явлений человека

 

Психика человека проявляется у человека в следующих блоках психических явлений.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в раз­личных формах психических явлений. Психический процесс — это течение психи­ческого явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реак­ции. При этом конец психического процесса тесно связан с началом нового процес­са. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы— это элементарные психические явления, для­щиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психическое существует как живой, пре­дельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью незаданный, а потому формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные продукты или результаты (например, понятия, чувства, образы, мыслительные операции и т.п.). Психи­ческие процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раз­дражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним отно­сятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и истинные переживания; волевые – решение, испол­нение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и состав­ляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действитель­ности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы про­текают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности и как элементарные психические явле­ния, длятся от доли секунды до десятков минут и более.

Второй блок представляет собой психические состояния, которые более продолжитель­ны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение нескольких ча­сов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию. К ним относятся, например, состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раз­дражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

Третий блок — это психические свойства личности. Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного ее периода: темпера­мент, характер, способности и стойкие особенности психических процессов у индивида.

Некоторые психологи выделяют и четвертый блок психических явлений человека — психические образования, т.е. то, что становится результатом работы психики человека, его развитие и саморазвитие. Это — приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т.п.

Психические процессы, состояния, свойства, а также поведение человека выделяются только для целей изучения, в действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, по­верхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.

Второй блок представляет собой психические состояния, которые более про­должительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в те­чение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и обра­зованию. К ним относятся, например, состояние бодрости или подавленности, рабо­тоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или пло­хого настроения. В целом психические состояния проявляются в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиоло­гических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, пори­цание и т. п.).

Наиболее изученными сейчас являются:

о общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,

о эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.),

о особое, творческое, состояние личности, которое называют вдохновением.

Третий блок — это психические свойства личности. Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного ее периода. Свойства личности являются высшими и устойчивыми регуляторами пси­хической деятельности человека. Под психическими свойствами человека понимаются устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количест-венный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека: темперамент, характер, способности, направленность и другие. Каждое психиче­ское свой-ство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в прак­тике. Следовательно, оно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны и их можно классифицировать в соответст­вии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. На этой основе, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем:

о интеллектуальные свойства — наблюдаемость, гибкость ума;

о волевые — решительность, настойчивость;

о эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, эффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1. Жизненные позицию личности (систему потребностей, интересен, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2. Темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравно­вешен-ность поведения и тонус активности,— характеризующую динамическую сторону поведения);

3. Способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных, свойств, определяющую творческие возможности личности)

4. Характер как систему отношений и способов поведения.

Некоторые психологи - выделяют и четвертый блок психических явлений чело­века — психические образования. Это то, что становится результатом работы пси­хики человека, его развитие и саморазвитие. К ним относятся — приобретенные зна­ния, умения, навыки, привычки и т.п.

Психические процессы, состояния, свойства, а также поведение человека выде­ляются нами только для целей изучения. В действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, кото­рое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой харак­тера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подав­ленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.