Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовой статус гражданина РФ




Особым признаком демократического государства является не только признание, соблюдение и защита прав и свобод че­ловека и гражданина, но и его обязанностей (ст. 2 Конститу­ции РФ). Каждое физическое лицо в России обладает на ее территории всеми правами, свободами и имеет равные обязан­ности, предусмотренные Конституцией РФ (п. 2, ст. 6 Консти­туции РФ).

Административно-правовые нормы дета­лизируют их права и свободы, а также регламентируют отно­шения по возложению на них обязанностей в сфере управле­ния, устанавливают в соответствии с административным зако­нодательством меры ответственности за нарушение этих норм и правил.

Административно-правовой статус гражданина включа­ет комплекс его прав и обязанностей, государственные гаран­тии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами их защиты.

Административно-правовой статус гражданина РФ опреде­лен Конституции РФ, международно-правовыми договорами. Законом от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Рос­сийской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ», Федеральными законами от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 9 января 1996 г. «О защите прав потребителей», Законом РФ от 27 апреля 1993 г. в ред. 1995 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, Федераль­ным законом от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ с измен, и доп. 7 августа и 7 ноября 2000 г. «О беженцах», Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 в ред. от 25 декабря 1995 г. с измен, и доп. от 7 августа 2000 г. «О вынужденных переселен­цах», Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе воен­нослужащих», Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечествен­ников за рубежом», Федеральным законом от 08.08.2001 г. №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации» от 28.02.1997 г № 1-ФКЗ, «Всеобщей декларацией прав чело­века» от 10 декабря 1948 г., Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ, ФЗ от 31.05. 2002 г. «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ, указ Президента РФ от 14.11.2002 г. «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» и др.

В законе «О гражданстве РФ» впервые определены прин­ципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы граж­данства РФ.

1. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положе­ний, ограничивающих права граждан по признакам со­циальной, расовой, национальной, языковой или рели­гиозной принадлежности.

2. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не пре­кращает его гражданства РФ.

4. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

7. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на ос­новании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, дей­ствовавших на день наступления обстоятельств, с кото­рыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц, то есть теперь будет меньше фиктивных браков с целью приобретения гражданства.

Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

Расторжение брака также не влечет за собой изменение граж­данства родившихся в этом браке или усыновленных (удоче­ренных) супругами детей.

Гражданство России приобретается (ст. 11):

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство России;

в) в результате восстановления в гражданстве России;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Фе­деральным законом или международным договором Рос­сии.

В ст. 14. регламентирован упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации:

а) для лиц, имеющих хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство России;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства и другие условия.

Основания для отклонения заявлений о приеме в граждан­ство России и о восстановлении в гражданстве России возни­кают (ст. 16), если заявления поданы лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ консти­туционного строя России или иными действиями созда­ют угрозу безопасности России;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство России или о вос­становлении в гражданстве России, выдворялись за пре­делы Росси в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили за­ведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопас­ности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международ­ным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совер­шение умышленных преступлений на территории Рос­сийской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными орга­нами Российской Федерации или компетентными орга­нами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным зако­ном (до вынесения приговора суда или принятия реше­ния по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свобо­ды за действия, преследуемые в соответствии с федераль­ным законом (до истечения срока наказания);

з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в граждан­ство РФ или в течение пяти лет непрерывного прожива­ния на территории РФ, если иной срок проживания на территории РФ, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ, не установлен настоящим ФЗ.

Полномочными органами, ведающими делами о граждан­стве Российской Федерации, являются:

1) Президент Российской Федерации;

2) МВД РФ и его территориальные органы;

3) МИД РФ, дипломатические представительства и консуль­ские учреждения России, находящиеся за пределами РФ.

В полномочия Президента России входит:

• утверждение положений о порядке рассмотрения вопро­сов гражданства РФ;

• обеспечение согласованного функционирования и взаи­модействия полномочных органов, ведающих делами о гражданстве России, в связи с исполнением настоящего Федерального закона;

• издание указов по вопросам гражданства России.

МВД России и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

а) определяют наличие гражданства России у лиц, прожи­вающих на территории России;

б) принимают от лиц, проживающих на территории Рос­сии, заявления по вопросам гражданства России;

в) проверяют факты и представленные для обоснования за­явлений по вопросам гражданства России документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту РФ документы и иные материа­лы по вопросам принятия гражданства;

д) исполняют принятые Президентом РФ решения по воп­росам гражданства России;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Рос­сии, поданные лицами, проживающими на территории России, и принимают решения по вопросам приема в гражданство России в упрощенном порядке в соответ­ствии с законом;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых приняты уполно­моченным органом решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство России в соответствии с зако­ном;

и) осуществляют отмену решений по вопросам граждан­ства России в случаях, определенных законом. Решения по вопросам гражданства России в общем порядке принимаются и рассматриваются Президентом РФ в срок до одного года.

Решения о приеме в гражданство России в упрощенном порядке принимаются:

• МВД России и его территориальными органами;

• МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства России и принятие решений о приеме в гражданство России в упро­щенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, офор­мленных надлежащим образом.

Административно-правовой статус граждан России, как значительная часть норм общего правового статуса, закреплен во многих законах и подзаконных актах и проявляется в сово­купности прав и обязанностей и обеспечен гарантиями их осу­ществления со стороны органов государственной власти и ор­ганов МСУ, которые принимают правовые акты, влияющие на объем административно-правового статуса граждан России.

О расширении административно-правового статуса граждан России свидетельствует также принятый от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об обеспечении гарантий избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ». Этим законом регла­ментировано конституционное положение (пункт 3 ст. 3) о том, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Субъектами административного права вообще являются все физические и юридические лица, которые потенциально мо­гут вступить в административно-правовые отношения Реализация административных правоотношений является как бы следствием волеизъ­явления одной из сторон. Поэтому необходимо различать по­нятия «субъект административного права» и «субъект ад­министративного правоотношения».

Субъекты административного права определяются в нор­мах права общим или родовым понятием, как физические лица, государственные органы власти, негосударственные объедине­ния, организации, предприятия, учреждения различной фор­мы собственности, общественные объединения и другие юри­дические лица, а также иные коллективные образования, не являющиеся юридическими лицами, например, кафедра или факультет вуза.

Субъект же правоотношения всегда определен. Субъекты административных правоотношений — это конкретные участ­ники, стороны правоотношений, наделенные обязанностями и правами в сфере деятельности исполнительной власти, госу­дарственного управления и способные реально осуществлять эти отношения в рамках и определенной последовательности, закрепленной законодательством.

Субъекты административного права могут стать субъекта­ми административно-правовых отношений, если имеются три условия:

1) административно-правовая норма, предусматривающая реализацию прав и обязанностей сторон (субъектов пра­воотношений);

2) юридический факт (правомерное или неправомерное дей­ствие, бездействие), юридическое событие;

3) административная правоспособность и дееспособность субъектов этих отношений;

Особенностью физических лиц, как участников админи­стративных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, то есть, реализуют свои субъектив­ные права и обязанности человека и гражданина в сфере ис­полнительной власти, государственного управления.

Административные правоотношения между физическими лицами могут возникать в связи:

1) с реализацией физическими лицами своих конституци­онных прав в сфере административно-правовых отноше­ний;

2) с нарушением, совершаемым органами исполнительной власти, государственного управления, администрация­ми органов МСУ, их должностными лицами прав, сво­бод и законных интересов человека и гражданина;

3) с осуществлением обязанностей физическими лицами в сфере деятельности органов исполнительной власти, го­сударственного управления, администрации органов МСУ;

4) с нарушением физическими лицами своих правовых обя­занностей в сфере деятельности органов исполнитель­ной власти, государственного управления и администра­ции органов МСУ.

Административно-правовой статус физических лиц определя­ется объемом и характером их административной правосубъ­ектности.

В Конституции РФ провозглашено равенство всех граждан перед законом и судом, что гарантируется государством.

По закону граждане обладают равным объемом админист­ративной правоспособности во всех сферах хозяйственной, со­циально-культурной и административно-политической жизни. Она не может быть отчуждаема или передаваема. При этом правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определенных действующим зако­нодательством.

Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой по­нимается способность гражданина своими личными действия­ми приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере деятельности испол­нительной власти, государственного управления. В законода­тельстве нет однозначного возраста для осуществления админи­стративной дееспособности. Например, ребенок с 6 лет может осуществить своими действиями право на образование, а с 14 лет за свои действия, нарушившие соответствующие нормы УК РФ, может быть привлечен к уголовной ответственности.

Наиболее полная административная дееспособность, как правило, возникает по достижении гражданином 16 лет. С это­го возраста он может быть субъектом административной от­ветственности.

По закону граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здо­ровья некоторые граждане в судебном порядке могут быть при­знаны частично или полностью недееспособными. Например, ст. 2.8. КоАП РФ определено, что не подлежит администра­тивной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в со­стоянии невменяемости.

Админи­стративные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего воле­изъявления другой стороны, наделенной государственно-влас­тными полномочиями.

Как правило, правовые нормы содержат указания на фак­тические обстоятельства, с которыми практически связывает­ся возникновение, изменение и прекращение правоотношения.

В соответствии с федеральным законом гражданин России не может быть ограничен в праве на выезд из России иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным законода­тельством.

Гражданин России не может быть лишен права на въезд в Россию.

Выезд гражданина России из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников ка­ких-либо ограничений прав, гарантированных законодатель­ством России и международными обязательствами.

Порядок пересечения Государственной границы России при осуществлении выезда из России и въезда в Россию регулиру­ется Законом РФ «О Государственной границе РФ» и Феде­ральным законом «О порядке выезда из России и въезда в Рос­сию».

Граждане России, пребывающие за пределами России, на­ходятся под защитой и покровительством России.

Дипломатические представительства и консульские учреж­дения России обязаны обеспечивать меры по защите граждан России и оказывать им покровительство в порядке, определя­емом законодательством России и международными договора­ми России.

Выезд из России и въезд в Россию граждане России осуще­ствляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина России за пределами территории Рос­сии. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется Федеральным законом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.