КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактические принципы обучения иностранным языкам
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Вопросы для самопроверки 1. Что такое принципы культурно-досуговой деятельности? 2. Охарактеризуйте основные принципы культурно-досуговой деятельности. Рекомендуемая литература 1. Арнольдов А.И. Человек в мире культуры: Введение в культурологию. - М., 1992. 2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. 3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994. 4. Клубоведение. - М., 1980. 5. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. - М., 1981. 6. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. - Ростов-на-Дону, 1997.
План лекции:
1. Дидактическиепринципы обучения иностранным языкам. 2. Лингвистические принципы обучения иностранным языкам. 3. Психологические принципы обучения иностранным языкам. 4. Собственно методические принципы обучения иностранным языкам.
Принципы обучения - это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения). Одним из возможных подходов к классификации принципов обучения является содержание базисных для методики наук, на которые преподаватель ориентируется в своей работе. Как известно, к числу таких наук относятся дидактика, лингвистика, психология. Система принципов обучения в этом случае может быть представлена в виде следующей таблицы: Таблица № 1 -Принципы обучения [10, 167].
Все перечисленные принципы тесно между собой связаны и образуют единую систему, призванную обеспечить достижение поставленных целей обучения. Рассмотрим более подробно каждую группу принципов. Дидактические принципы отражают основные положения теории образования и обучения, разрабатываемые в дидактике. Они используются в преподавании разных дисциплин и не зависят от предмета обучения. В то же время применение дидактических принципов в обучении иностранным языкам имеет свои особенности, отражающие специфику предмета. Принцип сознательности относится к числу ведущих дидактических принципов, реализуемых на занятиях по языку. Следование этому принципу предполагает понимание учащимися содержания иноязычной речи, осознание единиц, из которых речь состоит и способов пользования ими. Владение языком означает способность самостоятельного выбора формы в соответствии с содержанием высказывания, что предполагает наличие знаний о способах оформления высказывания средствами изучаемого языка. Сформулируем некоторые правила реализации принципа сознательности на занятиях по языку. 1. Используйте различные приемы, помогающие осмыслению вводимого материала и действий с ним (правила, инструкции, объяснение, перевод), избегая при этом многословных пояснений и перевода на родной язык там, где в них нет необходимости. 2. Формируйте приемы самостоятельной работы с языком, так как самое главное в работе учителя - научить учеников учиться. 3. Отмечайте продвижение учащихся в овладении языком, что повышает мотивацию обучения. 4. Помогайте учащимся самостоятельно прийти к умозаключению о способах формирования и употребления единиц языка в речи. Для этого используйте индукцию (подведение учащихся от наблюдения над фактами языка к выводу, обобщению). При этом опирайтесь на средства наглядности, запись на классной доске. Принцип активности предполагает речевую активность учащихся в ходе урока, что означает напряженность психических процессов в деятельности обучаемого, касающихся внимания, мышления, памяти, формирования и формулирования мыслей средствами изучаемого языка. Обучение в сотрудничестве способствует активизации учебного процесса в целом, а задания проблемного характера и ролевые игры способствуют реализации принципа активности на занятиях. Рекомендуется использовать следующие правила, помогающие учителю более полно реализовать принцип активности на занятиях. 1. Вовлекайте каждого учащегося в активную речемыслительную деятельность за счет сокращения своей речевой активности. 2. Обращайте внимание на работу всех учащихся, а не только наиболее активных. Предлагайте малоактивным учащимся посильные для них задания. 3. Используйте для поддержания интереса к изучению языка соответствующие приемы обучения. Подводите итоги занятий на каждом уроке, демонстрируя успехи, достигнутые в ходе обучения. 4. Учитывайте возраст учащихся и их интересы, предлагая задания, стимулирующие эмоциональную и речевую активность. Чаще используйте игры, соревнования, средства наглядности. Принцип наглядности - один из ведущих в обучении иностранному языку. В соответствии с этим принципом обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися. Существуют два направления использования наглядности в качестве средства обучения и средства познания. В первом случае специально подобранные зрительно-слуховые образцы (звукозапись, таблицы, схемы, учебные картинки, и видеофильмы, компьютерные программы) помогают учащимся овладевать звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими единицами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах отобранного круга тем и ситуаций общения. Во втором случае средства наглядности выступают в качестве источника информации, знакомя учащихся со страной изучаемого языка. Принцип наглядности можно трактовать как специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью его лучшего понимания, усвоения и использования в речевой деятельности. Этот принцип имеет языковую (словесно-речевую) и неязыковую (предметно-изобразительную) формы выражения. Под языковой наглядностью подразумевается деятельность, связанная с демонстрацией языка, восприятие и воспроизведение которого носит наглядно-чувственный характер. На занятиях по языку первостепенную роль играет именно языковая наглядность. С точки зрения подачи материала наглядность может быть статичной и динамичной. Особым видом динамичной наглядности является ситуативная наглядность, или наглядность речевых поступков. Наглядность может быть внешней (обусловлена процессом восприятия) и внутренней (базируется на восприятии образов представления - слуховых, зрительных и др.). Современная методика предусматривает интенсивное использование на занятиях всех видов наглядности, что способствует образованию правильных представлений об изучаемых явлениях в области языка и окружающем мире, формированию и совершенствованию соответствующих навыков и развитию умений. На занятиях по иностранному языку выделяются следующие функции наглядности: 1) обучающая (средства наглядности используются для введения учебной и познавательной информации); 2) контролирующая (средства наглядности привлекаются для контроля и самоконтроля характера формируемых знаний, навыков, умений); 3) организующая (используется при отборе учебных материалов для занятий и способов их представления). В свою очередь, обучающая функция реализуется в виде следующих направлений: а) семантизация (средства наглядности помогают при объяснении значений иноязычных единиц речи на уровне фонемы, слова, правила, а также реалий окружающего мира); б) стандартизация (средства наглядности используются для образования речевых автоматизмов с опорой на зрительно-слуховые образы); в) воссоздание ситуации общения (зрительно-слуховые образы привлекаются в качестве опоры для лучшего понимания воспринимаемой по слуховому или зрительному каналу информации); г) стимуляция высказывания (средства наглядности служат опорой при построении речевого высказывания). Следует руководствоваться рядом правил, помогающих наиболее полно реализовать принцип наглядности на занятиях. 1. Используйте с первых уроков звукозапись как источник образцовой речи для формирований звукопроизносительных и интонационных навыков и формирования и совершенствования навыков понимания иноязычной речи на слух. Лучше всего для этого подходят фонограммы. 2. Используйте в качестве визуальных средств обучения натуральную наглядность, учебные картинки, диафильмы, кино- и видеофильмы, таблицы. Основное назначение таких средств - наглядная семантизация в тех случаях, когда значение слова можно пояснить, не прибегая к переводу. Визуальные средства полезны также при воссоздании ситуации общения и стимулирования высказывания, содержание которого задается зрительно- слуховыми образами. 3. Формируйте навыки и развивайте умения самостоятельной работы с техническими средствами. 4. Уделяйте особое внимание самостоятельной работе учащихся с использованием технических средств, что позволяет продлить время пребывания в речевой среде и повысить эффективность обучения. Принцип прочности обеспечивает сохранение учебного материала в памяти учащихся и возможность его применения в различных ситуациях общения. Прочность усвоения материала достигается за счет его доступности, умелого изложения, обеспечивающего эмоциональное воздействие на учащихся, использования разнообразных упражнений. Этот принцип связан с принципом сознательности: прочно запоминается то, что понятно и осмыслено учащимися. Реализация принципа прочности предполагает следование определенным правилам. 1. Создавайте при введении нового материала ассоциативные связи из разных сфер деятельности, что обеспечивается в результате доступного изложения материала, представляющего интерес для учащихся. 2. Помните, что решающим условием прочности усвоения материала является правильная организация тренировки. Используйте разнообразные упражнения, правильно их ранжируя. Основное назначение тренировки - доведение изученного явления до свободного воспроизведения и применения в новых коммуникативно-значимых контекстах. 3. Стремитесь к многократному воспроизведению изученного материалав разных контекстах на протяжении всего курса. 4. Не забывайте, что систематический контроль овладения пройденным материалом способствует прочности его усвоения, используйте разнообразные формы контроля, в том числе тесты. Принцип доступности и посильности предполагает, что с первых уроков новый материал предоставляется в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся, а его усвоение не вызывает у них непреодолимых трудностей. В противном случае возникает нежелательная перегрузка учащихся, резко падает интерес к занятиям. Доступность обеспечивается как самим материалом, так и методикой работы с ним. В реализации принципа доступности и посильности на занятиях учителю поможет выполнение ряда правил. 1. В ходе урока следует постоянно контролировать, как усваивается материал учащимися и вносить в программу обучения соответствующие коррективы. 2. При планировании хода урока надо учитывать посильность заданий, ориентируясь при этом на разные группы учащихся, предусматривать разноуровневые тестовые задания. В результате реализации принципа межкультурного взаимодействия обеспечивается: - приобретение знаний о языковой картине мира, что дает возможность ее описать и выразить свое отношение к ней средствами изучаемого языка; - овладение фоновыми знаниями (background knowlege) из сферы жизни носителей языка. Такие знания проявляются в процессе общения в виде смысловых ассоциаций и коннотаций и обеспечивают нормативность речевого общения в условиях межкультурного взаимодействия; - расширение общего кругозора учащихся (general knowlege), т.е. знание имен и названий, дат и событий, обеспечивающих эффективность общения в новой языковой среде; - развитие умений представлять свою страну и ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. Принцип профессиональной компетентности преподавателя характеризует способности к профессиональной деятельности в качестве преподавателя иностранного языка на основе приобретенных в ходе обучения и практической работы знаний, навыков и умений в данной области деятельности. Основу профессиональной компетенции составляют профессионально-педагогические умения, обобщенные в профессиограмме преподавателя, главными из которых являются: коммуникативные (владение языком и способности профессионально-педагогического общения), организаторские (умение организовать как свою собственную деятельность, так и деятельность учащихся), гностические (умение анализировать способности учащихся к овладению языком и поддерживать мотивацию в работе), оценочные (связанные с умением оценить уровень учебных достижений учащихся и произвести их корректировку).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |