КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Мышление- наиболее обобщенная и непосредственная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами
Мышление - наиболее обобщенная и непосредственная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности является высшим психическим процессом, свойственным только человеку. У животных имеются лишь зачатки мышления в его конкретно практическом виде в процессе ориентировочного манипулирования. Мышление неразрывно связано с ощущением, восприятием, вниманием как основными источниками знаний о мире. Основная функция мышления - познание сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними, что является необходимым условием для использования их в практической деятельности. Физиологической основой мышления является рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий. Эти связи возникают под воздействием вторых сигналов (речь), отражающих реальную действительность, но возникают они лишь на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений). В отличие от первосигнальных, второсигнальные (речевые) связи представляют собой более сложные системы, отражающие различные отношения между предметами и явлениями. Вторая сигнальная система дает возможность безграничной ориентации в окружающем мире. Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения. Понятие – это высшая форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Суждение – форма мышления, позволяющая устанавливать простейшие связи между познаваемыми явлениями и предметами; утверждение или отрицание. Суждения могут быть истинными и ложными. Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое. Различают умозаключения: индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция - новое знание в процессе мышления от частного к общему. Дедукция - новое знание в процессе мышления от общего к частному. Аналогия - новое знание в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Важнейшими психологическими показателями суждений и умозаключений являются самостоятельность и уверенность, зависящие от наличия необходимых знаний о предмете или явлении, убеждений, умений, волевых качеств личности. В жизни человеку приходится решать задачи, различные по содержанию и значению. В соответствии с этим его мышление может быть (виды мышления) наглядно-действенным, наглядно-образным и словесным. 1. Наглядно-действенное мышление – это простейший вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Например, водитель устанавливает неисправность при внезапном прекращении работы двигателя. 2. Наглядно-образное мышление – это вид мышления, опирающийся на восприятие или представление. Связь мышления с практическими действиями здесь, хотя и сокращается, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как в случае наглядно-действенного мышления. В ходе познания человек отчетливо представляет себе объект и мыслит наглядными образами, возникшими ранее. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. 3. Словесно - логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Степень логичности мышления зависит от того, насколько умело и настойчиво человек контролирует и направляет свои мыслительные процессы. Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое мышление. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Например, открытие закона всемирного тяготения. Практическое мышление – это подготовка физического преобразования действительности, постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Интуитивное мышление – это минимально осознанное, характеризующееся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов. Аналитическое мышление в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека, развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (мы часто выдаем желаемое за действительно существующее). Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы - сновидения от произвольных - целенаправленное решение мыслительных задач. Выделяют 4 стадии решения проблемы. 1) подготовка; 2) созревание решения; 3) вдохновение; 4) проверка найденного решения. Структура мыслительного процесса решения проблемы: мотивация, анализ проблемы, поиск решения, логическое обоснование правильности решения, реализация решения, проверка найденного решения, коррекция. Выделяют основные мыслительные операции: анализ; синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др. Анализ – это мыслительное разложение целого на части, выделение в нем отдельных признаков и свойств. Синтез – это мыслительное соединение частей предметов или явлений или мыслительное сочетание их признаков и свойств. Сравнение – это мыслительная операция с целью установления сходства и различия между объектами. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Систематизация – это мысленное распределение предметов по группам в зависимости от их сходства и различия. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость, быстрота и критичность ума. Широта мышления – это способность охватить вопрос целиком, не упуская частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Самостоятельность мышления характеризуется умением личности выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Быстрота ума – это способность человека разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Критичность ума – этоумениечеловека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно проверять все выдвигаемые положения и выводы. Факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу: косность, стереотипность мышления; излишняя приверженность к использованию привычных методов решения; страх ошибки, боязнь критики, излишняя критичность к своим решениям; психическая и мышечная напряженность.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |