Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта




Памятьформа психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом.

В отличие от восприятия, мышления и остальных психических процессов память непосредственно не направлена на отражение окружающего мира. Она имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями.

Основные процессы памяти – это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Хранениепроцесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнаваниепроцесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти.

Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания. Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. Отсюда и многообразие форм ее проявления, сконцентрированной в двух видах памяти генетической (наследственной) и прижизненной.

1. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития, врожденные формы видового поведения (инстинкты), а также некоторую предрасположенность к определенным формам социального поведения.

2. Прижизненная память - это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. По содержанию психической активности во взаимодействии человека с окружающей средой в прижизненной памяти различают такие виды: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая.

А) Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение машины, пользование инструментом при ремонте и наладке машин и механизмов и другие практические и трудовые навы­ки и умения). Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в работе с аппаратурой и инструментом и т. д.

Б) Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают формы образной памяти: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Наиболее отчетливо у всех людей проявляется зрительная и слуховая память, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов или парфюмеров) или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха. Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей.

В) Эмоциональная память – это память на пережитые чувства и эмоциональные состояния. Они не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся человеком при определенных условиях - человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый страх. Эмоциональная память - важнейшее условие нравственного развития личности. Она может быть могучим мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек.

Г) Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении, воспроизведении мыслей и понятий. Этот вид памяти специфически человеческий, в отличие от двигательной, образной и эмоциональной, которые в простейших формах свойственны и животным. Существенным моментом в характеристике словесно-логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (т. е. дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом оформлении (т. е. воспроизведение своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от выработавшихся у него способов заучивания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.