Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Римская империя




В 30-е г.до н.э. начинается новая страница в истории Рима. Это время расцвета рабовладения, завоевания Северной Африки, Восточного Средиземноморья, большей части Европы; это период развития географии (Птолемей, Страбон, Плиний Старший), литературы (Вергилий, Гораций, Овидий, писатель Плутарх, историк Тацит); расцвет культурных центров (Афины, Александрия, Рим), создание величественных архитектурных сооружений (Колизей, Пантеон). Существенные изменения происходят в политическом плане: римское гос-во меняет форму правления и переходит от республики к монархии. «Золотым веком» римской культуры считают правление императора Октавиана Августа, кт вел политику поощрения творчества с целью художественного оформления идеи величия Рима. Эта политика оказалась благоприятной и для науки, и для лит-ры, и для архитектуры. Их творчество воспринимается как римская классика.

Империи была высокоразвитым в экономическом и научно-техническом отношении гос-ва. технический прогресс в первые два века империи затронул и ремесло, и сельское хоз-во. В энциклопедическом труде «Естественная история» говорится об изобретении колесного плуга и о машине, напоминающей жатку. Производство характеризовалось высоким уровнем разделения труда – различные части одного изделия производились в разных городах.

В этот противоречивый период характерной чертой жизни римского общ-ва был всеобщий интерес к философии. Главную роль в философии того времени играл стоицизм. Крупнейшими римскими стоиками были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начальной, школы грамматики и школы риторики, кт считалась высшей ступенью. В школе риторики обучались искусству красноречия, кт высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали большие суммы на содержание этих школ. Центрами научной деят-ти оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Родос, Пергам, Афины и конечно, Рим и Карфаген. Старые римские культы дополнялись культами присоединенных территорий, более того, возникли культы, связанные с почитанием и обожествлением императоров.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостов, водопроводов (акведуков), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, 2 из кт работают до сих пор. Площади Рима и др. городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и др. общественных деятелей. Строились дома в 3-5 этажей, здания общественных купален (терм), гимнастические залы.

Причиной величия Рима явилось то, что его государственность основывалась на социальном опыте этрусков, а культура базировалась на величайших достижениях греков. В конце 2-3 вв. н.э. начинается кризис Римской империи, поскольку, как утверждают исследователи, материальный прогресс в империи опережал духовное развитие общ-ва. материальные затраты Рима часто были направлены не на жизнь, а на утверждение богатства и величия империи. Причиной упадка Римской империи послужило падение нравов как патрициев, так и плебеев. Власть народа и страх перед внешними врагами держали знать в узде, но когда был разрушен Карфаген, сдерживающее начало исчезло. Жажда власти и богатства стала проявляться более открыто, в силу этого аристократы своими подачками развратили граждан. Нравы римского общ-ва поздней империи свидетельствуют о растущей опустошенности духовного мира человека. Государственное управление приобретает форму неограниченной монархии восточного типа. Для искусства этого времени характерен пессимизм.

Очень сильным было почитание императора. Но опять-таки почитание императора как бога носило не характер веры и религии, как у древних египтян, а определенного регламента по возвеличиванию Рима, римской государственности, в чем несомненно был смысл, кроме чисто юридического, и насколько возможно сакральный. Императоры не воображали себя богами, - иначе они вели бы себя более сдержанно и достойно, - но обладали всесилием бога творить все, к чему побуждает его гений.

Таким был уже Юлий Цезарь, не успевший объявить себя императором, но тотчас обожествленный после его убийства. Здесь не было ни тени идеализации его личности, а лишь римской государственности, всесветного могущества Рима. Все знали, каков он. «О распутстве Цезаря, - пишет Лосев, - можно прочитать длинное перечисление его любовниц, замужних и незамужних, так что иной раз одновременно он жил и с матерью и с дочерью. Собственные солдаты называли его «лысым развратником», а Курион-отец сказал однажды про него, что это муж всех жен и жена всех мужей».

«Император Тиберий очень любил бить, пытать и убивать. На Капри было особое место, где он занимался утонченными истязаниями, после которых людей сбрасывали вниз в море... Тиберия называли «грязью, смешанной с кровью»...

Император Калигула находился в преступной связи со своими сестрами. Гладиаторских зверей Калигула кормил людьми, когда дорожал обыкновенный корм. Калигула любил пытать и даже снимать головы во время завтрака или пирушки...

Император Клавдий очень любил пытки. На гладиаторских боях он приказывал убивать даже тех, кто падал случайно, ибо, говорит Светоний, «ему хотелось видеть лица умирающих».

Об императоре Нероне достаточно известно... Я упоминаю о преступных жестокостях императоров, которых при этом обожествляли, чтобы перейти к зрелищам, коими упивались римляне, владыки мира.

Архитектура, дороги, акведуки, триумфальные арки, римские копии изваяний греческих богов и богинь и бюсты императоров - все это результаты освоения наследия этрусков и греков, вместе с фасонами одежды и изысками украшений, это утверждение римского владычества над миром и наслаждения жизнью во всех ее проявлениях. Сосредоточием и символом культуры Древнего Рима выступает, как пирамиды для Египта в его тысячелетиях, Колизей или любой другой амфитеатр в городах Римской империи.

Здесь мы наблюдаем в действии то особое, чисто римское чувство жизни и красоты, столь отличное от греческого, что трудно это понять и объяснить. Организацией зрелищ занимались императоры и власть на местах, а самыми распространенными и популярными среди знати и народа были градиаторские бои, но и ими не ограничивались.

На сооружение амфитеатров, содержание отборного числа гладиаторов, а также животных - от лошадей и быков до косуль, львов и пантер, на организацию празднества в определенные дни - тратились баснословные средства. Это была в своем роде индустрия шоу-бизнеса, сопоставимая по затратам в современных странах. Гладиаторы, уцелевшие в боях, получали большие деньги и становились кумирами знатных женщин.

Между тем вот что происходило на арене амфитеатра, как описывают историки. Борьба атлетов, музыкальные состязания (это все из Греции), как и театральные представления, выступления цирковых артистов - все это не шло ни в какое сравнение с гладиаторскими боями и травлей зверей.

В город, где объявлен на определенный день бой гладиаторов и травля зверей, - это может быть Рим, Помпея или любой другой город вплоть до Антиохии на Ближнем Востоке, - стекается заранее народ отовсюду. Это увлекательное зрелище для всех слоев общества, с ложами для знати, где красуются как молодые красавицы, так и старухи. Некоторые из них имеют своих любимцев среди гладиаторов или быков, пантер, львов, возможно, из собственного зверинца.

Амфитеатр заполнен десятками тысяч зрителей. Царит вокруг радостное ожидание. И вот проносятся звуки трубы и флейт, вслед за музыкантами показываются внизу на арене жрецы со священной утварью и животными, они молятся и совершают жертвоприношения богам. Этого мало, надо выслушать гадателей, которые по обстановке находят благоприятные предзнаменованья.

Выходит распорядитель игр с хлыстом в руке, а за ним двадцать пять пар гладиаторов, за ними группы самнитов, фракийцев, галлов и всадники. Под звуки марша они становятся вокруг арены, поблескивают на солнце шлемы, щиты, мечи, наножники.

Здесь есть группа людей с рыбьими шлемами, метатели сеток с трезубцами и щитоносцы с большими мечами. Есть еще одна группа - bestiarii - голых людей с маленькими кирками и копьями, вид которых вызывает отвращение, это преступники, приговоренные к смерти и в знак милости выведенные на борьбу с дикими зверями, то есть на кровавую потеху для публики.

Загремели трубы, и начинается бой гладиаторов, не показательный, настоящий, как на поле сражения. Выделяются пары гладиаторов из известных или наиболее упорных, тысячи и тысячи зрителей следят за поединками своих любимцев с замиранием сердца и с жаждой исхода, и он возникает то тут, то там, - у кого-то разбит или сорван щит, или меч сломался, ему в бок вонзают короткий меч, и кровь фонтаном льется, - упоительная радость проносится по амфитеатру, ибо это и есть венец грандиозного зрелища, ради которого здесь все собрались.

Что ни говори, это эстетический феномен для римлян, как для греков победа атлета на Олимпийских играх или гибель героя на сцене, без показа момента убийства, о чем лишь сообщается, а впечатление более сильное, чисто художественный эффект катарсиса. Для римского же чувства жизни и красоты этого было мало, необходим обнаженный натурализм реального действия, как на поле сражения, только на арене, что создает эффект бескорыстного любования ужасным зрелищем.

Число раненых и убитых гладиаторов растет, тела, еще истекающие кровью, служители крюками волочат в камеру для складывания трупов. Бой гладиаторов затихает, и выходит на арену знаменитый борец; чтобы продемонстрировать свою силу, он вызывает двух дюжих фракийцев и разом управляется ими, ибо он пользуется и мечом, поединок без правил, так сказать. Выходит его противник, тоже из непобедимых. Поединок длится долго, пока один из них не будет убит, к ужасу и восторгу публики. Бой гладиаторов возобновляется, публика уже неистовствует, желтый песок арены весь в пятнах и потоках крови.

И тут объявляется перерыв. Над амфитеатром проливается дождь при помощи насосов, лужи крови засыпаются песком; на арене появляются фокусники, клоуны, эквилибристы - нечто вроде интермедии, а публику угощают закусками, сластями, холодными напитками и фруктами. Как же, праздник, один из праздничных дней Рима.

Что же еще? Пронеслись звуки рога. На арену выбегает целое стадо грациозных газелей. Им кажется, что они обрели свободу и радостно прыгают по песку. Какое прекрасное зрелище! Но публика, проявляя нетерпение, ожидает тех, кто погонится за газелями. Стая голодных псов уже несется за стадом газелей, летящих по кругу арены в поисках выхода; некоторые из них останавливаются как вкопанные, обращая удивительные глаза на людей, ожидая от них защиты и помощи, а на них набрасываются псы, в одно мгновенье, расправляясь с ними, что доставляет публике сладострастный восторг. Такова участь всех газелей. Расправа полная.

На арене голодный медведь и человек, у которого хватает ума набросить на голову зверя платок. Медведь смешными движениями пытается освободиться от платка, - клоунада? Нет, человек вонзает короткий меч в медведя, который поднимает страшный вой, и падает.

На арене львица; ее многие зрители знают и приветствуют; выпускают четырех бестиариев, с подобными львица уже чинила расправу, к восторгу публики, но на этот раз она не хочет бросаться на людей. Тогда откуда-то летит стрела и ранит львицу, чтобы она разгневалась; она мечется с жалобным воем - и две стрелы добивают ее. Бой не удался, и львица понесла наказание.

На арене бык; выпускают пантеру; происходит отчаянная борьба; инициативу проявляет пантера, она прыгает раз за разом на быка, которому удается зацепить ее рогами, но поединок продолжается; раненая пантера снова бросается, на этот раз бык рогами выворачивает ее внутренности, к полному восторгу публики.

Такого рода празднество длится до вечера. Для всех незабываемое зрелище и радость. Только неизвестно чему. Когда же волнение и радость станут притупляться, гладиаторские бои и травля зверей станут происходить ночью, при свете факелов.

Постоянные сражения между людьми, охота зверей друг на друга в лесах и охота людей на зверей перенесены на арену амфитеатра в их чистом и концентрированном виде, чтобы доставлять волнение и радость, как от произведений искусства. Такова римская эстетика, в которой проступает идеология Римской империи, идеология величия и могущества, с утверждением мирового владычества Рима.

Но всякое величие и могущество быстро оборачиваются утомлением, такова природа человека, что демонстрируют императоры в жестокостях в собственном кругу, и это же происходит с государством как социальным организмом. Утомление и страх порождают мистические настроения и верования всякого рода. Римляне поклоняются и Исиде, и Митре, а затем и Христу с его учением, прямо противоположным римскому духу, и становится ясно: христианство - порождение римского духа, его самоотрицание, с распадом Римской империи.

Главной особенностью этого периода явл-ся сосуществование и борьба уходящей античной традиции и новой – христианской. Христианство приходит из восточных провинций и несет в себе идею ожидания мессии – спасителя. Центральной идеей христианской культурной традиции явл-ся убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в чел-ке. В период своего возникновения (на рубеже н.э.) христианство вызывало лишь подозрения со стороны властей. В сер. 3 в. н.э. оно было запрещено, а христиане подвергались гонениям (особенно во время правления Нерона). Этот период описывается в произведении Г.Сенкевича «Камо грядеши»

Чем объяснить терпимость римских правителей к восточным и иным культам и жестокость по отношению к христианству? Во-первых, это несовместимость христианских представлений об истинном Боге с политикой обожествления императоров. Согласно учениям христиан, все люди (включая императоров) равны перед Богом. Во-вторых, христианский монотеизм отрицал все другие культы, считавшиеся христианами ложными.

Но уже в 1 пол. 4 в. император Константин признает христианство как равноправную религию наряду с другими, а в 392 г. император Феодосий официально запрещает языческие культы. Христианство превращается в гос. религию. Победно шествие христианства в свою очередь сопровождается разгромом языческих храмов, расправами с представителями наук (так, женщина-ученый, математик из Александрии – Гипатия была досмерти забита христианами), запретом Олимпийских игр, гибелью множества памятников античности. Начинает формироваться христианская литература, закладываются основы схоластики и богословия, кт получают распространение в Средние века, начинают строить христианские храмы – базилики. Наиболее отчетливо черты христианской культуры проявлялись в живописи (иконография), где выразительность и содержание были важнее, чем реалистичность.

396 г. явился годом разделения Римской империи на Западную и Восточную, а уже 476 г. традиционно считается годом конца Западной Римской империи, годом конца античности и начала Средневековья. Восточная Римская империя просуществовала до 1453 г. как Византия. Ее культура была продолжением в большей мере греческой культуры, но в христианском варианте.зник новый тип монументального мооружения - триумфальная. сделки и вершился суд; амфитетары, где устраитвались не

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.