Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности мышления, лежащие в основе научного исследования




Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности.

Ученый исходит из того, что явления действительности, в том числе человеческое поведение:

1) подчиняются определенным законам, следовательно, они упорядочены и могут быть предсказаны,

2) мир объективен, и научное мышление также относительно объективно,

3) научное мышление в психологии основывается на информационном подходе к исследованиям,

4) наука имеет дело с эмпирическимивопросами.

Первое предположение означает, что ученые следуют принципу детерминизма, в соответствии с которым время непре­рывно, направлено от прошлого в будущее, пространство изотропно, то есть процесс в одной из областей пространства происходит так же, как в любой другой его области, события необратимы, причина не может быть раньше следствия, причины могут быть открыты с помощью научных методов, а, значит, с события могут быть предсказаны. Под влиянием открытий физики 20 в. большинство ученых и философов являются сторонниками так называемого вероятностного или статистического детерминизма и считает, что события могут быть предсказаны с вероятностью выше вероятности случая, но ниже 100%.

Второе предположение – мир реален и объективен – означает, что события в мире происходят независимо от нашего знания о них.

Принцип информационного подхода к исследованиям означает, что выводы ученого (например, о поведении) должны основываться на объективной информации, полученной научными методами.

 

Например, утверждение: «Поступившие в университет в этом году лучше подготовлены, чем поступившие в прошлые годы» заставит мыслящего научно человека ответить: «Давайте посмотрим данные за этот и предыдущие годы» и спросить, что подразумевается под лучшей подготовкой.

 

Научная методология характерной особенностью имеет формулирование эмпирических вопросов, которые предполагают ответы на основе систематического наблюдения или эксперимента.

 

Так вопрос об отношении души и тела (являются ли душа и тело двумя разными сущностями или одной) не является эмпирическим, поскольку на него нельзя ответить, основываясь на эмпирике, а потому не решается в рамках науки. Научный подход требует конкретизировать вопрос. Например, чтобы узнать о влиянии умственной активности (душа) на физическое здоровье (тело), можно спросить: «как действует психологический стресс на иммунную систему?». Или наоборот: «как физическая усталость (тело) сказывается на способности к решению задач (психика)?».

 

Следование принципам детерминизма и объективности означает, что научный результат должен быть инвариантным относитель­но пространства, времени, типа объектов и типа субъектов исследо­вания (объективным). Кроме того, до недавнего времени предполагалось, что на­учный результат не зависит и от метода, т.е. от действий, которые производит исследователь с изучаемым объектом. Однако квантово-механическаяреволюция привнесла в научное мышление иной подход. Стало ясно, что существуют науки – и психология принадлежит к ним в первую очередь – где факт есть функция не только от свойств объекта, но и операции с ним. То есть интерпретация научного факта зависит от того, каким методом этот факт получен. Поэтому чрезвычайно важно в научной публикации давать описание метода, с помощью которого получе­ны данные.

Надо иметь в виду, что следование принципам детерминизма и объективности в «чистом виде» возможно лишь применительно к идеальному ис­следованию и его идеальному результату. В реальности же все не так, реальное исследование не может полностью со­ответствовать идеальному, поскольку таковы особенности мира, в котором мы живем.

 

Мы всегда вы­нуждены говорить об измерениях, относящихся к разным моментам времени, как проводимых одновременно. Уникальные объекты мы рассматриваем как эквивалентные друг другу, абстрагируясь от их особенностей. Ситуации, условия проведения разных серий иссле­дования мы полагаем идентичными. Себя же считаем идеальными экспериментаторами, компетентными, бесстрастными, движимыми только поиском научной истины. Поэтому невозможно полностью адекватно воспроизвести эксперимент в других условиях.

 

Другое дело, что научный метод должен давать ре­зультат, максимально приближенный к идеальному. Для этого используются особые методы планирования экспери­мента и обработки полученных данных.

Еще одним фактором, обусловливающим различие реального и идеально исследования, является то, что исследователь практически не способен охватить весь интересующий его объект. Реально он может изучать предмет исследования – искусственно выделенную часть объекта, абстрагированную от других существенных его сторон. Эта часть объекта «контролируется» экспериментатором. Поэтому следует различать явления и процессы, происхо­дящие в реальности, и их аналоги, которые мы наблюдаем или вос­производим в ходе исследования (подробнее о понятии и взаимосвязи предмета и объекта исследования см. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб., Речь, 2001).

Сказанное выше можно обобщить схемой, показывающей соотношение реальности, лабораторного и мысленного экспериментов (исследований). Соответствие реального исследования идеальному будем назы­вать внутренней валидностью. Соответствие реального исследования изучаемой объективной ре­альностивнешней валидностью. Отношение идеального исследования к реальности – теоретической (прогностической) валидностью. Содержание этих понятий будет полнее раскрыто при рас­смотрении специфики психологического эксперимента.

Идеальное исследование

 

Изучаемая реальное

реальность исследование

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.