Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановление КС РФ от 7 июля 2011 г. № 15-П




Заявители по настоящему делу оспаривали конституционность положений ст. 9 Закона № 36-ЗО Челябинской обл., их несоответствие ст. 3, 15, 19 (ч.2), 32 (ч.1 и 2), 71, 130, 131 Конституции. Заявителям было отказано в регистрации в качестве кандидатов в депутаты.

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы Уполномоченного по правам человека в РФ и граждан Б и Г. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции оспариваемые заявителями законоположения. Поскольку все жалобы касаются одного и того же предмета, КС РФ соединил дела по этим жалобам в одном производстве. Согласно ч. 3 ст. 23 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. На основании указанных законоположений в Устав Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области были внесены изменения, в соответствии с которыми ранее применявшаяся мажоритарная система выборов в Совет депутатов - представительный орган данного муниципального образования была заменена пропорциональной избирательной системой с закрытыми списками кандидатов. Гражданам Б и Г было отказано в регистрации в качестве кандидатов в депутаты в порядке самовыдвижения. Как утверждают заявители, проведение выборов в Совет депутатов Хомутининского сельского поселения на основе пропорциональной избирательной системы не позволило гражданам, не состоящим в политических партиях и не поддерживающим выдвинутые ими списки кандидатов в депутаты, непосредственно реализовать свое право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Следовательно, по их мнению, положения ч. 3 ст. 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч. 2 и 3 ст. 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области искажают саму суть местного самоуправления и тем самым несоразмерно ограничивают права и свободы, гарантированные ст. 19 (ч. 2), 32 (ч. 2), 130 и 131 Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ многонациональный российский народ, будучи носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ, осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3); граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления на основе принципа равенства (ст.32, ч. 1 и 2; ст. 19, ч 1 и 2). Вместе с тем, по смыслу ст. 3 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 19, 32, 130, 131 и 132, законодатель обладает дискрецией в выборе соответствующих механизмов, средств и методов, определяемой, в частности, историческими условиями, складывающимися на том или ином этапе развития страны, что позволяет ему при регламентации избирательных процедур принять решение, от которого зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной. Беспартийные граждане в случае применения на муниципальных выборах пропорциональной избирательной системы не обладают правом самовыдвижения, не ставит их в неравное положение с гражданами, являющимися членами политических партий, которые в таком случае также не обладают правом самовыдвижения.

По смыслу ст. 3 (ч. 3), 15 (ч. 4), 17 (ч.1) и 130 (ч. 2) Конституции РФ и корреспондирующих им положений международно-правовых актов принцип свободных и справедливых выборов предполагает, что их проведение в городских, сельских поселениях и на других территориях, где осуществляется местное самоуправление, должно обеспечивать подлинное, без искажения волеизъявление избирателей, выраженное в результатах голосования, - иное ставило бы под сомнение легитимность формирования выборных органов местного самоуправления. По смыслу ст. 3, 32 и 130 - 132 Конституции РФ использование избирательных систем, в том числе пропорциональной, должно осуществляться с учетом особенностей избирательной демократии на муниципальном уровне. Соответственно, на федеральном законодателе лежит обязанность установить - исходя из требований ст. 3 (ч. 3), 19 (ч. 1), 32, 71 (п. «в»), 72 (п.«н» ч. 1), 76 (ч. 1 и 2) и 130 (ч. 2) Конституции РФ - общефедеральные принципы и пределы допустимости использования пропорциональной избирательной системы (в той или иной ее разновидности) на выборах представительных органов муниципальных образований в целях обеспечения равенства избирательных прав граждан РФ, а также справедливого учета голосов избирателей при определении результатов их волеизъявления. Пропорциональная избирательная система ориентирована на такое распределение депутатских мандатов, которое основывается на выявленном в результате голосования соотношении голосов, поданных избирателями за соответствующий список кандидатов. На практике применение пропорциональной и смешанной - мажоритарно-пропорциональной - избирательных систем оправдано прежде всего в крупных муниципальных районах и городских округах, представительные органы которых не так малочисленны, как в поселениях.

Именно мажоритарная избирательная система и скорее в качестве исключения - пропорциональная избирательная система (так, в Челябинской области она установлена лишь в одном поселении), применение которой при небольшом числе депутатских мандатов сопряжено с возможностью нарушения принципа равенства при определении результатов волеизъявления избирателей, поскольку не исключает получения одинакового числа депутатских мест в представительном органе муниципального образования избирательными объединениями, за списки кандидатов которых подано существенно различающееся число голосов избирателей.

По смыслу ч. 3 ст. 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пропорциональная избирательная система может применяться не только на уровне муниципального района, городского округа, но и в поселениях (городских и сельских), причем независимо от числа депутатов представительного органа, при том что необходимые гарантии, направленные на устранение риска искажения воли избирателей, выраженной на проводимых на основе пропорциональной избирательной системы выборах в представительные органы поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов, федеральным законодателем не установлены. Такое правовое регулирование, создающее при проведении выборов на основе пропорциональной избирательной системы в поселениях с малочисленным населением и малым числом депутатов возможность отступления от принципа свободных и справедливых выборов и нарушения равенства избирательных прав граждан, противоречит Конституции, ее ст. 3, 19 (ч. 1), 32 (ч. 1 и 2), 130, 131 (ч. 1) и 132.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 6, ч. второй ст. 71, ст. 72, 74, 75, 79 и 100 ФКЗ «О КС РФ», КС РФ постановил признать положения ч. 3 ст. 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривающие правомочие субъекта РФ устанавливать виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Признать положения ч. 2 и 3 ст. 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области», предусматривающие возможность проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования с применением мажоритарной избирательной системы относительного большинства, смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов или пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов, а также правомочие муниципального образования устанавливать в своем уставе один из этих видов избирательных систем, не противоречащими Конституции, поскольку этими положениями сельским поселениям предоставляется возможность самостоятельно выбрать избирательную систему, наиболее соответствующую местным условиям. Признать положения ч. 3 ст. 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч. 2 и 3 ст. 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 3, 19 (ч. 1), 32 (ч. 1 и 2), 130, 131 (ч.1) и 132, в той мере, в какой этими положениями в системе действующего правового регулирования не исключается возможность применения пропорциональной избирательной системы[5].

 


[1] Постановление КС РФ от 29.11.2004г. N 17-П / http://main-law.ru/ksrf/17-p_ot_29-11-2004

 

[2] Постановление КС РФ от 21 марта 2007 г. N 3-П \ http://www.rg.ru/2007/03/30/referendum-dok.html

[3] Постановление КС РФ от 19 апреля 2010 г. N 8-П/ http: //sudbiblioteka.ru/ ks/docdelo_ ks/ konstitut _big_ 8553.htm

[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2011 г. N 9-П http://www.consultant.ru/ popular/selfgovernment/

 

[5] Постановление КС РФ от 7 июля 2011 г. № 15-П \http:// www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/ 58102409/




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.