КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Против Египта в 1956 году: общая характеристикаСуэцкий кризис и англо-франко-израильский агрессия
Суэцкий кризис (Суэцкая война, Синайская война, Операция «Кадеш») – международный конфликт, происходивший с октября 1956 г. по март 1957 г., связанный с определением статуса Администрации Суэцкого канала. Ситуация обострилась с началом военных действий Великобритании, Франции и Израиля против Египта. Конфликт закончился без каких-либо территориальных изменений у противодействовавших сторон. Важную роль в окончании конфликта сыграли СССР, США и ООН. В 1952 г., после того как в Египте в результате Июльской революции был свергнут режим короля Фарука и провозглашена республика, к власти в этой стране пришли патриотически настроенные офицеры египетской армии. В 1954 г. один из них – Гамаль Абдель Насер – стал президентом Египта. Оказавшись во главе Египта, Г.А. Насер занял активную антиимпериалистическую позицию. В частности, Г.А. Насер, стремясь к освобождению страны из-под влияния капиталистических государств, взял курс на ускоренное развитие национальной экономики, связав эти планы с проектом строительства на реке Нил, выше города Асуан высотной плотины с мощной гидроэлектростанцией и созданием на этой основе разветвленной оросительной системы. Сообщение об этом намерении, однако, вызвало интерес со стороны финансовых кругов стран Запада, для которых предоставление Египту на определенных условиях кредитов потенциально могло принести значительную прибыль в виде полученных процентов. И действительно, вскоре правительство Египта, которое тогда возглавлял Г.А. Насер, начало переговоры о финансировании «Асуанского проекта» с правительствами Великобритании и США. Однако в ходе переговоров с ними, а также консультаций с правлением Международного банка реконструкции и развития (МБРР) о предоставлении Египту займа для строительства Асуанской плотины, которые продолжались весь 1955 г. и начало 1956 г., от Египта потребовали выполнения ряда условий, на которые он не мог пойти. Тем не менее Великобритания и США были вынуждены пойти на уступки. 16 декабря 1955 г. было опубликовано сообщение о том, что Великобритания и США предоставят Египту столь необходимый кредит. Когда, казалось бы, консенсус был достигнут, совершенно неожиданно переговоры прервались и в июле 1956 г. Великобритания и США заявили Египту, что они отзывают свои предложения об оказании помощи в строительстве Асуанской плотины. В связи с этим перед правительством Египта остро встала проблема, связанная с финансированием «Асуанского проекта». Так, 20 июля 1956 г. президент Египта Г.А. Насер, выступая по случаю годовщины Июльской революции на многотысячном митинге во втором по значимости (после Каира) городе Египта – Александрии, принял решение национализировать так называемую «Всеобщую компанию Суэцкого морского канала», большая часть акций которой принадлежала Великобритании и Франции. Дело в том, что Суэцкий канал являлся источником огромных по своим масштабам доходов для акционеров «Всеобщей компании Суэцкого морского канала», но Египет получал всего 7 % ее прибыли. В этих условиях единственно возможным шагом по выходу из создавшегося положения становилась необходимость передать Суэцкий канал в руки Египта. Г.А. Насер заявил, что «доходы от эксплуатации Суэцкого канала отныне станут служить интересам экономического развития независимого Египта». Вместе с тем акционерам «Всеобщей компании Суэцкого морского канала» взамен было обещано возмещение убытков. Национализация «Всеобщей компании Суэцкого морского канала» вызвала ответные действия со стороны стран Запада, прежде всего Великобритании, Франции и поддержавших их США. В заявлении от 1 августа 1956 г. предпринятый правительством Египта шаг был осужден как произвольный и односторонний захват одной страной международного органа, который обязан поддерживать Суэцкий канал и обеспечивать его эксплуатацию. Уже 7 августа 1956 г. в Заявлении министров иностранных дел Великобритании, Франции и США оспаривалась законность национализации Суэцкого канала, а также говорилось, что в интересах свободы судоходства по Суэцкому каналу следует принять меры для установления в условиях «международного режима» нормы управления Суэцким каналом. Кроме того, ими было предложено созвать Конференцию для рассмотрения мер по обеспечению дальнейшего функционирования Суэцкого канала. На состоявшейся вскоре Лондонской конференции (16-23 августа 1956 г.), в которой приняли участие Великобритания, Франция, США, Египет и поддержавший его СССР, а также целый ряд других стран, со всей остротой проявились две принципиально разные линии по решению так называемого «Суэцкого вопроса». В частности, было представлено два плана, в соответствии с которыми предполагалось разрешение Суэцкого кризиса: 1. Великобритания, Франция и США пытались связать вопрос о национализации Суэцкого канала с вопросом о свободе судоходства по нему и предложили к рассмотрению так называемый «план Даллеса», который предусматривал следующее: - управление Суэцким каналом должно быть возложено на международное правление, в котором был бы представлен также Египет; - по соответствующему соглашению Египет имел бы право на «справедливый доход» от судоходства по Суэцкому каналу; - должно было быть заключено соглашение о выплате «справедливой компенсации» бывшей «Всеобщей компании Суэцкого морского канала». 2. Делегация СССР заявила, что единственным путем разрешения вопроса о Суэцком канале, отвечающим современным условиям и духу времени, является признание суверенитета Египта как полного хозяина Суэцкого канала. Решение это должно учитывать экономические и политические интересы населения Египта. В то же время оно должно обеспечивать свободу судоходства для всех государств, пользующихся каналом. Тем не менее какого-либо согласованного решения на Лондонской конференции принято так и не было и в конце концов было решено поручить председателю Конференции передать правительству Египта протоколы Лондонской конференции. С 3 по 9 сентября 1956 г. в Египте находилась миссия представителей Великобритании, Франции и США, которая вела переговоры с Г.А. Насером на основе «плана Даллеса». Однако безуспешно. 10 сентября 1956 г. правительство Египта направило всем заинтересованным в свободе судоходства по Суэцкому каналу государствам ноту с предложением создать специальный орган для ведения переговоров. Однако Великобритания, Франция и США отнеслись к этой инициативе Египта достаточно прохладно. Со своей стороны, Великобритания, Франция и США продолжили попытки по мирному урегулированию Суэцкого кризиса, однако в том ключе, который был выгоден им самим. В частности, 15 сентября 1956 г. они заявили, что вскоре будет создана «Ассоциация пользователей каналом», которая должна взять на себя координацию судоходства по Суэцкому каналу, а также взимание сборов за проход судов через него. В тот же день, 15 сентября 1956 г., президент Египта Г.А. Насер заявил, что если какое-либо судно войдет в Суэцкий канал без разрешения правительства Египта, то это будет рассматриваться как нарушение суверенитета Египта. «Египет будет защищать канал, - сказал Г.А. Насер. – Мы готовы бороться за него». Действия Великобритании, Франции и США подверг критике и СССР в своем заявлении от 16 сентября 1956 г. Тем временем 23 сентября 1956 г. представители Великобритании и Франции в ООН, которых поддержали США, вручили председателю Совета Безопасности ООН обращение своих правительств включить в повестку дня вопрос о действиях Египта, положивших конец «системе международного управления Суэцким каналом». На следующий день 24 сентября 1956 г. Египет потребовал рассмотреть в Совете Безопасности ООН вопрос о действиях Великобритании и Франции, «создающих серьезную угрозу всеобщему миру и международной безопасности и являющихся вопиющим нарушением Устава ООН». С 26 сентября по 13 октября 1956 г. «Суэцкий вопрос» рассматривался в Совете Безопасности ООН, однако вновь компромисс не был достигнут: Суэцкий кризис оставался неразрешенным. 1 октября 1956 г. в Лондоне собралось совещание 18 государств-сторонников «плана Даллеса» (Великобритания, Франция, США и др.), на котором было провозглашено основание «Ассоциации пользователей каналом». Тогда же Великобритания и Франция, а также поддерживавшие их США внесли в Совет Безопасности ООН проект резолюции. В ее основе лежал опять «план Даллеса». Однако противодействие со стороны СССР привело к тому, что он так и не был принят. 12 октября 1956 г. состоялось совещание с участием министров иностранных дел Египта, а также Великобритании и Франции, на котором Египет представил свои предложения, открывавшие путь к компромиссу.
В ответ 13 октября 1956 г. на открытом заседании Совета Безопасности ООН министр иностранных дел Великобритании С. Ллойд и министр иностранных дел Франции К. Пино внесли свои предложения, повторявшие «план Даллеса». Однако СССР выступил против, и решение по этому вопросу так и не было принято. Таким образом, кризис усиливался, однако Великобританию и Францию на конфликт с Египтом толкало не только возникшее противоречие в связи с вопросом о Суэцком канале, но и другие мотивы. К этому времени Великобритания была фактически вытеснена из Египта, в котором она ранее имела достаточно крепкие позиции. Так, например, в 1954 г. из Египта были выведены все английские войска и ликвидированы военные базы Великобритании, в том числе и в районе стратегически важного для нее Суэцкого канала. Что же касается Франции, то ее крайне беспокоила поддержка, которую Египет после прихода к власти Г.А. Насера стал оказывать алжирцам в ходе войны в Алжире (1954-1962 гг.). Существенным, однако, являлось то, что руководство Великобритании и Франции все-таки, надеялось на достижение компромисса с Египтом. Для этого Великобритания и Франция в первую очередь использовали дипломатические средства, о чем и свидетельствуют вышеприведенные факты, но вместе с тем они не отрицали и то, что в случае когда дипломатия себя исчерпает, может существовать вероятность использовать силу против Египта. Поэтому фактически сразу же после начала Суэцкого кризиса Великобритания и Франция пошли на контакт с Израилем и совместными усилиями стали готовить нападение на Египет. Выбор Израиля в качестве союзника в Суэцком кризисе не был случайностью. К этому времени Израиль представлял собой уже достаточно крепкое государство с вполне сложившимися, благодаря поставкам из стран Запада, вооруженными силами, государство, которое, учитывая его разногласия с соседними с ним арабскими странами и прежде всего Египтом, вполне могло стать «ударной силой» в потенциальном конфликте. Свою роль сыграл и фактор политики Израиля на Ближнем Востоке. В частности, известно, что уже в 1950 г. премьер-министр Израиля Д. Бен Гурион заявил: «Мы должны с энтузиазмом бороться как путем завоевания, так и на дипломатическом поприще, чтобы создать Великий Израиль…». Экспансионизм превратился в одно из основополагающих направлений внешнеполитического курса государства Израиль. В том же 1950 г. правительство Израиля официально объявило западную часть Иерусалима столицей Государства Израиль и перевело туда государственные учреждения, что значительно усугубило проблему Иерусалима. В этих условиях контакт Великобритании и Франции с Израилем стал фактически неизбежен, что и случилось во время Суэцкого кризиса. Так, например, еще в сентябре 1956 г. на острове Кипр были размещены значительные контингенты войск Великобритании и Франции. Ранее, 29 июля 1956 г., собрался Военный подкомитет, состоявший из представителей военных ведомств этих стран, а 31 июля 1956 г. состоялись еще одна консультация между представителями Великобритании и Франции. Одновременно с этим усилился контакт Великобритании и Франции с Израилем, у которого тогда сложились не совсем дружественные отношения с Египтом. 16 октября 1956 г. состоялась встреча между премьер-министрами Великобритании и Франции А. Иденом и Ги Моле, при участии министров иностранных дел обеих стран С. Ллойда и К. Пино, во время которой был утвержден план военной операции против Египта. Наконец 22 октября 1956 г. прошли трехсторонние консультации руководителей Великобритании и Франции, а также Израиля, в которых принял участие тогдашний премьер-министр Израиля Д. Бен Гурион. Здесь же были окончательно утверждены планы сторон относительно предстоящей кампании против Египта. 22 октября 1956 г. в Севре (Франция) состоялась секретная встреча, в которой участвовали: с израильской стороны – премьер-министр Бен-Гурион, начальник генштаба Моше Даян и генеральный директор министерства обороны Шимон Перес; с французской стороны – министр обороны Морис Буржес-Монури, министр иностранных дел Христиан Пино и начальник генштаба Морис Шалль; с британской стороны – секретарь по иностранным делам (министр) Селвин Ллойд и его помощник сэр Патрик Дин. Переговоры длились 48 часов и закончились подписанием секретного протокола. Согласно разработанному плану, Израиль должен был атаковать Египет, а Англия и Франция вслед за этим должны были вторгнуться в зону Суэцкого канала, объясняя свои действия «защитой канала и необходимостью разделить враждующие стороны». Предполагалось, что по окончании войны Израиль аннексирует весь Синай или, по крайней мере, его восточную треть по линии Эль-Ариш – Шарм-аль-Шейх. Израиль при этом обязался не атаковать Иорданию, а Великобритания не оказывать помощь Иордании, если она атакует Израиль. По настоянию израильской делегации, опасавшейся невыполнения обязательств со стороны своих союзников, договор был составлен в письменном виде, подписан и передан каждой из сторон. На переговорах Бен-Гурион первоначально предложил план по крупному переделу границ на Ближнем Востоке. Иордания, согласно этому плану, должна была быть расформирована, при этом её часть к востоку от реки Иордан должна быть аннексирована Ираком, а часть к западу от реки Иордан переходила бы к Израилю. Южная часть Ливана вплоть до реки Литани должна была, согласно этому плану, перейти к Израилю, а Ливан должен бы был отказаться от некоторых своих владений с преобладающим мусульманским населением и превратиться в республику с христианским большинством, союзную Израилю. Однако французы и англичане такой план не одобрили и убедили Бен-Гуриона сосредоточиться на Египте. Вскоре к Израилю присоединились Великобритания и Франция, стремившиеся ввести свои войска в зону Суэцкого канала и тем самым установить над ним контроль. Так началась тройственная агрессия Великобритании, Франции и Израиля против Египта, которая значительно отличалась от первой арабо-израильской (Палестинской) войны 1948-1949 гг. и оказала довольно существенное воздействие на развитие международной ситуации в дальнейшем, причем не только на Ближнем Востоке, но и на мировой арене в целом. 30 октября 1956 г. после совещания между премьер-министрами Великобритании и Франции А. Иденом и Ги Молле, при участии министров иностранных дел обеих стран С. Ллойда и К. Пино Израилю и Египту был вручен совместный англо-французский ультиматум: им предлагалось не позднее чем через 12 часов прекратить военные действия, отвести свои войска на 10 миль от Суэцкого канала и согласиться на ввод войск Великобритании и Франции в зону Суэцкого канала. В случае отклонения этих условий правительства Великобритании и Франции угрожали осуществить вооруженную интервенцию. Израиль, который к этому моменту захватил большую часть Синайского полуострова, но его войска находились еще в 200 км от Суэцкого канала, принял ультиматум, тогда как Египет его отклонил. В тот же день, 30 октября 1956 г., в Совете Безопасности ООН обсуждался вопрос об израильской агрессии против Египта. В частности, представитель СССР выдвинул предложение принять меры к тому, чтобы пресечь израильскую агрессию против Египта и добиться немедленного вывода иностранных войск с территории Египта. Однако Великобритания и Франция его отклонили, используя свое право veto, тогда как США воздержались во время голосования. Тем временем ВВС Великобритании и Франции подвергли бомбардировке города Египта – Каир, Порт-Саид, Суэц, Исмаилия и др. На следующий день, 31 октября 1956 г., СССР выступил с заявлением, в котором потребовал прекратить агрессию и вывести войска Израиля с территории Египта. 1 ноября 1956 г. собралась чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. На следующий день, 2 ноября 1956 г., несмотря на противодействие Великобритании и Франции, а также Израиля (против выступили также Австралия и Новая Зеландия), она призвала Израиль и Египет прекратить военные действия и отвести свои войска за «линию перемирия». Тем не менее Великобритания и Франция, а также Израиль отвергли рекомендации ООН и заявили о том, что они будут продолжать военные действия в зоне Суэцкого канала. 4 ноября 1956 г. Генеральная ассамблея ООН приняла проект резолюции, в котором подтверждалась резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 2 ноября 1956 г.: в ней содержался еще один призыв прекратить агрессию против Египта. На следующий день, 5 ноября 1956 г., правительство Канады выдвинуло следующую инициативу: создать с согласия заинтересованных сторон контингент войск ООН, чтобы обеспечить прекращение военных действий. Однако одновременно с этим 5 ноября 1956 г. войска Великобритании и Франции высадились в Порт-Саиде и приступили к оккупации зоны Суэцкого канала. В этот критический по своему характеру момент активность проявил СССР. В частности, вечером 5 ноября 1956 г. советское правительство направило главам правительств Великобритании и Франции, а также Израиля послание с требованием прекратить агрессию против Египта, предупредив о последствиях, к которым может привести ее продолжение. Так, например, в послании главам правительств Великобритании и Франции указывалось на возможность применения современного ракетного оружия, а в послании Израилю ставился вопрос о самом существовании этого государства. Одновременно СССР обратился к США с предложением о сотрудничестве в деле нормализации ситуации на Ближнем Востоке. США, хотя и выступили против агрессии Израиля, Великобритании и Франции, тем не менее отказались от сотрудничества с СССР, и тогда последний обратился в Совет Безопасности ООН с призывом принять резолюцию о прекращении в течение 12 часов военных действий и выводе в 3-дневный срок с территории Египта израильских войск, а также войск Великобритании и Франции. СССР заявил, что он «полон решимости к применению силы сокрушить агрессоров и восстановить мир», предлагая оказать вооруженную и другую помощь Египту, если агрессоры не выполнят в указанный срок резолюцию Совета Безопасности ООН. Предупреждение СССР подействовало на агрессоров. В результате 6 ноября 1956 г., через 22 часа после вручения посланий советского правительства главам правительств Великобритании и Франции, а также Египта военные действия в зоне Суэцкого канала были прекращены. 6 ноября 1956 г. с требованием прекращения военных действий выступил и президент США Д. Эйзенхауэр. На следующий день, 7 ноября 1956 г., Генеральная Ассамблея ООН 64 голосами проголосовала за сформирование международных сил ООН для контроля за выведением войск Великобритании, Франции и Израиля с территории Египта, и уже 15 ноября 1956 г. в Египет прибыли первые подразделения войск ООН. Вскоре войска агрессоров были выведены с территории Египта, за чем осуществлялся контроль со стороны ООН. 22 декабря 1956 г. закончился вывод из Египта войск Великобритании и Франции, а 7 марта 1957 г. – войск Израиля. Таким образом, англо-франко-израильская агрессия против Египта в 1956 году закончилась прекращением огня, к которому призвала чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, последующим выводом вторгшихся в Египет сил агрессоров и развертыванием вслед за этим Чрезвычайных вооруженных сил Организации Объединенных Наций (ЧВС ООН-1) – первых сил Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Причем ЧВС ООН-1 были размещены на территории Египта вдоль демаркационной линии перемирия, установленной между Египтом и Израилем еще по соглашению от 24 февраля 1949 г. Существенным является и то, что агрессия Великобритании, Франции и Израиля против Египта (1956 г.), закончившаяся неудачей для нападавших, имела своим следствием ослабление Великобритании и Франции на Ближнем Востоке и, соответственно, усиление в регионе США, которые в качестве своего союзника избрали Израиль. Провал тройственной агрессии против Египта имел и большое международное значение. Так, например, резко возрос авторитет Египта и его президента Г.А. Насера, который стал фактическим лидером арабского мира, взяв на вооружение идеологию арабского национализма.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 3049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |