Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы реализации принципа межпредметности




Реализация идеи межпредметной интеграции через принцип межпредметности должна охватывать все компоненты учебно-воспитательного процесса:целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, организационно-управленческий, результативно-оценочный.

Иначе говоря, определив цели обучения на основе интегративного подхода, необходимо отобрать материал, достаточный для их достижения, а затем адекватное этому материалу дидактико-методическое обеспечение, что позволит вовлечьшколь­ников в познавательную деятельность интегративного характе­ра. Наконец, нужно подготовить задания для контроля качест­ва обучения, чтобы определить, удалось ли достичь поставлен­ных целей.Для проектирования такой системы и воплощения ее в реальный процесс учителю нужно выполнить следующие виды работ:

• проанализироватьстандарты общего естественнонаучно­гои химического образования, программы и учебники по химии и смежным предметам для выявления целей, задач, общих методов познания и возможных сфер интеграции материала на основе межпредметных связей;

• определить принципы отбора межпредметного мате­риала, его место в структуре курса и содержании отдель­ных уроков, а также наиболее подходящие приемы уста­новления межпредметных связей в каждом конкретном случае;

• подобрать, а в случае необходимости создать дидактико-методический комплекс для установления межпредмет­ных связей, который может включать межпредметные за­дания к учебным темам и отдельным урокам, приблизи­тельные инструкции, алгоритмы, справочные таблицы и схемы, приемы мотивации деятельности учащихся и другие элементы по усмотрению учителя;

• выделить и обосновать методы диагностики, критерии и показатели качества знаний и умений учащихся, эффек­тивности методики преподавания и обучения в целом.

При планировании учебного процесса и подаче материала необходимо придерживаться логики «от причины — к следствию». В связи с этим важно четко и технологично определить це­ли предметного обучения (целевой этап),которые должны соот­ветствовать следующим требованиям:

· задавать очередность, преемственность учебных тем и уроков,

· быть гибкими (чтобы при необходимости их можно было «подгонять» под конкрет­ные педагогические ситуации),

· реалистичными (т.е. реально достижимыми), диагностируемыми (такими, чтобы можно было проверить, удалось ли их достичь),

· обеспечивать достиже­ние общих целей естественно-научного образования в школе.

Так, одним из стратегических ориентиров школьного обуче­ния является развитие мышления учащихся. Чтобы достичь этой цели, необходимо определить, какие интеллектуальные умения будутведущими для каждого года изучения химии в школе. Обычно в 8 классе происходит целенаправленное формирование умений классифицировать, сравнивать и делать простейшие обобщения в форме вывода при сравнении. В 9 классе ведущим становится умение абстрагировать, т. е. выделять существенные признаки, а в 10-11 классах — умение обобщать.

На основании выбранной логики развития приоритетных инллектуальных умений по годам обучения учитель определяет развивающие цели конкретных тем и уроков курса. Именно на их достижение будет направлен принцип межпредметности.

Одна из главных развивающих целей первой темы курса хи­мии 8 класса — научить школьников классифицировать и сравнивать химические объекты и явления, опираясь только на жизнен­ный опыт и знания из смежных курсов. Дело в том, что к началу обучения химии внутрипредметные знания почти отсутствуют, но любая деятельность (интеллектуальная, экспериментальная и др.) должна иметь содержательную основу. Последнее условие является обязательным и при отборе материала к уроку. Поэтому на пер­вых занятиях школьники сравнивают физические свойства метал­лов, выявляют отличия смесей от чистых веществ и т. п. на основе межпредметной интеграции с курсом физики и своего жизненно­го опыта.

Очевидно, что содержание каждого конкретного урока или учебной темы зависит от принципа межпредметности. Следовательно, при отборе материала для изучения (содержательный этап)важно помнить о единстве материального мира, взаимосвязи явлений природы и отношениях между окружающей сре­дой и обществом.

Межпредметный материал к уроку должен не препятствовать усвоению собственно предметного - химического - материала, но органично дополнять его и интегрироваться в единую систему содержания школьного курса. Так, привлечение межпредметно­го материала необходимо при раскрытии:

• аксиологических (ценностных) аспектов обучения химии;

• всесторонней характеристики природных объектов, сущ­ности взаимосвязанных природных явлений и процессов;

• роли химии в развитии общества, приумножении его ма­териального и духовного наследия;

• вклада химии и естественных наук в сохранение приро­ды и биологического разнообразия, их участия в реше­нии глобальных проблем человечества, обладающих ярко выраженным интегративным характером (экологиче­ских, продовольственных, энергетических, сырьевых и др.);

• значения химических знаний для сохранения здоровья и обеспечения безопасности жизни человека;

• истории развития химической науки, включающей описания открытий, биографий ученых и др.

Вместе с тем очевидно, что учитель не сможет воспользоваться всем объемом межпредметного материала в силу существования широкого диапазона межпредметных связей предмета химии и малого количества учебных часов. Он неизбежно столкнется с проблемой дозирования межпредметного материала, предпочтения одного материала другому, выбора способов установления межпредметных связей. Данную проблему можно решить: надо для каждого этапа изучения химии в основной школе обозначить главные цели реализации межпредметных связей, согласующиеся с задачами обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.