Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки и виды научного исследования




Исследование, в отличие от стихийных форм познания, основано на научном методе, который предполагает 1) фиксацию цели иссле­дования, 2) фиксацию средств исследования (методологию, методы, ме­тодики), 3) ориентацию исследования на воспроизводимость резуль­тата.

Обсудим подробно второй признак научного исследования и определим понятия «методология», «методы», «методики» (приведем одно из существующих представлений о данном предмете).

Однокоренные слова методология, методы, методики нередко употребляются как синонимы, особенно два последних, однако понятия, стоящие за ними, необходимо разводить.

Методология – это учение о том, как делается наука, безотносительно к содержанию.

Метод – в узком понимании – способ достижения конкретной цели посредством действий, операций, в широком – путь исследования, источником которого являются теоретические гипотезы.

Методика – метод, описанный относительно конкретных условий в форме технологии (метод в узком смысле). Содержанием технологии является техника.

Отдельно обсудим понятие «методология» в связи с тем, что методология представляет собой иерархию, и каждый уровень этой иерархии имеет свое особое содержание, играет особую роль в научном познании.

1. Высшим иерархическим уровнем методологии является философская методология, главное назначение которой – давать мировоззренческие интерпретации результатов науки. Работа на уровне философской методологии – это работа по обобщению открытий современной науки, посредством чего они включаются в научную картину мира и культуру. Именно таким образом общество ассимилирует новый опыт, то есть развивается. Исследователь всегда работает в рамках того или иного философско-методологического подхода, но не всегда рефлексирует это.

2. Следующим, более частным, уровнем методологического анализа является общенаучная методология. Ее характерной чертой является относительное безразличие к конкретному научному содержанию, апелляция к общим чертам процесса научного познания. К этому уровню относятся методы теоретической кибернетики, системныйподход, методы идеализации, формализации, алгоритмизации, моделирования, статистический метод и т.п. Без обращения к методам этого уровня, например, к идеализации, ни одно научное исследование не может даже начаться, однако этот факт также часто не рефлексируется начинающими исследователями.

Работа на философском и общенаучном методологическом уровне приобретает особое значение в периоды революционных преобразований в науке, при решении принципиально новых проблем, при проведении комплексных исследований. Именно к этим уровням относится данное выше определение методологии.

3. Конкретно-научная методология – это совокупность методов, принципов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки. В научных отраслях существуют свойственные только им методы, но в них преломляются, находят свою предметную интерпретацию и специфику применения общенаучные методы. Например, статистический метод по-разному выглядит в физике, биологии, географии, социологии, медицине, психологии и т.д.

Форма существования конкретно-научной методологии – это система, характеристиками которой являются:

1) целостность – несводимость целого к элементам и невыводимость элементов из целого;

2) структурность – наличие пространственно-временных взаимоотношений всех элементов системы;

3) взаимосвязь со средой – открытость или закрытость системы. Закрытая система - это идеальная модель;

4) иерархичность – каждый элемент системы является в свою очередь системой;

5) множественность описания – систему можно описывать с любого теоретического основания.

4. Дисциплинарная методология. Выделяется как самостоятельный уровень методологи, поскольку в рамках каждой науки существует множество дисциплин со своей совокупностью методов, принципов и процедур исследования.

Мы уже неоднократно употребляли слова принцип, подход, теория. Эксплицируем (представим в явном виде) их содержание и покажем их взаимосвязь.

Принцип – это общее универсальное утверждение о предмете исследования. Например, в квантовой механике существуют принципы дополнительности и неопределенности, психология базируется на принципах активности, историзма, деятельности, развития, единства сознания и деятельности.

Подход – это набор исследовательских вопросов или иначе – это конкретизация принципа через формулировку общих и частных исследовательских вопросов. Коротко: подход – это вопросы.

Еще один способ конкретизации абстрактного принципа – формулировка совокупности конкретных исследовательских гипотез, проверяемых на опыте (прямо или косвенно верифицируемых), то есть формулировка теории. Верифицированная гипотеза это ответ на какой-то конкретный вопрос, то есть теория – это совокупность ответов.

Итак, принцип – абстрактен, теория – конкретна, теория – ответы, подход – вопросы, подход – конкретизация принципа.

 

Какие бывают исследования? На полюсах исследовательского континуума стоят эмпирическое и теоретическое исследования, хотя большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер.

Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

И фундаментальные, и прикладные исследования могут проходить как в лаборатории – лабораторный эксперимент, так и в полевых условиях. Лабораторные условия обеспечивают более полный контроль за ходом экспериментов, а полевые – лучше воспроизводят ситуации реальной жизни.

Большинство психологических исследований по природе своей количественные. В количественных исследованиях данные собираются и представляются в виде чисел (средние, проценты и т.д.), которые подвергаются статистическому анализу. Однако в последние годы наблюдается рост числа качественных психологических исследований, где методы нередко заимствуются у социологов и антропологов. Информация собирается с помощью методов опроса и наблюдения. Объединяет эти виды качественного исследования то, что их результаты представляются не как статистические отчеты, а в виде обобщающего содержательного анализа. Многие исследования объединяют качественный и количественный подходы.

Монодисцип­линарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в дан­ном случае – психологии). Междисциплинарные – эти иссле­дования требуют участия специалистов различных областей и про­водятся на стыке нескольких научных дисциплин. К их числу отно­сятся исследования, например, генетические; в области инженерной психофи­зиологии; на стыке этнопсихологии и социологии.

Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, позволяющим охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой ре­альности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направ­лено на выявление одного наиболее существенного, по мнению ис­следователя, аспекта реальности.

Если попытаться сгруппировать исследования в зависимости от целей, которые ставит перед собой ученый, и степени разработанности проблемы, то получится следующая классификация:

Поисковые. Цель – получение прин­ципиально новых результатов в малоисследованной области. Иногда аналогичные исследования называют иссле­дованиями «методом тыка».

Уточняющие. К ним относится большинство исследований, проводимых в науке. Их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.

Обыч­но, по сравнению с первоначальным исследованием, изменяются условия его проведения, объект, методика. Тем самым уточняется, на какую область реальности распростра­няется найденное ранее теоретическое знание.

Критические. Проводятся в це­лях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. новыми фактами или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.

Воспроизводящие. Цель – точное повторение эксперимента предшествен­ников для определения достоверности, надежности и объективнос­ти полученных результатов. Воспроизводящее исследование — основание всей науки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.