Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Против Египта в 1956 году: общая характеристика




Суэцкий кризис и англо-франко-израильский агрессия

 

Суэцкий кризис (Суэцкая война, Синайская война, Операция «Кадеш»‎) – международный конфликт, происходивший с октября 1956 г. по март 1957 г., связанный с определением статуса Администрации Суэцкого канала. Ситуация обострилась с началом военных действий Великобритании, Франции и Израиля против Египта.

Конфликт закончился без каких-либо территориальных изменений у противодействовавших сторон. Важную роль в окончании конфликта сыграли СССР, США и ООН.

В 1952 г., после того как в Египте в результате Июльской революции был свергнут режим короля Фа­рука и провозглашена республика, к власти в этой стране при­шли патриотически настроенные офицеры египетской армии. В 1954 г. один из них – Гамаль Абдель Насер – стал президентом Египта.

Оказавшись во главе Египта, Г.А. Насер занял активную ан­тиимпериалистическую пози­цию. В частности, Г.А. Насер, стремясь к освобождению страны из-под влияния капиталистических государств, взял курс на ускоренное развитие национальной экономики, связав эти планы с проектом строительства на реке Нил, выше города Асуан высотной плотины с мощной гидроэлектростанцией и созданием на этой основе разветвленной оросительной системы.

Сообщение об этом намерении, однако, вы­звало интерес со стороны финансовых кругов стран Запада, для которых предоставление Египту на определенных условиях кредитов потенциально могло принести значительную прибыль в виде полученных процентов.

И действительно, вскоре правительство Египта, которое тогда возглавлял Г.А. Насер, начало переговоры о финансировании «Асуанского про­екта» с правительствами Великобритании и США. Однако в ходе переговоров с ними, а также консультаций с правлением Международного банка реконструкции и развития (МБРР) о предос­тавле­нии Египту займа для строительства Асуанской плотины, кото­рые продолжались весь 1955 г. и начало 1956 г., от Египта потре­бовали выполнения ряда условий, на которые он не мог пойти.

Тем не менее Великобритания и США были вынуждены пойти на уступки. 16 декабря 1955 г. было опубликовано со­общение о том, что Великобритания и США пре­доставят Египту столь необходимый кредит.

Когда, казалось бы, консенсус был достигнут, совершенно неожиданно переговоры прервались и в июле 1956 г. Велико­брита­ния и США заявили Египту, что они отзывают свои пред­ложе­ния об оказании помощи в строительстве Асуанской пло­тины.

В связи с этим перед правительством Египта остро встала проблема, связанная с финансированием «Асуанского проекта». Так, 20 июля 1956 г. президент Египта Г.А. Насер, выступая по случаю годовщины Июльской революции на многотысячном митинге во втором по значимости (после Каира) городе Египта – Алек­сандрии, принял решение национализиро­вать так называемую «Всеобщую компанию Суэцкого морского канала», большая часть акций кото­рой принадлежала Великобритании и Франции.

Дело в том, что Суэцкий канал являлся источником огромных по своим масштабам доходов для акционеров «Всеобщей компании Су­эцкого морского канала», но Египет получал всего 7 % ее при­были. В этих условиях единственно возможным шагом по выходу из создавшегося положения становилась необходимость передать Суэцкий канал в руки Египта.

Г.А. Насер заявил, что «доходы от эксплуатации Суэцкого канала отныне станут служить интересам экономического развития не­зависимого Египта». Вместе с тем акционерам «Всеобщей компании Суэцкого морского канала» взамен было обещано возмещение убытков.

Национализация «Всеобщей компании Суэцкого мор­ского канала» вызвала ответные действия со стороны стран За­пада, прежде всего Великобритании, Франции и поддержавших их США. В заявлении от 1 августа 1956 г. предпринятый правительством Египта шаг был осу­жден как произвольный и односторонний захват одной страной международного органа, который обязан поддерживать Суэцкий канал и обеспечивать его эксплуатацию.

Уже 7 августа 1956 г. в Заявлении министров иностранных дел Великобритании, Франции и США оспаривалась законность национализации Суэцкого канала, а также говорилось, что в ин­тересах свободы судоходства по Суэцкому каналу следует при­нять меры для установления в условиях «международного ре­жима» нормы управления Суэцким каналом. Кроме того, ими было предложено созвать Конференцию для рассмотрения мер по обеспечению дальнейшего функционирования Суэцкого канала.

На состоявшейся вскоре Лондонской конференции (16-23 августа 1956 г.), в ко­торой приняли участие Великобритания, Франция, США, Еги­пет и поддержавший его СССР, а также целый ряд других стран, со всей остротой проявились две принципиально разные линии по решению так называемого «Суэцкого вопроса».

В частности, было представлено два плана, в соответствии с которыми предполагалось разрешение Суэцкого кризиса:

1. Великобритания, Франция и США пытались связать во­прос о национализации Суэцкого канала с вопросом о свободе судо­ходства по нему и предложили к рассмотрению так назы­ваемый «план Даллеса», который предусматривал следующее:

- управление Суэцким каналом должно быть возло­жено на международное правление, в котором был бы представлен также Египет;

- по соответствующему соглашению Египет имел бы право на «справедливый доход» от судоходства по Суэцкому каналу;

- должно было быть заключено соглашение о вы­плате «справедливой компенсации» бывшей «Все­общей компании Суэцкого морского канала».

2. Делегация СССР заявила, что единственным путем разре­шения вопроса о Суэцком канале, отвечающим современ­ным ус­ловиям и духу времени, является признание суве­ренитета Египта как полного хозяина Суэцкого канала. Решение это должно учитывать экономические и политиче­ские интересы населения Египта. В то же время оно должно обеспечивать свободу судоходства для всех госу­дарств, пользующихся каналом.

Тем не менее какого-либо согласованного решения на Лондонской конференции принято так и не было и в конце концов было решено поручить председателю Конференции пере­дать правительству Египта протоколы Лондонской конферен­ции.

С 3 по 9 сентября 1956 г. в Египте находилась миссия представителей Великобритании, Франции и США, которая вела переговоры с Г.А. Насером на основе «плана Даллеса». Однако безуспешно.

10 сентября 1956 г. правительство Египта направило всем заинтересованным в свободе судоходства по Суэцкому каналу государствам ноту с предложением создать специальный орган для ведения переговоров. Однако Великобритания, Франция и США отнеслись к этой инициативе Египта достаточно прохладно.

Со своей стороны, Великобритания, Франция и США продолжили по­пытки по мирному урегулированию Суэцкого кризиса, однако в том ключе, который был выгоден им самим. В частно­сти, 15 сентября 1956 г. они заявили, что вскоре будет создана «Ассоциация пользователей каналом», которая должна взять на себя координацию судоходства по Суэцкому ка­налу, а также взимание сборов за проход судов через него.

В тот же день, 15 сентября 1956 г., президент Египта Г.А. Насер заявил, что если какое-либо судно войдет в Суэцкий канал без разрешения правительства Египта, то это будет рассматриваться как нарушение суверенитета Египта. «Египет будет защищать канал, - сказал Г.А. Насер. – Мы готовы бороться за него».

Действия Великобритании, Фран­ции и США под­верг критике и СССР в своем заявлении от 16 сентября 1956 г.

Тем временем 23 сентября 1956 г. представители Великобритании и Фран­ции в ООН, которых поддержали США, вручили председателю Совета Безопасности ООН обращение своих пра­вительств включить в повестку дня вопрос о действиях Египта, положив­ших конец «системе международного управления Су­эцким ка­налом».

На следующий день 24 сентября 1956 г. Египет потребовал рассмотреть в Совете Безопасности ООН вопрос о действиях Великобритании и Франции, «создающих серьезную угрозу всеобщему миру и ме­ждународной безопасности и являющихся вопиющим наруше­нием Устава ООН».

С 26 сентября по 13 октября 1956 г. «Суэцкий вопрос» рас­сматривался в Совете Безопасности ООН, однако вновь компромисс не был достигнут: Суэцкий кризис оставался неразрешенным.

1 октября 1956 г. в Лондоне собралось совещание 18 государств-сторонников «плана Даллеса» (Великобритания, Франция, США и др.), на котором было провоз­глашено основание «Ассоциации пользователей кана­лом».

Тогда же Великобритания и Франция, а также поддержи­вавшие их США внесли в Совет Безопасности ООН проект ре­золюции. В ее основе лежал опять «план Даллеса». Однако противодействие со стороны СССР привело к тому, что он так и не был принят.

12 октября 1956 г. состоялось совещание с участием мини­стров иностранных дел Египта, а также Великобритании и Франции, на котором Египет представил свои предложения, открывавшие путь к компромиссу.

 

В ответ 13 октября 1956 г. на открытом заседании Совета Безопас­ности ООН министр иностранных дел Великобритании С. Ллойд и министр иностранных дел Франции К. Пино внесли свои предложения, повторявшие «план Даллеса». Однако СССР выступил против, и решение по этому вопросу так и не было принято.

Таким образом, кризис усиливался, однако Великобританию и Францию на конфликт с Египтом толкало не только возникшее противоречие в связи с вопросом о Суэцком канале, но и другие мотивы.

К этому времени Великобритания была фактически вытеснена из Египта, в котором она ранее имела достаточно крепкие позиции. Так, например, в 1954 г. из Египта были выведены все английские войска и ликвидированы военные базы Великобритании, в том числе и в районе стратегически важного для нее Суэцкого канала.

Что же касается Франции, то ее крайне беспокоила поддержка, которую Египет после прихода к власти Г.А. Насера стал оказывать алжирцам в ходе войны в Алжире (1954-1962 гг.).

Существенным, однако, являлось то, что руководство Великобритании и Франции все-таки, надея­лось на дос­тижение компромисса с Египтом. Для этого Велико­британия и Франция в первую очередь использовали диплома­тические средства, о чем и свидетельствуют вышеприведенные факты, но вместе с тем они не отрицали и то, что в случае когда дипломатия себя исчерпает, может су­ществовать вероятность использовать силу против Египта.

По­этому фактически сразу же после начала Суэцкого кризиса Великобри­тания и Франция пошли на контакт с Израилем и совместными уси­лиями стали готовить нападение на Египет.

Выбор Израиля в качестве союзника в Суэцком кризисе не был случайностью. К этому времени Израиль представлял собой уже достаточно крепкое государство с вполне сложившимися, благодаря поставкам из стран Запада, вооруженными силами, государство, которое, учитывая его разногласия с соседними с ним арабскими странами и прежде всего Египтом, вполне могло стать «ударной силой» в потенциальном конфликте.

Свою роль сыграл и фактор политики Израиля на Ближнем Востоке. В частности, известно, что уже в 1950 г. премьер-министр Израиля Д. Бен Гурион заявил: «Мы должны с энтузиазмом бо­роться как путем завоевания, так и на дипломатическом по­прище, чтобы создать Великий Израиль…». Экспансионизм превратился в одно из основополагающих направлений внешнеполитического курса государства Израиль. В том же 1950 г. правительство Израиля официально объявило за­падную часть Иерусалима столицей Государства Израиль и перевело туда госу­дарственные учреждения, что значительно усугубило проблему Иерусалима.

В этих условиях контакт Великобритании и Франции с Израилем стал фактически неизбежен, что и случилось во время Суэцкого кризиса.

Так, например, еще в сентябре 1956 г. на острове Кипр были размещены значительные контингенты войск Великобри­тании и Франции. Ранее, 29 июля 1956 г., собрался Военный подкомитет, состоявший из представителей военных ведомств этих стран, а 31 июля 1956 г. состоялись еще одна консультация между предста­вителями Великобритании и Франции.

Одновременно с этим усилился контакт Великобритании и Франции с Израилем, у которого тогда сложились не совсем дружественные отношения с Египтом.

16 октября 1956 г. состоялась встреча между премьер-министрами Великобритании и Франции А. Иденом и Ги Моле, при участии министров иностранных дел обеих стран С. Ллойда и К. Пино, во время которой был ут­вержден план военной операции против Египта.

Наконец 22 октября 1956 г. прошли трехсторонние консульта­ции руководителей Великобритании и Франции, а также Из­раиля, в которых принял участие тогдашний премьер-министр Израиля Д. Бен Гурион. Здесь же были окончательно утверждены планы сторон относительно предстоящей кампании против Египта.

22 октября 1956 г. в Севре (Франция) состоялась секретная встреча, в которой участвовали: с израильской стороны – премьер-министр Бен-Гурион, начальник генштаба Моше Даян и генеральный директор министерства обороны Шимон Перес; с французской стороны – министр обороны Морис Буржес-Монури, министр иностранных дел Христиан Пино и начальник генштаба Морис Шалль; с британской стороны – секретарь по иностранным делам (министр) Селвин Ллойд и его помощник сэр Патрик Дин.

Переговоры длились 48 часов и закончились подписанием секретного протокола. Согласно разработанному плану, Израиль должен был атаковать Египет, а Англия и Франция вслед за этим должны были вторгнуться в зону Суэцкого канала, объясняя свои действия «защитой канала и необходимостью разделить враждующие стороны». Предполагалось, что по окончании войны Израиль аннексирует весь Синай или, по крайней мере, его восточную треть по линии Эль-Ариш – Шарм-аль-Шейх. Израиль при этом обязался не атаковать Иорданию, а Великобритания не оказывать помощь Иордании, если она атакует Израиль.

По настоянию израильской делегации, опасавшейся невыполнения обязательств со стороны своих союзников, договор был составлен в письменном виде, подписан и передан каждой из сторон.

На переговорах Бен-Гурион первоначально предложил план по крупному переделу границ на Ближнем Востоке. Иордания, согласно этому плану, должна была быть расформирована, при этом её часть к востоку от реки Иордан должна быть аннексирована Ираком, а часть к западу от реки Иордан переходила бы к Израилю. Южная часть Ливана вплоть до реки Литани должна была, согласно этому плану, перейти к Израилю, а Ливан должен бы был отказаться от некоторых своих владений с преобладающим мусульманским населением и превратиться в республику с христианским большинством, союзную Израилю. Однако французы и англичане такой план не одобрили и убедили Бен-Гуриона сосредоточиться на Египте.

Вскоре к Израилю присоединились Великобритания и Франция, стремившиеся вве­сти свои войска в зону Суэцкого канала и тем самым установить над ним контроль.

Так началась тройственная агрессия Великобритании, Франции и Израиля против Египта, которая значительно отличалась от первой арабо-израильской (Палестинской) войны 1948-1949 гг. и оказала довольно существенное воздействие на развитие международной ситуации в дальнейшем, причем не только на Ближнем Востоке, но и на мировой арене в целом.

30 октября 1956 г. после совещания между премьер-министрами Великобритании и Франции А. Иденом и Ги Молле, при участии министров иностранных дел обеих стран С. Ллойда и К. Пино Израилю и Египту был вру­чен совместный англо-французский ультиматум: им предлага­лось не позднее чем через 12 часов прекратить военные дейст­вия, отвести свои войска на 10 миль от Суэцкого канала и согла­ситься на ввод войск Великобритании и Франции в зону Суэц­кого канала. В случае отклонения этих условий правительства Велико­британии и Франции угрожали осуществить вооруженную ин­тервенцию.

Израиль, который к этому моменту захватил большую часть Синайского полуострова, но его войска находились еще в 200 км от Суэцкого канала, принял ультиматум, тогда как Еги­пет его отклонил.

В тот же день, 30 октября 1956 г., в Совете Безопасности ООН обсуждался во­прос об израильской агрессии против Египта. В частности, представитель СССР выдвинул предложение принять меры к тому, чтобы пре­сечь израильскую агрессию против Египта и добиться немед­ленного вывода иностранных войск с территории Египта. Однако Вели­кобритания и Франция его отклонили, используя свое право veto, тогда как США воздержались во время голосования.

Тем временем ВВС Великобритании и Франции под­вергли бомбардировке города Египта – Каир, Порт-Саид, Суэц, Исмаилия и др.

На следующий день, 31 октября 1956 г., СССР выступил с заявлением, в котором потребовал прекратить агрессию и вывести войска Израиля с территории Египта.

1 ноября 1956 г. собралась чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. На следующий день, 2 ноября 1956 г., несмотря на противодействие Великобритании и Франции, а также Израиля (против выступили также Австралия и Новая Зеландия), она призвала Израиль и Египет прекратить военные действия и отвести свои войска за «линию перемирия». Тем не менее Великобритания и Франция, а также Израиль отвергли рекомендации ООН и заявили о том, что они будут продолжать военные действия в зоне Суэцкого канала.

4 ноября 1956 г. Генеральная ассамблея ООН приняла проект резолюции, в котором подтверждалась резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 2 ноября 1956 г.: в ней содержался еще один призыв прекратить агрессию против Египта.

На следующий день, 5 ноября 1956 г., правительство Канады выдвинуло следующую инициативу: создать с согласия заинтересованных сторон контингент войск ООН, чтобы обеспечить прекращение военных действий. Однако одновременно с этим 5 ноября 1956 г. войска Великобритании и Франции высадились в Порт-Саиде и приступили к оккупации зоны Суэцкого канала.

В этот критический по своему характеру момент активность проявил СССР. В частности, вечером 5 ноября 1956 г. советское правительство направило главам правительств Великобритании и Франции, а также Израиля послание с требованием прекратить агрессию против Египта, предупредив о последствиях, к которым может привести ее продолжение. Так, например, в послании главам правительств Великобритании и Франции указывалось на возможность применения современного ракетного оружия, а в послании Израилю ставился вопрос о самом существовании этого государства. Одновременно СССР обратился к США с предложением о сотрудничестве в деле нормализации ситуации на Ближнем Востоке.

США, хотя и выступили против агрессии Израиля, Великобритании и Франции, тем не менее отказались от сотрудничества с СССР, и тогда последний обратился в Совет Безопасности ООН с призывом принять резолюцию о прекращении в течение 12 часов военных действий и выводе в 3-дневный срок с территории Египта израильских войск, а также войск Великобритании и Франции. СССР заявил, что он «полон решимости к применению силы сокрушить агрессоров и восстановить мир», предлагая оказать вооруженную и другую помощь Египту, если агрессоры не выполнят в указанный срок резолюцию Совета Безопасности ООН.

Предупреждение СССР подействовало на агрессоров. В результате 6 ноября 1956 г., через 22 часа после вручения посланий советского правительства главам правительств Великобритании и Франции, а также Египта военные действия в зоне Суэцкого канала были прекращены.

6 ноября 1956 г. с требованием прекращения военных действий выступил и президент США Д. Эйзенхауэр.

На следующий день, 7 ноября 1956 г., Генеральная Ассамблея ООН 64 голосами проголосовала за сформирование международных сил ООН для контроля за выведением войск Великобритании, Франции и Израиля с территории Египта, и уже 15 ноября 1956 г. в Египет прибыли первые подразделения войск ООН.

Вскоре войска агрессоров были выведены с территории Египта, за чем осуществлялся контроль со стороны ООН. 22 декабря 1956 г. закончился вывод из Египта войск Великобритании и Франции, а 7 марта 1957 г. – войск Израиля.

Таким образом, англо-франко-израильская агрессия против Египта в 1956 году закончилась пре­кращением огня, к которому призвала чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, последующим выводом вторгшихся в Египет сил агрессоров и развертыванием вслед за этим Чрезвычайных вооруженных сил Организации Объединенных Наций (ЧВС ООН-1) – пер­вых сил Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Причем ЧВС ООН-1 были размещены на территории Египта вдоль демаркационной линии перемирия, установленной между Египтом и Израилем еще по соглашению от 24 февраля 1949 г.

Существенным является и то, что агрессия Великобритании, Франции и Из­раиля против Египта (1956 г.), закончившаяся неудачей для напа­давших, имела своим следствием ослабление Великобрита­нии и Франции на Ближнем Востоке и, соответственно, усиле­ние в регионе США, которые в качестве своего союзника из­брали Израиль.

Провал тройственной агрессии против Египта имел и большое международное значение. Так, например, резко возрос авторитет Египта и его президента Г.А. Насера, который стал фактическим лидером арабского мира, взяв на вооружение идеологию арабского национализма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 3003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.