КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы реализации принципа межпредметности
Реализация идеи межпредметной интеграции через принцип межпредметности должна охватывать все компоненты учебно-воспитательного процесса:целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, организационно-управленческий, результативно-оценочный. Иначе говоря, определив цели обучения на основе интегративного подхода, необходимо отобрать материал, достаточный для их достижения, а затем адекватное этому материалу дидактико-методическое обеспечение, что позволит вовлечьшкольников в познавательную деятельность интегративного характера. Наконец, нужно подготовить задания для контроля качества обучения, чтобы определить, удалось ли достичь поставленных целей.Для проектирования такой системы и воплощения ее в реальный процесс учителю нужно выполнить следующие виды работ: • проанализироватьстандарты общего естественнонаучногои химического образования, программы и учебники по химии и смежным предметам для выявления целей, задач, общих методов познания и возможных сфер интеграции материала на основе межпредметных связей; • определить принципы отбора межпредметного материала, его место в структуре курса и содержании отдельных уроков, а также наиболее подходящие приемы установления межпредметных связей в каждом конкретном случае; • подобрать, а в случае необходимости создать дидактико-методический комплекс для установления межпредметных связей, который может включать межпредметные задания к учебным темам и отдельным урокам, приблизительные инструкции, алгоритмы, справочные таблицы и схемы, приемы мотивации деятельности учащихся и другие элементы по усмотрению учителя; • выделить и обосновать методы диагностики, критерии и показатели качества знаний и умений учащихся, эффективности методики преподавания и обучения в целом.
При планировании учебного процесса и подаче материала необходимо придерживаться логики «от причины — к следствию». В связи с этим важно четко и технологично определить цели предметного обучения (целевой этап),которые должны соответствовать следующим требованиям: · задавать очередность, преемственность учебных тем и уроков, · быть гибкими (чтобы при необходимости их можно было «подгонять» под конкретные педагогические ситуации), · реалистичными (т.е. реально достижимыми), диагностируемыми (такими, чтобы можно было проверить, удалось ли их достичь), · обеспечивать достижение общих целей естественно-научного образования в школе. Так, одним из стратегических ориентиров школьного обучения является развитие мышления учащихся. Чтобы достичь этой цели, необходимо определить, какие интеллектуальные умения будутведущими для каждого года изучения химии в школе. Обычно в 8 классе происходит целенаправленное формирование умений классифицировать, сравнивать и делать простейшие обобщения в форме вывода при сравнении. В 9 классе ведущим становится умение абстрагировать, т. е. выделять существенные признаки, а в 10-11 классах — умение обобщать. На основании выбранной логики развития приоритетных инллектуальных умений по годам обучения учитель определяет развивающие цели конкретных тем и уроков курса. Именно на их достижение будет направлен принцип межпредметности. Одна из главных развивающих целей первой темы курса химии 8 класса — научить школьников классифицировать и сравнивать химические объекты и явления, опираясь только на жизненный опыт и знания из смежных курсов. Дело в том, что к началу обучения химии внутрипредметные знания почти отсутствуют, но любая деятельность (интеллектуальная, экспериментальная и др.) должна иметь содержательную основу. Последнее условие является обязательным и при отборе материала к уроку. Поэтому на первых занятиях школьники сравнивают физические свойства металлов, выявляют отличия смесей от чистых веществ и т. п. на основе межпредметной интеграции с курсом физики и своего жизненного опыта.
Очевидно, что содержание каждого конкретного урока или учебной темы зависит от принципа межпредметности. Следовательно, при отборе материала для изучения (содержательный этап)важно помнить о единстве материального мира, взаимосвязи явлений природы и отношениях между окружающей средой и обществом. Межпредметный материал к уроку должен не препятствовать усвоению собственно предметного - химического - материала, но органично дополнять его и интегрироваться в единую систему содержания школьного курса. Так, привлечение межпредметного материала необходимо при раскрытии: • аксиологических (ценностных) аспектов обучения химии; • всесторонней характеристики природных объектов, сущности взаимосвязанных природных явлений и процессов; • роли химии в развитии общества, приумножении его материального и духовного наследия; • вклада химии и естественных наук в сохранение природы и биологического разнообразия, их участия в решении глобальных проблем человечества, обладающих ярко выраженным интегративным характером (экологических, продовольственных, энергетических, сырьевых и др.); • значения химических знаний для сохранения здоровья и обеспечения безопасности жизни человека; • истории развития химической науки, включающей описания открытий, биографий ученых и др. Вместе с тем очевидно, что учитель не сможет воспользоваться всем объемом межпредметного материала в силу существования широкого диапазона межпредметных связей предмета химии и малого количества учебных часов. Он неизбежно столкнется с проблемой дозирования межпредметного материала, предпочтения одного материала другому, выбора способов установления межпредметных связей. Данную проблему можно решить: надо для каждого этапа изучения химии в основной школе обозначить главные цели реализации межпредметных связей, согласующиеся с задачами обучения.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |