КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Бюджетное устройство и бюджетный процесс
Внесенный в реестр ООН 1. Исторический центр Кордовы. 2. Альгамбра. 3. Собор в Бургосе. 4. Монастырь и достопримечательности Эскориала, Мадрид. 5. Парк Гуэль, дворец Гуэль и Каса Мила в Барселоне. 6. Пещера Альтамира. 7. Старый город Сеговии и его акведук. 8. Памтяники Овьедо и Королевские церкви Астурии. 9. Сантьяго де Компостела (старый город). 10. Старый город Авилы с его расположенными за городскими стенами церквами. 11. Исторический город Толедо. 12. Национальный парк Гарахонай. 13. Собор Алькасар и Архив Индий в Севилье. 14. Старый город Саламанка. 15. Монастырь Побле. 16. Археологический ансамбль Мериды. 17. Королвский монастырь Санта-Мария-де-Гуаделупе. 18. Дорога Сантьяго де Компостела. 19. Национальный парк Даньяна. 20. Исторические укрепления города Куэнка. 21. Ла Лонжа де ла Седа Валенсии. 22. Палау де ла Музика Каталана и больница де Сант Нау, Барселона. 23. Памятники наскального искусства средиземноморского бассейна на Иберийском полуострове. 24. Сан Кристобаль де-ла-Лагуна.
Республиканский бюджет Республики Казахстан, а также местные бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Республики Казахстан. В материальном аспекте государственный или местный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд государства, утверждаемый законом или решениями местных представительных органов, предназначенный для обеспечения государством своих функций и создаваемый за счет налогов, сборов, других обязательных платежей, доходов от операций с капиталом, неналоговых и иных поступлений, предусмотренных законодательными актами. Однако сущность бюджета проявляется в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой систему экономических отношений, посредством которых формируется и расходуется централизованный денежный фонд государства или местный денежный фонд. Бюджетная система объединяет наиболее крупную часть финансовых ресурсов государства. Понятие бюджета имеет и правовой (юридический) аспект. В таком смысле бюджет – это основной финансовый план государства, т.е. баланс доходов и расходов государства и местных представительных органов. Деятельность государства по формированию, распределению и организации использования государственного бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц (местных бюджетов) называется бюджетной. Бюджетная деятельность осуществляется посредством трех основных методов: 1) методов формирования бюджета; 2) методов распределения бюджета; 3) методов организации использования бюджета. Рассмотрим их подробнее. 1. Методы формирования бюджета включают: а) установление налогов, неналоговых доходов и других обязательных платежей; б) привлечение денежных средств на кредитной основе; в) привлечение доходов от внешнеэкономической деятельности; г) эмиссия. 2. Методы распределения бюджета включают: а) бюджетное финансирование; б) межбюджетное кредитование; в) погашение государством внутренних и внешних долгов. 3. Методы организации использования бюджета: а) установление порядка исполнения бюджета и использования бюджетных ресурсов; б) планирование использования бюджетных средств; в) осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделяемых из бюджета
В бюджетном праве используются два метода правового регулирования: 1) государственно-властный (императивный) метод (применяется в процессе установления и взимания налогов, обязательных платежей, неналоговых доходов и т.д.); 2) финансово-договорный (диспозитивный) метод (применяется при внутренних и внешних государственных займах, межбюджетном кредитовании). Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории государства, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Все эти нормы в совокупности образуют институт общей части бюджетного права – бюджетное устройство. Бюджетная система – совокупность бюджетов различных уровней и видов, методов и способов их составления, рассмотрения, утверждения и исполнения, бюджетных отношений и регулирующих их финансово-правовых норм, уполномоченных государственных органов в сфере бюджетной деятельности и методов бюджетного контроля за формированием и распределением бюджетов, а также за использованием бюджетных ресурсов. В бюджетную систему Республики Казахстан, являясь ее самостоятельными частями, входят бюджеты двух уровней – республиканский бюджет и местные бюджеты (бюджеты административно-территориальных единиц). В зависимости от государственного устройства Республики Казахстан различают два вида бюджетов: 1) республиканский бюджет; 2) местные бюджеты. К местным бюджетам относятся областные, городские, районные, районные в городах. Оценивая бюджетную систему Республики Казахстан с точки зрения ее типа, можно отметить, что юридически она провозглашена в качестве децентрализованной и построенной на принципе автономности, но фактически этого уровня еще не достигла. Причиной тому выступает неравномерность распределения доходов между республиканским и местными бюджетами, в результате чего основная доля государственных доходов попадает в республиканский бюджет, а доходы, которые закреплены за местными бюджетами, не покрывают их самых минимальных расходов. Поэтому приходится включать механизм бюджетного регулирования. Это ставит каждый бюджет в зависимость от вышестоящего, в силу чего говорить об автономности и самостоятельности бюджетов, особенно низших ступеней, не приходится. В соответствии с Бюджетным кодексом РК помимо бюджета, утверждаемого представительными органами власти в обычном порядке, предусматривается возможность введения чрезвычайного бюджета. Чрезвычайный государственный бюджет – это бюджет, включающий в себя все финансовые ресурсы государства и принимаемый при введении чрезвычайного положения на территории республики. Это бюджет с особым, более жестким правовым режимом использования средств. В настоящее время все бюджеты существуют как самостоятельные денежные фонды. Однако для управления делами каждой территории, прогнозирования ее развития важно знать, какие средства сосредоточиваются в бюджете всех уровней, функционирующих в ее рамках. Поэтому законодательством предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах республики в целом, а также на местном уровне. Консолидированный бюджет – это свод денежных средств самостоятельно функционирующих республиканского и местных бюджетов, который используется для расчетов и анализа. Бюджетное регулирование – процесс сбалансирования бюджетов, входящих в состав бюджетной системы государства. Бюджетное регулирование охватывает собой такие явления, как: 1) структура доходов и расходов бюджетов различных уровней; 2) принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами; 3) порядок сбалансирования доходных и расходных частей каждого бюджета. Целями бюджетного регулирования являются обеспечение надлежащего взаимодействия всех компонентов бюджетной системы и сбалансирование каждого ее элемента и всей системы в целом. Выделяют следующие методы бюджетного регулирования. 1. Распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему. 2. Установление постоянно закрепленных доходов отдельных бюджетов, представляющих собой доходы, права на которые возникают на основании закона (например, Указа Президента РК “О налогах и других платежах в бюджет”). Республиканский бюджет имеет следующие постоянно закрепленные доходы: подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, специальные платежи и налоги с недропользователей, сборы за регистрацию эмиссии ценных бумаг, таможенная пошлина, зарубежные кредиты и займы, доходы от приватизации и разгосударствления. Местные бюджеты имеют следующие постоянно закрепленные доходы: земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства, сборы за право занятия отдельными видами деятельности, с аукционных продаж и т.д., государственная пошлина. 3. Установление регулирующих доходов отдельных видов бюджетов. Регулирующие доходы – это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год или на долговременной основе. Ежегодные нормативы отчислений утверждают ежегодно по бюджетам разных уровней соответственно вышестоящие представительные органы. В Республике Казахстан регулирующими доходами являются некоторые общегосударственные налоги (подоходный налог, налог на добавленную стоимость и акцизы). 4. Межбюджетная дотация – это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств. В соответствии с законодательством дотация предоставляется в случаях, если постоянно закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. 5. Межбюджетное кредитование – это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из вышестоящего бюджета для конкретных целей в нижестоящий бюджет для выравнивания социально-экономического развития административно-территориальных образований. Управление в области бюджета – институт общей части бюджетного права, определяющий систему государственных органов, осуществляющих по поручению государства организационную деятельность в области бюджета и устанавливающий их компетенцию в данной области. В систему государственных органов управления в области бюджетной деятельности входят представительные органы (Парламент РК, маслихаты) и исполнительные органы (Правительство РК, Министерство финансов РК и акиматы). Компетенция государственных органов управления в области бюджета определена Конституцией РК, конституционными законами, а также Бюджетным кодексом РК, Законом РК “О местных представительных и исполнительных органах”, а также нормативно-правовыми актами и решениями местных представительных органов власти, принятых ими в соответствии с основами республиканского бюджетного законодательства. Основу бюджетно-правового статуса органов государственной власти составляет право на самостоятельный бюджет, а также право на получение бюджетных доходов и включение их в данный бюджет. В Парламент РК не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому, представляется на обсуждение разработанный Правительством РК проект закона о республиканском бюджете со всеми приложениями. Утверждение республиканского бюджета и внесение изменений и дополнений в бюджет происходят на совместном заседании палат после их последовательного обсуждения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате. Парламент РК также утверждает отчет об исполнении республиканского бюджета. В компетенцию местных представительных органов входит право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местные бюджеты, а также осуществлять контроль за их исполнением; право самостоятельно распоряжаться средствами местных бюджетов. Местные представительные органы самостоятельно распределяют общегосударственные доходы и налоги между бюджетами более низких уровней (городских и районных). Местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются местными представительными органами самостоятельно. Правовое регулирование бюджетного контроля – это институт общей части бюджетного права, определяющий круг и полномочия государственных органов, осуществляющих контроль за законностью и целесообразностью всех действий по формированию и распределению бюджета, использованию бюджетных ассигнований, а также норм, устанавливающих виды, формы и методы этого контроля. Контроль за правильностью составления смет расходов бюджетных ассигнований, их утверждения и за эффективным и целевым использованием бюджетных средств министерствами, государственными комитетами, ведомствами и организациями, вне зависимости от форм собственности, осуществляется Министерством финансов РК и егКонтроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета. Счетный Комитет Парламента РК – это государственный орган, подотчетный и подчиненный Президенту РК, осуществляющий контроль за исполнением республиканского бюджета; выполняет поручения Президента, связанные с вопросами исполнения республиканского бюджета; осуществляет контроль за полнотой поступления денежных средств в бюджет республики и целевым расходованием, а также осуществляет контроль за законностью использования бюджетных средств. Контроль за формированием и исполнением местных бюджетов осуществляется ревизионными комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также Министерством финансов РК и его территориальными органами с обязательным информированием соответствующих местных исполнительных органов. Порядок и периодичность проведения ревизий и проверок планирования и использования средств республиканского и местных бюджетов определяются Министерством финансов РК. Правовое регулирование доходов бюджета – это институт особенной части бюджетного права, устанавливающий систему платежей в бюджет и порядок их взимания. Данный институт как совокупность финансово-правовых норм регулирует отношения, возникающие в процессе формирования доходной части бюджета. Доходы включают все поступления в бюджет. Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку делятся на несколько групп: а) доходы от хозяйственной деятельности организаций; б) доходы от государственной внешнеэкономической и иной деятельности; в) доходы от государственных имуществ и угодий; г) поступления от личных доходов граждан и прочие доходы. Среди них важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с юридических и физических лиц. В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие (см. п.7.5.). Доходы республиканского бюджета состоят из: 1) налоговых и таможенных поступлений, включая общегосударственные налоги и сборы, за вычетом сумм, подлежащих начислению в доход местных бюджетов; 2) неналоговых поступлений, определяемых Правительством РК; 3) доходов от операций с капиталом государства и иных поступлений, не противоречащих законодательству РК. Доходы местных бюджетов состоят из: 1) местных налогов и сборов; 2) сумм отчислений от общегосударственных налогов; 3) неналоговых поступлений; 4) поступлений средств, заимствованных нижестоящими бюджетами у вышестоящих бюджетов; 5) поступлений от погашения ранее выданных кредитов. Правовое регулирование расходов бюджета – это институт особенной части бюджетного права, устанавливающий виды, основные направления расходов бюджета и порядок их производства. Расходы – это средства, выделяемые из бюджета на безвозвратной основе в пределах утвержденного бюджета. Направления расходов бюджета определяются теми задачами, которые стоят перед государством на конкретный период. Расходы различаются в зависимости от уровня бюджетов. Система расходов республиканского бюджета включает: 1) общегосударственные расходы на социальную защиту населения; 2) расходы на содержание государственных, межгосударственных и представительных органов; 3) расходы по государственным услугам общего характера и обеспечению финансовыми ресурсами программ и подпрограмм: - в области здравоохранения и образования; - в области обороны, общественного порядка и безопасности; - по мероприятиям, выполняемым центральными исполнительными органами по организации туризма, спорта и в сфере культуры; - по поддержке и расширению сельскохозяйственного производства; - по государственной инвестиционной политике; - по выполнению государственных обязательств, связанных с выплатой процентов по государственным долгам и их размещением и другие программы и подпрограммы; 4) погашение основной суммы государственного долга. Расходы местных бюджетов состоят из расходов на содержание местных органов государственного управления и для осуществления местными исполнительными органами программ местного значения, например: - по обеспечению общественного правопорядка и безопасности, проводимых местными исполнительными органами; - по образованию и здравоохранению; - по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, водоснабжению и инженерной инфраструктуре; - по развитию малого и среднего бизнеса; - по обеспечению других программ, предусмотренных утвержденном бюджете на очередной финансовый год, включая расходы по обслуживанию кредитов. В условиях перехода к рыночным отношениям нередким стало такое явление, как бюджетный дефицит. Дефицит бюджета – это превышение объема расходов и выделяемых на возвратной основе кредитов из бюджета над общей суммой поступлений в бюджет, кроме сумм правительственных заимствований. В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер: а) при утверждении бюджета устанавливается предельный уровень его дефицита; б) при превышении этого уровня вводится механизм секвестирования расходов, сущность которого выражается в пропорциональном снижении расходов бюджета (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных статей; в) привлечение денежных средств путем выпуска займов и использование кредитов. Правовое регулирование бюджетного планирования – это институт в общей части бюджетного права, регулирующий отношения, возникающие в ходе деятельности компетентных государственных органов по планированию формирования и расходования бюджета. Данный институт устанавливает порядок составления проекта бюджета, рассмотрения и утверждения, а также исполнения бюджета. В финансово-правовой науке наряду с термином “бюджетное планирование” используется термин “бюджетный процесс”. Бюджетный процесс – это регламентированная бюджетно-процессуальными нормами деятельность компетентных государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по составлению и утверждению отчетов об их исполнении, т.е. прохождение бюджета как финансового плана через определенные стадии. Выделяют следующие стадии бюджетного процесса: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение проекта бюджета; 3) утверждение бюджета; 4) исполнение бюджета; 5) заключение бюджета. В практике бюджетного планирования встречаются два понятия: “бюджетный год” и “бюджетный период”. Бюджетный год означает отрезок времени, в течение которого исполняется бюджет. Бюджетный год равняется календарному году, т.е. с 1 января по 31 декабря включительно. Бюджетный период – это отрезок времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования, т.е. начинается он с начала работы по составлению проекта бюджета и завершается утверждением отчета о его исполнении. Финансовый год в Республике Казахстан совпадает с календарным годом, т.е. начинается 1 января и завершается 31 декабря. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов (республиканского и местных) регламентируетсяБюджетным кодексом РК. Проект республиканского бюджета на очередной бюджетный год составляется Министерством финансов РК и со всеми приложениями не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому, представляется на обсуждение Парламента РК. Проект должен публиковаться в печати. Утверждение республиканского бюджета и внесение изменений и дополнений в проект бюджета происходят на совместном заседании палат после их последовательного обсуждения вначале в мажилисе, а затем в Сенате. В случае, если Парламентом РК в срок до 15 декабря не будет принят закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Президент РК издает Указ “О республиканском финансовом плане на первый квартал предстоящего финансового года”, который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета. Утвержденный закон о республиканском бюджете публикуется для всеобщего сведения в печати. Организация исполнения бюджета возлагается на Правительство РК. Заключение бюджета происходит в форме утверждения Парламентом РК отчета о его исполнении, который подготавливает Правительство РК в лице Министерства финансов.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |