Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникация




 

Массовая информация, а также иные виды информации (приватная, секретная и пр.) люди передают друг другу в процессе коммуникации.

Термин «коммуникация» (от агл. Communication, лат. Communication) сегодня часто используется не только в технических дисциплинах, но и гуманитарных, в частности тех, которые изучают человеческое общение. Как отмечает Землянова в своем словаре концепций и терминов, это слово может обозначать «связь, сообщение, средства связи, передачу сведений, мыслей, новостей, известие, информацию» [Землянова; 65].

Разные исследователи делают акцент на различных аспектах коммуникации: кто-то изучает средства коммуникации, кто-то процесс. Однако ученые они едины в том, что коммуникация – необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д.

При ближайшем рассмотрении различных средств коммуникации – от развития систем транспорта до систем распространения информации, мы увидим, что все они в той или иной мере влияют на человеческое общение и представление о мире. Об этом, в частности, писал американский журналист и социолог Уолтер Липпман.

Согласно его представлениям, люди живут в своем узком мирке, сосредоточены на своих собственных делах, встречаются с людьми, принадлежащими их кругу, мало читают. Распространять идеи среди них достаточно сложно. Так, в период Первой мировой войны для создания в США общественного мнения по поводу участия Америки в ней правительству пришлось пойти на экстренные меры и задействовать колоссальное количество людей, ресурсов, чтобы достучаться до каждого. В мирное же время ничего подобного не происходит, и потому существуют целые районы, анклавы и классы, до которых доходит лишь смутная информация о происходящем в мире.

Однако новые идеи распространяются, и в этом заслуга не только совершенствования средств связи, но и средств транспорта, развитие путешествий и торговли. И всякий раз, когда правительство ослабляет или ужесточает визовый режим, дешевеют или дорожают транспортные тарифы, появляются и исчезают способы перемещения людей, а также хранения и передачи данных, происходит замедление или ускорение обмена информацией между людьми. Монополизация каналов передачи данных, а также транспортных систем, мест торговли в руках правительства или бизнесменов приводит к возникновению барьеров при обмене новостями и мнениями. [Липпман; 66-67].

Конечно, на доступ к миру за пределами микросреды человека существенно влияет и размер его дохода, а также его потребительские предпочтения. С одной стороны, люди, занимающие высокое положение в социальной иерархии, часто имеют более широкий круг социального общения, чем другие. Но, с другой стороны, даже богатые могут тратить большую часть своего времени на развлечения, разговоры с одними и теми же людьми на старые темы с минимальными вариациями. То есть не интересоваться информацией за пределами своего социального круга [16; 68].

Тем не менее, развитие транспортных систем и систем передачи данных – то есть разных видом и способов коммуникации – привели к последствиям, которые сегодня ощущают большинство жителей планеты. Прежде всего, это пространственно-временная компрессия (space-time compression) [Thompson; 34]. Говоря простым языком, мир стал более компактным, взаимосвязанным, а темп жизни стал намного быстрее. Отдельные части света стали ближе друг другу. Что касается передачи данных, то цифровые технологии позволяют обмениваться сообщениями в режиме реального времени с любым человеком, который имеет доступ к системам связи (Интернету, мобильной телефонии и т.д.). В прежние века такое было просто немыслимо.

Сегодня различные проблемы современной коммуникации изучаю ряд специальных дисциплин: теория коммуникации, теория массовой коммуникации (она также она называется коммуникативистикой и медиологией).

В России, где коммуникативистика как наука еще находится в становлении, эти вопросы рассматривают другие науки. Например, это социология (ее раздел о социальной коммуникации), журналистика, реклама, связи с общественностью (public relations) и др. Эти дисциплины, особенно три последние, сегодня часто называются коммуникационными дисциплинами.

 

2.3. Средства коммуникации«медиа».

 

Символы, буквы, слова, световые сигналы, электронные импульсы и многое другое – это ничто иное, как средства общения.

В коммуникативистике они объединены общим термином «медиа». Медиа (во множественном числе: medium – средства, способ) – это средства связи и передачи информации от самых древних (язык жестов, дымов, барабанов и др.) до наисовременнейших, образующих глобальные информационные магистрали [Землянова; 200]. Собственно говоря, одним из самых распространенных медиа является язык.

Именно такая, широкая трактовка термина (в отличие от узкой, понимающий «медиа» исключительно как СМИ) позволяет понять, почему коммуникативистика изучает столь разнообразные средства общения людей. И если когда-то общение было возможно лишь в случае, когда физически встречались два человека, то сегодня мы может общаться (правда, в одностороннем порядке) даже с умершими людьми, которые зафиксировали свои мысли в печатном, аудио или аудиовизуальном тексте.

Нужно заметить, что коммуницировать человек может не только с себе подобными, но и с различными объектами живой и неживой природы, получая информацию при взаимодействии с ними. Когда-то это был охотник, «читающий» следы животных, сегодня это также может быть ученый, изучающий с помощью технических средств поведение атома. И тот и другой получают информацию с помощью неких средств, медиа.

Однако коммуникативистика как наука изучает главным образом социальную коммуникацию и, прежде всего, ту, что осуществляется с помощью массовых медиа.

Что относится к массовым медиа? В нашей стране термин «масс-медиа» переводили как «СМИ», понимая под средствами массовой информации телевидение, радио и печать. Но эти понятия не являются синонимичными.

В основу отечественной типологии был положен принцип периодичности, регулярности выхода СМИ, что нашло отражение и в «Законе о СМИ». В результате этого такое периодическое издание как газета СМИ является, а нерегулярно выходящий бюллетень – нет.

В основу западной типологии положены качественные характеристики, связанные с масштабом распространения информации. А потому под масс-медиа коммуникативисты понимают не только телевидение, радио и печать (газеты, журналы), но и книги, кинематограф, звукозаписи и видеозаписи различных текстов, а также различные формы новейших компьютерных систем и мультимедийных устройств.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.