Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, необходимые для создания безопасной атмосферы




III. Общие вопросы организации консультативной беседы

Для эффективного психологического воздействия существенное значение имеет пространственная и временная организация беседы, хотя, конечно, многое из того, что можно сказать по этому поводу, стало уже прописными истинами (Бодалев А.А., Столин В. В., 1989; Алешина Ю.Е., Петровская Л.А., 1989).

Главное, чтобы в помещении, где проходит беседа царила благоприятная атмосфера, клиент чувствовал себя в безопасности. → Создание и сохранение атмосферы безопасности.

Использовать техники консультирования, даже по всем правилам, но без учёта элементарных правил безопасности – это всё равно, что поливать цветы зимой. Они ещё больше замерзнут и окончательно погибнут. От такой «консультации» проблемы человека ещё больше усилятся.

1. Организация пространства психологической работы.

Идеальной для консультирования является ситуация, когда психолог имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном для этого кабинете, где максимально обеспечены уединенность, удобство и комфорт, где ничто не привлекает излишнего внимания клиента, не отвлекает его от беседы.

Но даже в том случае, если этот вариант недоступен - нет удобной мебели и специального помещения, - консультацию можно успешно провести, специально организовав какую-то часть пространства, лучше всего в углу, где можно было бы посадить клиента спиной к двери (???), ограничив его поле зрения и, таким образом, максимально сосредоточив его на консультанте (Ю. Алёшина).

Желательно, чтобы психолог и клиент сидели на одном уровне. Нельзя усаживать клиента спиной к двери, напротив яркого света и т.д.

Идеальный вариант посадки психолога и клиента - напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы также отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, достаточное для того, чтобы свободно встать или сесть на свое место.

Бывает полезно, когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или, при необходимости, вести запись. Но большой стол может стать помехой и восприниматься как барьер между клиентом и консультантом.

Кабинет должен иметь достаточную звуконепроницаемость, чтобы клиент мог выражать свои эмоции с любым уровнем громкости.

2. Постоянство помещения для проведения консультаций. В таком случае у клиента уходит гораздо меньше времени на освоение обстановки в начале консультации.

3. Точное соблюдение психологом всех договоренностей с клиентом. Это дает ему ощущение надежности консультанта. Опоздание или перенос консультации на другое время по его инициативе ослабляет это чувство.

4. Избегание неконгруэнтности в общении. Неконгруэнтность, то есть несоответствие каких-либо элементов поведения, например вербальных и невербальных (психолог говорит, что рад встрече, но интонация при этом равнодушная, или психолог говорит о том, что готов слушать, а сам начинает стряхивать крошки со стола), это разрушает доверие к психологу У клиента это может неосознанно ассоциироваться с ложью и обманом.

5. Отсутствие какой-либо агрессии со стороны психолога. Агрессия психолога является очень разрушительной для атмосферы безопасности. К ней можно отнести оценочный подход и критичность. Более всего опасна не открытая агрессия (это все же искреннее выражение своих чувств), а скрытая. Скрытая агрессия проявляется в невербальньих сигналах (например, жестикулирование указательным пальцем или скрещивание рук «клином» в сторону клиента и т. д.), в интонации и даже в молчании. Одно из проявлений скрытой агрессии - ирония. Ироничность психолога разрушает близость и сразу начинает психологически «закрывать» клиента.

6. Ваша внешность как психолога. Вызывает ли ваша внешность чувство безопасности, можно проверить очень простым способом. Вспомните, как часто к вам подходят незнакомые люди с просьбой подсказать, сколько времени, или указать дорогу? Когда мы сами ищем помощь, мы обычно обращаемся не к первому встречному, а выбираем наиболее безопасного. Если к вам обращаются на улице, значит, вас не боятся. Если такое происходит редко, может быть, следует обратить на это внимание и поразмышляять, чем я «отпугиваю» других людей от себя?

Правила построения и поддерживания рабочих отношений (следует обговорить с клиентом до начала консультирования)

1. Психолог принимает клиента на своей территории. В этом правиле заложено то, что клиент к вам приходит, а не вы к нему. То есть, ему что-то от вас надо, а не вам от него. Это дает дополнительную инициативу психологу

2. Прием ведется строго по времени, которое заранее оговаривается с клиентом (45 мин. - 1 час). Консультация должна заканчиваться не в результате решения проблемы, а по истечении оговоренного времени. Эта мера может препятствовать тому, что клиент может «тянуть время, а в последние пять минут вдруг вспомнить «ужасно важный» материал. Когда он заранее знает об этом ограничении, он вынужден будет полноценно работать в отведенное для консультации время.

Вообще время является очень важной характеристикой консультативной беседы. Прежде всего, правильный выбор времени беседы, когда и у клиента, и у консультанта есть возможность поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову, во многом определяет то, насколько эффективным и успешным будет консультативное воздействие.

Кроме того, время имеет огромное значение и для самого процесса беседы, у которой

должны быть четко обозначенные начало и конец. Часы на столе или на стене - это важный атрибут психотерапевтического кабинета, напоминающий клиенту и консультанту, что время идет и им обоим необходимо работать активно и динамично.

Многое в консультативной беседе подчинено ходу времени. Для того чтобы любая реплика или интерпретация консультанта была действительно понята и принята клиентом, она должна появиться не слишком поздно и не слишком рано. Беседа разворачивается постепенно, но каждая ее часть, каждый этап должен произойти в отведенный для этого временной отрезок. В противном случае консультант может не успеть, не уложиться во время приема, а следовательно, не только не помочь клиенту на этот раз, но, возможно, и подорвать его веру в эффективность психологического воздействия.

3. Оплата берется до начала сеанса. Если планируется несколько встреч, то лучше обсудить предоплату на 3-5 сеансов. Когда человек заплатил заранее, то вероятность того, что он придет на следующую консультацию, значительно возрастает.

Одно из главных отличий психолога от «хорошего человека» прежде всего в том, что он разговаривает за деньги. То есть психологическая помощь является платной. Сумму оплаты предлагает психолог. Чем же определяется эта сумма?

Прежде всего, надо учитывать, что деньги за сеанс являются не только возмещением затрат энергии психолога, но и частью процесса консультирования. Обычно человек не ценит то, что ему достаётся даром. Кроме этого, бесплатная помощь таит опасность формирования зависимости клиента от психолога. «Если он не берёт деньги, чем же я смогу ему отплатить?» - естественный вопрос, который может возникнуть у клиента. Если психолог помог таким образом, то он оказывается в благородной роли. А в какой оказывается клиент? Так нарушается равновесие в отношениях

Позиция благодетеля, кроме всего прочего, чревата еще и тем, что другой человек подсознательно чувствует свой долг и в нем таится состояние униженности (ведь он не может вернуть нам тем же). Когда это состояние долга накапливается до критической массы, то происходит освобождение, которое идет черезобесценивание благодетеля. («Ни одно доброе дело не останется безнаказанным).

Следующее положение связано с тем, что психологу чрезвычайно важно точно определить размер оплаты. Иногда можно поинтересоваться у клиента, на сколько он сам оценил бы вашу работу.

Если он даст заниженную оценку - это косвенно может говорить, что данная проблема его не очень волнует. Общее правило со времен 3. Фрейда гласит: «Чем бодьше человек платит, тем быстрее он выздоравливает». Но здесь нужен разумный подход. Образно можно представить, что оптимально подобранная сумма - это все равно, что правильно настроенная струна: если натянута слабо, то она дребезжит, если сильно - рвется. Сумма должна быть не малой, но и не чрезмерной. Необходимо, чтобы она вызывала некоторое напряжение у клиента, но в то же время не была бы слишком велика для его бюджета.

Отношение к деньгам является сильной психологической «кнопкой» не только клиента, но и для этого психолога. Психологу, прежде всего, самому желательно разобраться с этой зависимостью и быть от нее свободным.

Как-то раз один психолог проводил консультацию за крупную сумму. Именно это и мешало ему сосредоточиться. Когда прошел положенный час, он, промучившись, отдал обратно эти деньги и... успешно завершил консультацию.

Все хотят получать большие деньги, но некоторым психологам легче работать бесплатно или за небольшую сумму. Почему? Потому что это безответственно. Психологу важно осознать, что в желании помогать за малые деньги лежит не альтруизм, а банальный страх ответственности и неуверенность в своей квалификации.

4. С клиентом оговаривается время ожидания в случае его опоздания (5-7 мин.). Если клиент приходит позже хотя бы на минуту оговоренного срока, сеанс консультирования не проводится, деньги не возвращаются. Опоздание можно рассматривать как проявление скрытого сопротивления. Сильное опоздание говорит о такой степени сопротивлении, которая все равно сделает консультацию неэффективной.

Если клиент приходит раньше, психолог просит его подождать, даже если вы в это время свободны. Сеанс надо начинать в назначенное время. Приход клиента раньше времени - это опоздание наоборот, то есть тоже сопротивление, только более замаскированное.

5. Психолог не дает гарантии. Принятие психологом полной ответственности за результат может усилить пассивность клиента.

6. Подарки или оплата свыше ранее оговоренной не принимаются. Это может быть скрытой формой подкупа психолога, которая может создать ответную зависимость от клиента. Также это может быть признаком невысокой для клиента стоимости консультации.

7. При работе психолог не должен отвлекаться (пить чай или разговаривать по телефону). Отвлечения во время работы на психологическом уровне могут рассматриваться клиентом как проявление неуважения к нему и его проблемам.

8. Клиенту предлагается на время работы не обсуждать полученный при консультировании материал с другими людьми (друзьями, родственниками, специалистами). Обсуждение клиентом «на стороне» может привести к утечке создаваемого вами на консультации напряжения, необходимого для психологической работы.

Т.о. настоящий профессионал способен отделять себя от роли, что дает ему возможность управлять ею. Это вовсе не означает, что человек, исполняющий роль, становится безэмоциональным, как робот. Здесь уместно провести аналогию с театром.

Такой подход может быть радикальным средством профилактики и преодоления синдрома «сгорания» и психологической усталости. Если психолог не человек, то тогда он не устает, не болеет и не «сгорает». Инструментальное отношение к своей роли дает возможность работать долго, не снижая при этом своей эффективности.

→ Прежде чем приступать к работе необходимо различать:

· Себя и свою профессиональную роль. Растождествляйся (дистанцируйся) с ролью психолога. Психолог - не человек. Ты исполняешь роль психолога, но ты - не психолог. (А кто? Ты - это ты).

· Человеческие и рабочие отношения с клиентом. Клиент — тоже не человек. С ним надо не дружить, не сопереживать, не сочувствовать, а помогать решать его проблемы. За деньги. Если хочешь с кем-нибудь подружиться, делай это в не- рабочее время.

· Свои личные проблемы и проблемы клиента. Если у меня болит зуб, мне не до жалоб другого. → Нерешённые личные проблемы будут переноситься на клиента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.