Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девичество как феномен Русской культуры

(в статье рассматривается такая пора в жизни женщины, как девичество по структурным, ментальным, визуальным параметрам)

Девичество — короткая пора в жизни девушки, отмеченная ощу­ще нием свободы, вольной беспечной жизни в доме родителей. Русская девушка выступает в качестве непосредственной носительницы и свое образной хранительницы известных, подлежащих активному воспро изводству, традиций и ценностей. Поэтому будет целесообразным рас смотреть быт, традиции, а также нравственную сторону жизни девушек на Руси.

Весь период жизни женщины условно можно разделить на три этапа: девичество, замужество и материнство. Этим событиям всегда сопут ствовали соответствующие обряды, например, такие как крещение и свадьба. Самой интересной и беззаботной является пора девичества, состояние девушки до вступления в брак. Этот период наполнен празд ничной, яркой, игровой и эмоционально насыщенной атмосферой. На первый план выходят брачно-любовные мотивы, гадание, привлечение женихов, обретение «красоты», под которой понимались идеальные свойства девичества: чистота, здоровье, физическая привлекательность, высокая детородная потенция.

Венцом жизни крестьянской женщины являлось замужество. По крестьянским поня­тиям человек неженатый был челове­ком вне социу ма, поскольку семья всегда была основой жизненного бла­госостояния, опорой для дальнейшего процветания рода.(Независимо от возраста: бегает Ванька, женился - стал Иваном, родили дитё – он уже Иван Иваныч). Таким образом, главной цели девушки были подчинены все ее устремления, а также все основные обряды, праздники и гадания.

Девичество - состояние до замужества, а также состояние женщины, не вступавшей в брачные отношения. Возрастные рамки девичества силь но варьировались в разных странах и в разные эпохи в зависимости от изменения принятого возраста вступления в брак. В древности и в Сред ние века девушка считалась пригодной для брака уже с 12 лет, хотя за ключение брака было возможно и с семи лет, но такой брак все равно должен был быть подтвержден в более позднем возрасте. На Востоке пригодной для замужества признавалась 10-летняя девочка, в 12,5 лет она считалась уже засидевшейся. (Т.е. поры девичества как такового почти и нет). Тем не менее, существовала и легальная форма, определяющая брачный возраст: обычно она устанавливала возраст 16, 18 или 21 год для вступления в брак в зависимости от того или иного региона Европы. Таким образом, девичество начиналось при мерно с 10-12 лет и заканчивалось реальным возрастом вступления в брак. В древности в среднем 13-14 лет для Востока и 15-16 лет для Европы; в Средние века 16-18 лет в Европе; с XVI века европейский возраст брачности для женщин составлял 24-28 лет, в зависимости от социального положения и региона, в славянских странах - 18-20 лет. По мере повышения брачного возраста границы девичества расширялись.

Девичество играло важную роль в развитии женщины: в этот период де вушка получала необходимое образование и навыки для будущей се мейной жизни, овладевала ведением хозяйства и нередко получала на выки сексуального воспитания. В деревне такого рода воспитанием слу жили деревенские посиделки, хороводы и иные формы общения моло дежи.

В русской традиции девичество обозначалось словом «пора» и счита лось временем, отпущенным девушке для выбора брачного партнера. «Быть в поре» - это значит быть готовой к замужеству. Девушку в «по ре», в «самой красной жире», называли «дева», «девица», «деваха», «девонька», «девьё», «девка». В период девичества девушка вступала примерно в 13-14 лет, его начало связывалось с появлением «дево ченья». Это событие зачастую сопровождалось специальными ритуала ми, целью которых было превращение девочки в женщину и обретение ею репродуктивных возможностей.

По достижении девушкой 15-16 лет наступала самая важная фаза деви чества – «расцвета и спелости», которая длилась около пяти лет и долж на была закончиться замужеством. Девушек в этом возрасте называли «невестами» (то есть буквально «непознанными мужчинами»), «слав ницами», величали по имени отчеству, выражая тем самым уважение к ним и уверенность в том, что они выполнят свое предназначение на зем ле: вступят в брак и родят здоровых детей.

Девочек с раннего возраста воспитывали в строгости. В связи с тем, что самым главным предназначением женщины считалось рождение детей, в воспитании девушек особое внимание уделялось такому аспекту как целомудрие. Целомудрие девушки - это хранение своего тела и души в чистоте и целости для Бога и мужа. Очень четко в воспитательном укла де русской культурной традиции прослеживается связь целомудрия, чистоты и веры в Бога. Это объясняется тем, что с принятием христиан ства на Руси вера в Бога, заключающаяся в выполнении установленных заповедей, была необычайно сильной. Воспитание детей происходило в соответствии с христианскими канонами, поэтому понятия «целомуд рие и девственная чистота» рядоположные в духовной русской тради ции. Но при этом не порицался брак, деторождение и «законное соеди нение, не позволяющее неистовству похоти воспламеняться к беззакон ным деяниям». Еще в далеком прошлом был известен тот факт, что именно от девственной чистоты зависит здоровье будущего потомства. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недо стойной замужества и строго наказывали. Этот факт подтверждает от крытие науки телегонии в XIX веке, суть которой заключается в воз можности отдаленного влияния предыдущего (первого) полового парт нера на признаки последующего потомства, рожденного от другого по лового партнера. То есть решающее влияние на всё потомство женщи ны имеет первый в её жизни мужчина. Именно он закладывает гено фонд потомства женщины, вне зависимости от того, когда и от кого она будет рожать своих детей. Он, нарушивший девственность, стано вится генным отцом будущих детей женщины. При этом наследуются не только внешние признаки первого полового партнёра, но и его болез ни, в частности венерические, психические заболевания, заболевание крови.

Так называемая «сексуальная революция» — это не изобретение наше го века. Это проблема тысячелетия. Известен печальный опыт чело вечества: на картах давно нет тех государств, где сквозь пальцы смотре ли на распущенность и разврат, жившие в условиях беспредельной сек суальной свободы народы плодили всё больше олигофренов. И в конце концов они вырождались и исчезали с карты Земли. В русской же тра диции большую роль в продолжении рода и сбережении генофонда на рода сыграло отношение религии к внебрачным отношениям, это счита лось большим грехом. Также не меньшую роль сыграло то, что наши предки действовали, исходя из инстинкта самосохранения, они априори знали: первый в жизни женщины сексуальный контакт оставля ет в системе генетической наследственности след до конца её жизни. И не только потому, что в организм попадают гормоны и сильно действу ющие ферменты, которые изменяют механизм наследственности до конца детородного периода. Рост числа психозов и неврозов в ХХ веке и их география имеют некоторую связь с изменением отношений в об ществах, поэтому необходимо переходить к сохранению девственности до вступления в первый брак.

Таким образом, желание избежать проблем с физическим и психичес ким здоровьем потомства, обусловленных конфликтностью генетичес кой информации, передаваемой ребёнку от разных мужчин, имевших половые отношения с его матерью, и заставляло наших предков укло няться от браков как с утратившими девственность по несчастью и с явными гулящими девушками.

Культ девственности - это довольно позднее изобретение некоторых народов. На Руси до принятия христианства девственность не счита лась чем-то важным, и даже после крещения Руси в некоторых облас тях, например, у поморов, женщина с добрачным ребенком имела боль ше шансов выйти замуж, так как она доказала свою способность ро жать здоровых детей. Далее в славянских обрядах стал широко рас пространен обычай "посада": невеста должна была сесть на особое свя щенное место. Но уже не смела сделать это, если потеряла ранее дев ственность. Когда в первую брачную ночь невеста оказывалась нецело мудренной, брак мог быть расторгнут. Иногда такой девушке в знак по зора на шею одевали хомут - знак того, что она больше сейчас походит на животных, которым неведомы никакие культурные запреты.

Девственность издавна считалась символом чистоты и непорочности. Наибольшую ценность невинности придало христианство, слившее в образе Богоматери Мать и деву и разобщившее тем самым материнство и сексуальность. Именно христианство наложило на девственность ог раничения, отцу семейства необходимо было быть уверенным, что ре бенок именно его. Мужчина хотел быть уверен, что чужие гены не уничтожат в будущем его собственные, а впоследствии не нанесут ущерб роду. Отсюда – ограничения сексуальности, ценность девствен ности как критерия чистоты. Девственность была канонизирована в Непорочном зачатии. При этом Иоанн Златоуст в конце IV века отговаривал вдов от повторного замужества: «Мы, мужчины, сделаны таковыми: мы больше всего любим то, чем никто до нас не пользовался и не потреблял, дабы быть первым и единственным хозяином» - и сравнивал женщин с одеждой и мебелью.

С приходом православия интимные отношения даже между супругами стали считаться греховным, исключением было только «соитие ради зачатия». Глубокие чувственные поцелуи также относились к ряду гре хов и наказывались 12 днями поста. Все проявления сексуальности счи тались нечистыми и греховными. Эротические сновидения восприни мались как дьявольское наваждение. В этом нужно было покаяться. Половое воздержание было обязательным и длительным процессом: по всем воскресеньям и церковным праздникам, все постные дни, в пятни цу и особенно в субботу. Наибольшее количество запретов наклады валось церковью на женскую сексуальность. Женщинам запрещалось наносить какой-либо макияж, так как это считалось очень сильным ис точником соблазна.

Девичья «чистота» начинает цениться на Руси с X века. Женская невин ность начинает тесно переплетаться с персональной и даже семейной честью. И вплоть до XIX века русское крестьянство решительно осуж дало добрачные связи. Если такое и случалось, то всегда встречало от рицательную оценку общественного мнения деревни.

Требование целомудрия от невесты, а в некоторых деревнях и от жени ха, диктовалось представлениями крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину могло произойти только в ходе выполнения обрядов, соблюдаемых в определенном порядке. На рушение их последовательности рассматривалось как нарушение хода жизни, посягательство на ее основы. Существовало представление, что девушка, потерявшая девственность до брака, будет бесплодной, рано останется вдовой, или оставит вдовцом мужа, что семье грозят голод и нищета. Поэтому брачная ночь считалась очень значимым обрядом свадебного ритуала.

Она заканчивала серию обрядовых действий, связанных с переходом девушки и парня из одной половозрастной категории в другую. Этот переход на символическом уровне осмыслялся как смерть и воскресе ние. Девушка и парень после брачной ночи, по древним представлени ям, возрождались в новом качестве, что выражалось в перемене причес ки, головного убора, одежды, поведения. Брачная ночь превращала парня - в юношу, молодца - в молодого, а девушку (девку, девицу, деву) - в молодицу (молодушку, молодку).

По христианским нормам потеря невинности считается большим гре хом, поэтому родители весьма строго смотрели за тем, чтобы дело во взаимных отношениях молодежи не дошло до половой связи, так как это является позором не только для самой девушки, но и для родите лей, воспитавших ее. Беременность девушки составляет уже для роди телей крайнюю степень позора и бесчестия. К девушке, потерявшей невинность, относились с пренебрежением и «обходили выбором в замужестве». Вопросы, связанные с честью девушки, могли, по жела нию обиженной, рассматриваться на сходке общины. В их числе были оскорбления действиями символического характера: вымазать дегтем ворота, поднять подол, подрезать косу. Повсеместно у русских ворота, вымазанные дегтем, означали позор для всей семьи, и прежде всего для девушки, которая жила в этом доме. После этого она подвергалась на смешкам, презрению, оскорблениям.

Но традиция хранила и возможность защититься от напрасно возведен ного позорящего обвинения. Девушка могла обратиться к старосте и просить его собрать сходку, чтобы снять с себя позор, доказав невин ность. Состав сходки в этом случае был необычным; на ней должны были присутствовать все парни общины. Девушка, по инициативе кото рой был созван сход, выходила перед всеми и трижды вызывала оскор бителя словами: «Кто меня обесчестил, выходи ко мне и обвиняй меня перед всеми!» Затем она просила общество защитить ее «правым су дом». Община всегда соглашалась провести расследование. Призванная для этого женщина удалялась с девушкой, осматривала ее и о результатах сообщала сходке. Если девушка оказывалась невинной, участники сходки кланялись ей в ноги со словами: «Прости нас, ради Бога, ты не виновата, а мы над тобой смеялись и думали, что ты оста нешься в вековушках». Девушка в свою очередь кланялась «обществу». «Благодарим и вас покорно за мое оправдание». Если после оправда тельного решения сходки кто-либо оскорблял все-таки девушку, общи на взимала с него штраф в пользу обиженной, а родственники девушки расправлялись с ним кулаками при одобрении общественного мнения. Оправданную общиной девушку охотно брал хороший, по местным представлениям, жених. Неоправданная долго не выходила на улицу от позора. Подобный вопрос ставился на сходке и в том случае, если па рень публично заявлял свои права на девушку, с которой был близок, когда она оказывалась просватанной за другого. Оскорбление в этом случае совершалось публично, и потому оскорбитель всегда был нали цо. Оскорбитель должен был доказать сходке, что сказал правду, и после этого обязательно жениться на оскорбленной им девушке. Де вушка не смела отказать ему, подвергалась общему осмеянию и в тече ние года после замужества не должна была выходить в хоровод и на другие сборища. Последнее считалось наказанием за потерю чести в девичестве. Если же разбирательством устанавливалось, что оскорби тель оклеветал девушку, мир приговаривал его к большому штрафу и изгнанию из деревни на год, а родственники оскорбленной расправляя лись с ним по-своему. По возвращении в свою деревню он еще в тече ние двух лет не допускался в хоровод.

Таким образом, добрачная невинность девушки вплоть до XIX века считалась необходимой не только для того, чтобы иметь здоровое потомство, но и чтобы сохранить доброе имя и честь семьи. Сохране ние невинности до брака было обязательным условием для девушки. Этого требовало не только воспитание, но и религия. В современном мире взгляды коренным образом изменились. В наше время отношение к невинности более лояльное, каждая девушка в праве сама выбирать хранить ли невинность до брака или потерять ее раньше. В воспитании девушек, также как и юношей, не уделяется должного внимания тако му важному понятию как «целомудрие». Вообще если говорить о совре менном обществе, то можно отметить тенденцию к ранней потере не винности представителями обоих полов.

Если сравнивать нравственность отношений между парнями и девушка ми сегодня и несколько десятков лет тому назад, то результаты не ра дуют. Так, важность сохранения девства подтверждает один красноре чивый эпизод, полностью подтвержден документально. Один из немец ких гинекологов, которые во время Второй мировой обследовали рус ских 15-25-летних девушек перед их отправлением на принудительные работы в Германию, обнаружил, что почти все они целомудренны. Он даже официально обратился к Гитлеру с предложением о необходи мости немедленного вступления в переговоры о перемирии, так как на род такой высокой морали победить невозможно. Таким образом, мож но говорить о высоком уровне нравственного воспитания девушек в России. Хранящееся в душе российского народа целомудрие - не приз нак отсталости от «цивилизованного» мира, а признак истинной циви лизованности, идущей из глубины веков. Эта осознанная забота о нор мальной генетике будущих поколений, либо же бессознательная тради ция, была стимулом к тому, чтобы и без контрацептивов и угрозы зара жения венерическими болезнями и СПИДом, многие поколения издрев ле воспитывали в детях уважительное и бережное отношение к дев ственности, сохранения которой до вступления в первый брак в рус ской традиции считалось в прошлом одной из важнейших нравствен ных и этических «ценностей» общественного уровня значимости.

Однако с тех времен произошел страшный упадок основных мораль ных ценностей. Брак для многих перестал быть "тайной", а стал чем-то похожим на контракт, который можно когда угодно разорвать. Обычными стали и добрачные, и внебрачные половые отношения. Тем временем это угрожает непредусмотренными последствиями как для бу дущего семей этих людей, так и для генофонда всей нации.

Главным предназначением женщины на Руси считалось замужество и рождение и воспитание детей. Девушек, которые всегда пользовались популяр ностью у противоположного пола, называли славницами, славутками. «Славутость» - понятие, которое включало в себя целый набор ка честв: приятный облик, обаяние, умение хорошо одеваться, вести себя по правилам, принятым в обществе, и «честное» имя. «Славутость» считалось свойством, которой расцветает вместе с девичеством.

На протяжении жизни многих поколений у русских людей сложился оп ределенный стереотип девичьей красоты, «красавой, «красулей» назы вали девушки «доброго надлежащего роста», крепкого телосложения, с высокой грудью, крутыми бедрами, круглым, гладким, белым лицом, румяной, белозубою, чернобровою. Все это свидетельствовало о физии ческом здоровье девушки и заключенной в ней жизненной энергии. Напротив, тонкая талия, маленькие руки и ноги, бледное лицо, волнис тые мягкие волосы и хрупкость всего облика (идеал девушки в дворян ской среде) в русской деревне воспринимались как верные признаки фи зической недостаточности, болезней и бесплодия.

Особую привлекательность девушке придавали хорошие прямые воло сы, заплетенные в толстую косу. Кроме того, девушка должна была иметь особую походку, которая называлась «частая»: мелкие шажки с колыханием груди и покачиванием бедер. Русские девушки в своем же лании соответствовать идеалу красоты белили лицо, красили щеки, чер нили брови, распрямляли вьющиеся волосы помадой. Богатые девушки покупали косметику в лавках и на ярмарках, бедные довольствовались домашними средствами.

Способов приблизить к образцу свою фигуру также было много. Необ ходимую полноту южнорусские девушки имитировали, надевая на себя в праздничный день несколько рубах, северорусские девушки отправ лялись на гулянье в сарафане, подшитом толстым слоем льняной куде ли или шерстяными очесами, в толстой кофте на вате или же набрасы вали на плечи несколько шалей – одна на другую. Чтобы имитировать пышную грудь под рубаху подшивали «хлопки» из льняной кудели. Толщину ног увеличивали, надевая несколько шерстяных вязаных чу лок или онучей. Внешней красоты пытались достичь также с помощью магических действий. Каждая девушка знала так называемые заговоры «на красоту» - от бабушки, матери или рассказов подруг.

Но «славутость» предполагала не только красивую внешность, но и та кое поведение, которое свидетельствовало бы, что девушка обладает ка чествами, необходимыми для вступления в брак и поддержания его ус тойчивости. Особенно ценилось умение правильно вести себя в жизнен ных ситуациях. Девушка, не отличающаяся этим качеством, войдя в большую семью мужа, могла учинить в ней раздор. «Славнице» полага лось быть доброжелательной, ласковой, послушной, вежливой, учти вой, в меру скромной и в меру раскованной. Эти качества позволяли ей расширить круг своих потенциальных женихов, заручиться симпатией их родителей. Чтобы нравиться парням, девушка должна была обладать веселым нравом, умением плясать, петь, вести остроумные разговоры.

«Славутость» предполагала безупречную репутацию. Девушке полага лось блюсти себя и хранить честное имя, то есть не прослыть «совсем заблудящейся» и не утратить девственность до свадьбы. Утрата дев ственности влекла за собой и утрату «славутость».

Статус русской деревни определялся наличием в нём девушек, о кото рых по всей округе идёт добрая слава, чем больше таких «славниц», тем выше статус деревни. Они обычно возглавляли праздничные гу лянья молодежи, занимали почетные места на зимних посиделках, их первыми набирали в хоровод, из них составляли первые пары в кадри ли.

Следует заметить, что девушек на Руси довольно сильно баловали. Их, в большинстве случаев, избавляли от самых тяжёлых деревенских ра бот (мать часто перекладывала самые тяжелые обязанности на невест ку), не будили слишком рано, давали самый лучший кусок, всячески угощали, наряжали за немалые деньги, отпускали на посиделки с парня ми, и так далее. Им давали возможность насладиться своею моло достью и красотой. Предполагалось, что в замужестве девушку ожида ет столь тяжёлый труд, что наработаться она ещё успеет. То есть роди тели старались дать дочерям свободу: возможность «нагуляться», «на веселиться», но при этом родители требовали от нее послушания, по корности, уважения к себе и к другим членам деревенского сообщест ва, трудолюбия, сохранения целомудрия до свадьбы.

Трудолюбие - одно из главнейших требований, предъявляемых деревен ским сообществом к девушке. И хотя жизнь молодых незамужних девушек в крестьянской среде была немного более вольной, чем у ос тальных членов общества, тем не менее, хозяйственных работ в разное время года было много. С начала весны и до самого октября начина лись земледельческие работы; с октября и до начала зимы следовало обработать собранный урожай; зимой ткали, шили, пряли, чинили ут варь, играли свадьбы.

Свои трудовые обязанности девушки не воспринимали как обузу или наказание, ежедневный труд был частью их жизни, и любая девушка брачного возраста уже умела делать все, что необходимо выполнять женщине-хозяйке: жать, ткать, шить, ухаживать за скотом, готовить еду, нянчить детей и многое другое. Тем не менее, всякая работа, кото рую выполняли девушки, превращалась в игровое действие: они пели, шутили, соревновались в быстроте и ловкости друг с другом, кокетни чали перед парнями.

Не смотря на то, что девушки умели выполнять практически всю жен скую работу, существовали и исконно девичьи занятия, такие как

выращивание льна и конопли. Вообще это была довольно трудная ра бота, которую следовало успеть сделать с начала июня до Рождества: лен надо было посеять, убрать и обработать – вымочить, просушить, а затем отделить один слой от другого и получить ровное чистое волокно для пряжи. Из пряжи девушки ткали полотна и продавали их.

Сбор ягод и грибов также возлагался на девочек и девушек. Девушки собирались вместе и с песнями шли в лес, а парни, прихватив гармонь, могли пойти за ними. Грибов и ягод надо было собрать достаточно мно го, чтобы частично заготовить их на зиму, а остальное продать помещи кам в усадьбе, или в городе на базаре.

Еще одним чисто девичьим занятием считалась прядение. Прясть долж на была уметь каждая девушка, считалось, что уровень ее мастерства как пряхи указывает на степень готовности к замужеству. С конца нояб ря девушки пряли каждый вечер кроме праздников и воскресных дней. Девушки пряли вместе, собравшись на посиделках, отстающим стара лись помочь, но совсем ленивую девицу могли и прогнать с посиделки. Монотонная работа прядения сопровождалась шутками, песнями, игра ми, девушкам нравилось рассказывать друг другу страшные истории.

Ткать девушкам было необходимо, чтобы сделать вещи себе на прида ное. Иногда девушки продавали самодельные тканые полотна и на вы рученные деньги покупали городские вещи, считавшиеся очень модны ми среди молодежи. Ткачество было серьезным и кропотливым делом, требующим серьезного отношения. Перед началом работы девушка мы лась в бане, одевалась во все чистое и молилась образу Божьей Матери. Ткацкий стан был в каждой семье, и обучаться этому искусству девоч ка начинала примерно с 10 лет, чтобы к брачному возрасту стать уме лой ткачихой.

Самым любимым занятием среди девушек считалось вышивание, счита лось, что девушка, которая умеет искусно вышивать, готова к замужест ву. Вышивкой девушки украшали подарки своим суженым, а также вы шивали на вещах из своего приданого: полотенцах, скатертях, рубахах. Узоры вышивок были довольно сложными и изображали либо геомет рический орнамент, либо стилизованные фигурки животных, птиц, цветов. Считалось, что такой узор имеет некий потайной смысл, извест ной лишь самой рукодельнице, да и само вышивание – сакральный про цесс.

Таким образом, девушке-крестьянке приходилось много трудиться в те чение года, но эта работа была необходимым условием взросления и становления ее как будущей жены и хозяйки. При этом каждой девуш ке хотелось быть более умелой, проворной и аккуратной, чем ее товар ки, чтобы заслужить одобрение со стороны семьи и деревенской общи ны, а главное, привлечь к себе внимание парней.

Девушка «в самой поре» чтобы нравиться парням должна была, хоро шо одеваться, так как на гуляньях и посиделках успехом у парней поль зовались в первую очередь красиво одетые девушки. Особенно активно обсуждались девичьи наряды в праздник, когда все буквально высыпа ли на улицу, и в первую очередь интерес проявляли матери парней. Девушки старались продемонстрировать свои наряды разными спосо бами. В праздники переодевались по три-четыре раза за день. Отправ ляясь на гулянье в соседнюю деревню, везли с собой не менее двух костюмов.

Девушке полагалось, по общему мнению, иметь три вида одежды: для будней – «платьице ежедённое», для праздников – «платьице воскресён ное», и для свадьбы – «платьице подвиняшное». Обычай требовал, чтобы праздничный гардероб состоял не из одного-единственного «платьица воскресённого», а из нескольких полных костюмов: один для Пасхи, другой для Рождества и Святок, третий для гуляний в празд ничные дни, четвертый для посиделок и гуляний в будние дни, пятый для выхода в церковь по воскресеньям и т. д. Праздничный костюм шили из дорогих тканей, по возможности фабричного производства. Поэтому на невестившуюся дочь работала обычно вся семья, но преж де всего мать и сама девушка. Они выращивали лен и коноплю, пряли, ткали, шили, продавали холсты, овощи, ягоды, грибы, молочные про дукты. Девушки работали по найму в богатых хозяйствах на жатве, се нокосе и уборке овощей. Все вырученные ими деньги шли только по од ному назначению – на наряды и приданое.

На большей части территории России в XVIII – середине XIX века де вушки носили «стародавние костюмы», то есть костюмы традицион ного типа, или, как еще принято их называть, национальные. Костюмы девушек из разных областей, естественно, различались, однако при всем том многие особенности были общими.

На Русском Севере, в Центральной России, Поволжье, Сибири девушки носили рубаху и сарафан. В селах, расположенных к югу от Москвы, – в Рязанской, Курской, Воронежской, Орловской губерниях, еще в середине XIX века одеждой девушки была только рубаха, которую подвязывали красивым пояском и подтягивали ее на уровне талии так, что спереди подол доходил до середины икры, а сзади спускался почти до щиколоток. В казачьих станицах Дона девушки поверх рубахи надевали кубилёк – платье в талию с узким лифом, застегивавшимся на множество мелких серебряных или жемчужных пуговиц, и широкой юбкой, два передних полотнища которой оставались не сшитыми. Кубилёк подпоясывали серебряным или шитым поясом с пряжкой. Костюм всегда дополнялся головным убором – обычно с открытым верхом и с множеством украшений.

В костюмах девушек-славниц, помимо традиционных вещей, появля лись галоши, зонтики от солнца и даже перчатки. Хотя основу состав ляли все же предписанные традицией вещи: рубаха, сарафан или по нева, в зависимости от местного обычая, душегрея и головная повязка, оставляющая открытым темя. Но шилась одежда уже из очень богатых материалов: для рубахи использовался беленый лен, для сарафана — парча, шелк, или дорогой фабричный кумач. Основным цветом одежды девушки становился красный. Головные повязки девушек-невест вооб ще являли собой маленькие короны: они делались на твердой основе из парчи и шелка, украшались золотым шитьем, речным жемчугом и стра зами. Узоры, изображаемые на них, несли в себе символику плодоро дия (растительные мотивы, птиц, и т.п.) Эти узоры сохранялись на де вичьих уборах вплоть до начала XX века. Дополнением к девичьему костюму служили всевозможные украшения, самыми популярными из которых были серьги. На русском Севере предпочтение отдавали серь гам, которые по своей форме напоминали белых бабочек. «Крылышки» делали из речного жемчуга, перламутра или белого бисера, нанизанно го на конский волос или тоненькую проволочку, а сердцевину – из меди или серебра. Популярными у девушек северных районов были и серьги-пясы – небольшие жемчужные сетки в форме трапеции. Серьги-голубцы (по названию птицы) получили широкое распространение по всей России. Они состояли из полой или литой подвески – часто в виде стилизованной летящей птички, декорированной гравировкой, цветной эмалью, вставками из камней или стекол, мелкой зернью, – и закреплен ных на ее нижнем конце металлических стерженьков, украшенных бусинками, жемчужинками, бисеринками, зернью или мелкими драго ценными или полудрагоценными камнями. Похожими на эти сережки были и любимые девушками «орлики». Они назывались так потому, что на конце каждого из стерженьков висело маленькое изображение летящей птички.

Таким образом, вырисовывается портрет русской девушки-славутницы: крепкая, физически здоровая, ухоженная, трудолюбивая, с безупречной репутацией и покладистым характером. Также большую роль в образе славутницы играл нарядный богато украшенный костюм, яркий свое образный головной убор, всевозможные украшения, подвески, перстни. То есть образ складывается как из внутренних качеств, склада характе ра, так и из внешних: природных данных, ухоженности и разнообразия нарядов.

«Славутостью» обладали далеко не все, а кому посчастливилось, вели активный образ жизни, пользовались популярностью, всеобщим внима нием и уважением, выходили замуж за достойного человека. Таким об разом, «славутость» - это свойство, необходимое для того, чтобы де вушка привлекла женихов и успешно вышла замуж.

Между тем, встречались девушки, которые решали навсегда сохранить девственность и не выходить замуж. Такое решение уважалось и под держивалось окружающими. Девушка вообще находилась под боль шим влиянием общества: семья, соседи, подруги, ровесники на поси делках все контролировали и следили за тем, что делает девушка. Славянская культура была направлена на продолжение тока жизни, и обществу важно было, чтобы девушка не ошиблась, не нарушила тока жизни. В случае если девушка в общем созрела, но не определилась, хочет она замуж или нет, это расценивалось как отсутствие славутнос ти. И общество к такой девушке применяло все возможные методы воздействия, чтобы она наконец-то приняла решение. Девушек, отказав шихся от замужества и посвятивших себя Богу называли «черничнич ками». Черничницы определяли сферу духовного религиозного мира деревни на обыденном внецерковном уровне. Важно отметить, что чер ничество было очень распространенным явлением. Не было такого при хода, села, деревни, где бы не встречались эти женщины. Данный факт подчеркивался почти во всех заметках о черничках. В.Н.Бондаренко в «Очерках Кирсановского уезда Тамбовской губернии» даже перечис ляет селения, в которых было особенно много черничек.

Это могло быть как сознательное решение, так и вынужденное. Кто мог вынудить девушку на такой шаг? Если девушка родилась очень слабой, у матери были сложные роды, или родители просто хотели отдать долг за что-то Богу, то они могли «завещать» свою дочь Церкви. Выполнение такого родительского обета было обязательным. Также причиной безбрачия могли быть: бедность, крайнее безобразие, отсут ствие подходящего жениха или собственное нежелание.

Крайняя бедность, особенно в сочетании с сиротством, вынуждала де вушек на всю жизнь посвятить себя служению Богу. По нормам обыч ного права традиционного общества, в том числе и русских общинни ков, — никто из молодых жизнеспособных его членов не должен ос таться вне брака. В противном случае верили, что такой человек (как мужского, так и женского рода) мог оказать неблагоприятное воздей ствие на жизнеобеспечивающие источники данного общества. Каждый оставшийся по каким-либо причинам вне брака посвящал себя служе нию Богу. Поэтому обычным явлением русской деревни было «келей ное черничество»; значительно реже встречались домашние чернички. Последние хотя и оставались в семье, но свой уклад жизни полностью подчиняли религиозным правилам.

Но не только экономические причины питали черничество как явление сельского мира. Его корнями были и религиозные мотивы. Не вынуж денное, а добровольное посвящение себя Богу по причине глубоких религиозных чувств характеризует значительную часть посвятивших себя черничеству. Как правило, община поддерживала в этом случае девушку, принявшую такое решение, поскольку оно было сопряжено с ее уходом из семьи и жизнью самостоятельно, в «кельях». Причины такого решения могли быть самые разные: и несчастная любовь, и обет, данный девушкой в печальную минуту жизни, и безысходность ситуации, в которую она могла попасть. Она объявляла о нежелании выходить замуж сразу по достижении брачного возраста, не дожидаясь окончания этого периода. Далее черничка старалась вести замкнутый образ жизни, не наряжалась, не ходила на гулянья, не вступала в разго воры о замужестве. В Орловской губернии, когда девушка сообщала о нежелании вступать в брак, то есть объявляла себя черничкой, то разда вала все девичьи наряды, особенно красного цвета. В её доме на стол ставили ковригу хлеба с солонкой и прощались с ней, «как с покойни ком, с плачем и причитаниями». Во время прощания с отцом, матерью и роднёй она оплакивала свои девичьи наряды. Простившись с наряда ми, смывала с себя все девичьи прикрасы и надевала старушечью одеж ду, обстригала косу, укладывала её сначала на стол, а затем, связав уз лом, убирала на божницу. При этом произносила: «Как волосы не срас тутся, так я не вернусь в девичью жизнь».

Безбрачие могло быть и результатом чрезмерной разборчивости девуш ки-невесты или ее родителей, отказывавших женихам одному за дру гим в ожидании лучшей партии. Безбрачие угрожало младшей дочери в семье, если замужество ее старшей сестры затягивалось: младшую нель зя было выдать замуж раньше старшей. «Не судьбу» девушки объясня ли Божьим наказанием – за нарушение установленных правил поведе ния, например за работу в праздничные дни, за игнорирование посиде лок и молодежных гуляний, за непосещение церкви. Судьба восприни малась как нечто неотвратимое, мало зависящее от собственных уси лий человека.

Поэтому, родители подраставшей девочки должны были заранее, до наступления брачного возраста, оповестить деревенское сообщество о том, что она встаёт на «спасённый путь». Это необходимо было сде лать и не позже 20 лет, пока еще сватались женихи – иначе в глазах од носельчан девушка была вековухой, то есть оставшейся в девичестве не намеренно, по обету, а случайно.

Крестьянская община, осуждая «засидевшуюся» девушку, была заин тересована в продолжении крестьянского рода и старалась помочь ей выйти замуж. В некоторых селах вплоть до XIX века сохранился древ ний обычай возить «засидевшуюся» девушку по селу на санках или в корыте, останавливаясь перед домами парней, с криками «Поспела, поспела!».

Чернички подразделялись на домашних и келейных. Первые жили в родных семьях, принимая участие в хозяйственной жизни, беспреко словно выполняли домашнюю работу, нянчили детей. В родительском доме им отводился чулан или отгораживался занавеской угол. Образ домашней чернички складывался из комплекса моральных качеств и норм поведения. Они отличались смирением, трудолюбием, славились набожностью, соблюдали посты и усердно посещали церковь. Внутрен ний мир черничек характеризовался большой набожностью. Чернички были грамотными, читали религиозные книги, знали Евангелия, жития святых, могли петь в церковном хоре. Поэтому высокий уровень духов ности жизни черничек вызывали одобрение крестьян. Только в том слу чае, если «вековуха», живя «в миру», посвящала свою жизнь служению Богу, она приобретала уважение окружающих и становилась необходи мым членом общества. Бездетным вдовам черничество также давало определенное положение в общине.

Исследователь быта владимирских крестьян Е. Добрынкина в своей статье о черничках оставила образ типичной для владимирской дерев ни картины: «Проезжая деревню, можно видеть их, черничек, идущих с поникнутыми головами, одетых скудно во все черное, с черными плат ками на головах, повязанных низко, «по-старьски». В знак смирения и «обетов благочестия» чернички жили скромно, ходили, опустив голо ву. Они избегали лишних разговоров и встреч с чужими людьми. Глав ным предназначением чернички, жившей в семье, было «молиться за всю семью». Её не принуждали к крестьянской работе, однако она мог ла помогать семье в период сбора урожая.

Черничка-келейница, жившая вне семьи, не имея земельного надела, до бывала себе пропитание обучением грамоте или выполняя заказы на ка кие-нибудь рукодельные работы. За умение читать по Псалтыри и обу чение детей грамоте такие женщины пользовались уважением в общи не. Чернички занимались также вязанием, вышивкой, сбором трав и ле чением ими. Вязать чулки или вышивать рубашки и полотенца на про дажу считалось допустимым для чернички. Так же они участвовали в похоронной обрядности: обмывали и обряжали покойника, читали мо литвы у гроба, а также в дни поминок по усопшему, при необходимос ти, вели плачи-причитания по покойнику на кладбище в день похорон или в дни поминовения всех усопших. В некоторых случаях ими совер шался весь обряд похоронно-поминального цикла. Крестьяне охотно об ращались к черничкам, так как за сорокоуст — сорокадневное чтение Псалтыри по умершему — принято было платить им меньше, чем свя щеннику.

Подвижническая жизнь чернички не была легкой. Но эта жизнь давала ей свободу посвятить себя служению Богу, не отрываясь от крестьян ского мира и природы, поближе к которой строилась ее келья.

Постоянная религиозная сосредоточенность и внутренняя молитва, с которой жили чернички, внушали уважение к ним со стороны окружа ющих, в отличии от старых дев, не объявлявших о своем нежелании выходить замуж. Считалось, что они обладают каким-то высшим зна нием, полученным непосредственно от Бога. Крестьяне, например, верили, что «неугасимое чтение» молитв по покойнику черничками полезнее для спасения его души, чем молитвы, читаемые священником. Отличие современных монашек состоит в том, что они не являются старыми девами, а только «богомольными», уважаемыми сельчанками. В наше время монахинями становятся и вдовы и замужние женщины.

Таким образом, девичество является ярким феноменом в истории рус ской культуры, который отличается праздничной атмосферой, всевоз можными обрядами, гуляньями и играми, направленными на поиски жениха. Культура девичества на Руси несла больше значимости, смыс ла, имела больше традиций, обрядов, а также духовно-нравственных аспектов. Глобальные изменения в культуре, мировоззрении челове чества несут утрату моральных ценностей, которые издревле являлись неотъемлемой частью жизни древнерусского народа.

Проанализировав воспитательный уклад русской культурной традиции, можно сказать, что духовно-нравственное воспитание основывалось на православном образе жизни. С разрушением такого базиса в современ ную жизнь вошли такие негативные явления, как гибель традиционных устоев семьи и резкое падение рождаемости. В обществе стали обесце ниваться нравственные идеалы чистоты и целомудрия. Опора на духов но-нравственные основания традиционного уклада жизни может вер нуть высокую жизненную ориентацию и изменить социальную реаль ность.

Автор МИХАЛЕВА А.Ю.

 

Ромах О.В. Образ жизни славянской Руси. М., 1991

Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. М.: 1985

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Почва в гигиеническом отношении | Динамика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.