Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет психологии и развитие отечественной психологии




В современных условиях складывается одна из традиций отечественной психологии, ко­торая проявляется в ее стремлении опираться на конструктивные достижения не только раз­личных направлений, школ и течений. В этой традиции имеет место также опора на многие дру­гие достижения наукознания, дающие возможность получить наиболее объективную картину ми­ра, в котором ключевые позиции отданы человеку-деятелю, созидающему себя и окружающую действительность. Эта традиция приоритетная, но не единственная, особенно в последнее вре­мя. Сегодня все настойчивей звучат голоса о необходимости новых подходов, представлений, парадигм.

В нашей стране в конце 90-х годов прошлого столетия естественно-научный подход к психологии стал определяющим и официально признанным.

В последние годы мы наблюдаем ситуацию, когда все больше психологов ставят вопрос о смене образа психологической науки:

о смена образа естественной науки на гуманитарный образ;

о смещение акцентов с объяснения на описания;

о от всеобщности к уникальности, неповторимости;

о с фрагментарно-парциального изучения к целостно-интегративному познанию и преобра­зованию.

Новая ситуация в психологической науке выводит к проблемам, которые связаны с уточнени­ем предмета, выявлением соотношения теоретико-метотодологического и прикладного внутри психологической науки, определением взаимосвязей с естественными, общественными и тех­ническими науками. Именно их решение способно обеспечить реализацию целостно-интегративного подхода.

Для отечественной психологии принципиально приемлемыми являются результаты переосмысления всех ее методологических оснований. Она здесь ориентируется на обще­принятую в современной науке и непосредственно в общей психологии типологию, выделяя следующие уровни методологии:

1) уровень философской методологии;

2) уровень методологии общенаучных принципов исследования;

3) уровень конкретно-научной методологии;

4) уровень методик и техник исследования.

1. Уровень философской методологии. Здесь главной является проблема образа че­ловека, как целостного феномена со следующими макрохарактеристиками: индивид, субъ­ект деятельности, личность и индивидуальность. При этом он имеет собственную фило­софскую и жизненную концепцию, стратегию, в соответствии с которыми и выстраивает свой жизненный путь. Именно здесь обозначается главное пересечение научных интере­сов как философии, психологии, акмеологии, так и других наук.

Для конструктивного решения общих проблем привлекается конструктивный потен­циал таких образов человека, как:

1) «человек— ощущающий» (интроспективная психология);

2) «человек— потребность» (психоанализ 3. Фрейда);

3) «человек— «стимул-реакция»(поведенческая психология);

4) «человек—деятель» (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, и др.);

5) «человек—целостный феномен» (В. М. Бехтерев, Б. Г.Ананьев, А. А. Бодалев и др.) и пр. Когда психология сталкивается с проблемой, которую сама не может решить, она в первую

очередь обращается к философии и практике. Так, например, Л. С. Выготский, рассуждая о при­чинах кризиса психологии, пришел к выводу, что выход из него — опора на философию и прак­тику; «как это ни странно и ни парадоксально на первый взгляд, но именно практика, как конст­руктивный принцип науки, требует философии, т.е. методологии науки». И далее: «Диалектиче-

ское единство методологии и практики, с двух концов приложенное к психологии, — судьба и удел... психологии»..

2. Уровень методологии общенаучных принципов. Одним из основных принципов общенаучного исследования является системный подход, который означает изучение сово­купности элементов системы, находящихся в связях друг с другом, которые образуют опреде­ленную целостность, единство. В качестве общих характеристик системы выделяют: целост­ность, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность, множественность описания и т.д. Акмеологический подход, кроме того, предполагает целостность и интеграцию в рамках об­щей системы как исследовательских, так и деятельностных, развивающих моделей, алгорит­мов и технологий.

3. Конкретно-научный уровень методологии — уровень конкретной науки — психоло­гии. Данный уровень, согласно взглядам Л. С. Выготского можно разделить на два подуровня.

Первый подуровень — это собственно методология психологии. Основные проблемы этого уровня: что такое психика, как она развивается и как ее изучать?

Второй подуровень — уровень теорий психологической науки, в основе которых лежат те или иные позиции, которые были получены в ответах на вопросы первого уровня.

Более того, на основе одного решения проблем методологии психологии могут быть соз­даны несколько психологических теорий.

Научные психологические школы первого подуровня — это школы-направления, которые на столетия предопределяют развитие психологии. Научные школы второго подуровня — это психологические школы — конкретные научные коллективы.

В основе научной психологической школы лежала идея о «единичке», «клеточке» психики, исследуя которую можно раскрыть великую тайну Души. В качестве «единицы» в разных психологических школах использовались:

1) ощущения (ассоциативная психология);

2) фигура-фон (гештальтпсихология);

3) реакция, рефлекс (реактология, рефлексология);

4) установка (школа Д. Н. Узнадзе);

5) поведенческий акт (бихевиоризм);

6) обратимые операции (школа Ж. Пиаже);

7) значения, переживания (школа Л. С. Выготского);

8) предметная деятельность (школа А. Н.Леонтьева);

9) ориентировочная основа деятельности (школа П. Я. Гальперина);

10) действие, акт отражения (школа С. Л. Рубинштейна) и т.д.

Психика есть особое качество или свойство, но качество не часть вещи, а особая спо­собность. У мозга много качеств, свойств, но одно из них психика, она «не протяженна», вне измерений вещей. Именно поэтому история психологии — это история разрешения противо­речий между описанием и объяснением душевной жизни. Почему?

Описание дает большую свободу выражения всех оттенков «движений души», для чего используется все богатство языка. Объяснение — это использование научных категорий, по­нятий, которые пытаются объяснить скрытые механизмы психической жизни.

Единство: во-первых, обобщающего понятия самой широкой первичной абстракции (сознание, подсознание, поведение и т.д.); во-вторых, объяснительного принципа (единства сознания и деятельно­сти, ассоциации, единство фигуры и фона, взаимозависимости стимула и реакции и т.д.) и, в-третьих, понимание «единички» психики определяют лицо научной психологической школы.

Согласно мнению К. К. Платонова, отличительной стороной отечественной психологии является выделение общей психологии. Это диктуется внутрен­ними условиями всей психологической науки, т.к. ее предметом являются «общие законо­мерности психики», на понимание которых опираются все частные психологические науки. В свою очередь положения общей психологии проходят проверку в частных отраслях психо­логии, где обогащаются, развиваются, отвергаются.

Однако, чтобы изучать общие закономерности психики, необходимо иметь ответ на вопрос, в какой «системе координат мы работаем». По­скольку в каждой научной психологической школе своя «система координат» (обобщающее понятие, объяснительный принцип, «единичка» психики, ведущий метод), своя объ­яснительная система. Как только мы называем факт, явление, мы сразу же «помещаем его в определенную систему (системы) координат», он попадает в свою «объяснительную схему».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.