Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы практических семинарских занятий




Содержание курса

Срок обучения 3 года

Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины

Требования к уровню освоения дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель данного курса – получение студентами знаний об истории и культуре Урала, а также умений на их основе создавать культурно-образовательные проекты.

Курс «Уральский регион: история и культура» носит обобщающий характер. В нем повторяются на новом этапе изученные ранее темы, углубляется и дифференцируется материал по истории Отечества, истории освоения Урала, христианизации края, особое место занимают вопросы сохранения культурного наследия.

В результате изучения дисциплины «Уральский регион: история и культура» студент должен

знать художественную культуру Урала в контексте истории художественной культуры России;

уметь: систематизировать знания, полученные в общих курсах культурологии, истории мировой культуры, эстетики и этики и актуализировать их в ходе изучения культуры Урала, различать типы личности, региональный этнос, ценности региональной культуры в контексте истории культуры России, понимать искусство через живое общение с явлениями культуры региона;

приобрести навыки анализа произведения художественной культуры.

Срок обучения – 3,5 года

Темы Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе Самост. работа
лекции практ. занятия
1. Древняя Пермская земля   0,5    
2. Присоединение Урала к русскому государству   0,5    
3. Строгановы, Демидовы и промышленное освоение Урала в ХVII–ХVIII вв.        
4. Пермский край в первой половине ХIХ в.        
5. Урал в ХХ в.        
Итого        

 

Срок обучения – 5 лет

Темы Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе Самост. работа
лекции практ. занятия
1. Древняя Пермская земля   0,5    
2. Присоединение Урала к русскому государству   0,5    
3. Строгановы, Демидовы и промышленное освоение Урала в ХVII–ХVIII вв.        
4. Пермский край в первой половине ХIХ в.        
5. Урал в ХХ в.        
Итого        

 

Темы Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе Самост. работа
лекции практ. занятия
1. Древняя Пермская земля   - -  
2. Присоединение Урала к русскому государству   - -  
3. Строгановы, Демидовы и промышленное освоение Урала в ХVII–ХVIII вв.   - -  
4. Пермский край в первой половине ХIХ в.   - -  
5. Урал в ХХ в.   - -  
Итого   - -  

Тема 1. Древняя Пермская земля

Заселение Урала. Стоянки времен палеолита, переход от матриархата к патриархату, орудия труда, жилища, предметы быта. Эпоха ранних металлов. Турбинская, ананьевская, гляденовская культуры. Прикамье в эпоху Великого переселения народов.

Начало формирования на основе союзов племен древних народностей Урала – предков коми-пермяков, удмуртов, хантов и манси. Первые упоминания об Урале в летописях.

Тема 2. Присоединение Урала к русскому государству

Контакты «Югры» с русскими княжествами и Волжской Булгарией. Гипотезы о происхождения названия «Пермь». Пермь Великая. Присоединение Урала к русскому государству по направлениям – военное, экономическое, идеологическое. Христианизация края. Стефан Пермский, владыки Питирим и епископ Иона. Грамматический ряд Стефана Пермского и его влияние на культуру края. Пермская деревянная скульптура. Основные сюжеты и персонажи. Национальные школы: мектебе и медресе. Грамотность посадского населения.

Чердынь и Соликамск – старейшие города Перми Великой. Открытие «Бабиновской» дороги в Сибирь. Соликамск – важнейший пункт транзитной торговли в XVII в. Начало каменного строительства. Архитектурные ансамбли Соликамска, Верхотурья. «Пермяки – солены уши» – современная интерпретация выражения.

Традиционная культура Урала. Пермский звериный стиль: основные сюжеты и наполнение. Эпос о Пере-богатыре. Синтез культур при колонизации Урала. Легенды Урала. Песни. Фольклор. Традиционная одежда населения Прикамья (ритуальные украшения, головные уборы, цвета вышивок). Декоративно-прикладные промыслы (прядение, ткачество, резьба). Деревянное строительство. Северный и южный вариант жилищ на территории Пермской губернии. Строительство домов и их внутреннее пространство. Изразцы Уральских городов.

Тема 3. Строгановы, Демидовы и промышленное освоение Урала в ХVII–ХVIII вв.

Деятельность Аники Строганова и его сыновей по созданию торгового дела. Участие Строгановых в общероссийских событиях: опричнина, Смута, освоение Сибири.

Образование горнозаводского района в ХVIII в. Первые начальники Уральских горных заводов В. Н. Татищев, В. И. Геннин. Памятники в Перми и Екатеринбурге. Планировка городов «город – крепость», «город – завод». Основание Егошихинского, Мотовилихинского, Юговского заводов, создание горнозаводских округов в Пермской губернии. Вопрос о датировке основания Перми. Каменные здания к. ХVII – нач. ХVIII вв. (Невьянская башня, палаты Строгановых).

В. Н. Татищев и создание горнозаводских школ. Начало системы профессионального образования. Екатеринбургская горная школа. Деятельность «Приказа общественного призрения» и система образования ХVIII в. «Устав народным училищам». Главное и малые народные училища. Деятели просвещения на Урале к. ХVIII – первой половины ХIХ в.: Н. С. Попов, П. А. Назаретский, Я. Т. Манзиховский. Четыре ступени государственного образования: университет, гимназия, уездное училище, приходское училище. Интернаты: школа военных кантонистов, училище детей канцелярских служителей. «Вольная школа» в Перми и участие в ней В. Т. Феонова.

Строгановский регион и Демидовский комплекс. Легенды о первых Демидовых. Невьянск и Нижний Тагил. Уральское, тульское, итальянское имения Демидовых. Промышленное производство Демидовых. Выйское механическое заведение. Наука и техника в демидовском комплексе. Лазаревы. Покупка уральских земель. Восточная дипломатия Лазаревых. Институт восточных языков. Голицыны. Родственные браки со Строгановыми, общие моменты управления. Медицина голицынского имения.

Солеварение и железоделательное производство как основные сферы труда в регионе. Система управления горнозаводским округом, статус слоев крепостного населения. Семейно-бытовое положение, создание горнозаводского законодательства для частных округов: «Третейский суд», пенсионное законодательство, кассы взаимопомощи. Деятельность М. М. Сперанского и А. П. Куницына по управлению строгановским имением.

Система обучения крепостных служителей в частных горнозаводских округах. Чермозская горнозаводская студия, «Домовая» Школа Всеволожских, Выйское училище и Выйское механическое заведение Демидовых. Санкт-Петербургская школа горнозаводских, лесных и сельскохозяйственных наук Строгановых. Деятельность А. Е. Теплоухова и др. строгановских управляющих. Обучение крепостных за границей. «Воспитанники» и «практиканты» в системе управления имениями. Инженеры и изобретатели в горнозаводских округах, заводская медицина.

Строгановские золотое шитье, эмаль, иконопись. Мозаика в старину и в ХХ в.

Строгановская рисовательная школа. «Общество в поощрение художникам». Строгановские художники: от бытового портрета к сатире.

Открытие первых городских публичных библиотек. Училищные и конторские библиотеки в частных имениях. Формирование крупных личных библиотек.

Передача заводов в частные руки как часть государственной политики, приток купеческого капитала в горнозаводское производство (Мясников, Яковлевы, Твердышев).

Состояние горнозаводской промышленности Урала в первой половине XIX в. Причины застоя уральской металлургии. Техническое состояние металлургического производства. Начало промышленного переворота на Урале, его темпы и особенности. Рост применения вольнонаемного труда. Развитие золотопромышленности, ее распространение на новые территории.

 

Тема 4. Пермский край в первой половине ХIХ в.

Преобразование Перми в губернский город и перспективные планы развития уральских городов. Планировка К. Ф. Модераха. Подготовка местных архитекторов за пределами Урала. Творчество архитекторов первой половины ХIХ в. А. Н. Воронихина, И. И. Свиязева, М. П. Малахова. Культовое строительство (Кунгур, Усолье, Чермоз). Гостиные дворы и пристани. Административные и общественные здания. Частные особняки. Реконструкция заводских комплексов в 40–50-е гг. ХIХ в. Промышленный классицизм.

Начало книгопечатания в Перми. Первые типографии и книги. Литературные труды И. Варакина, В. Т. Феонова, А. Н. Мерзлякова. «Хозяйственное описание Пермской губернии» Н. С. Попова.

Театр и музыка на Урале. Периодизация общероссийского и уральского театров. Три вида театров: частновладельческий, профессиональный, «крепостных для крепостных». Труппы В. А. Всеволожского, П. А. Демидова, Е. А. Соломирской. Первые самодеятельные театры в Ильинском, Очере, Усолье, их состав, репертуар, гастроли, помещения. «Общество вольности» в Чермозе и заводской театр. Оркестры Богословского горного округа, Нижнего Тагила, музыка и пение в курсах местных училищ. Начало профессионального театра Прикамья. Труппа П. А. Соколова. Строительство зданий для Пермского и Екатеринбургского театров. «Жизнь за царя» – первая опера Перми. «Медведевские» сезоны – школа актерского мастерства.

Камнерезное искусство. Екатеринбургская гранильная фабрика и ее изделия. Златоустовская оружейная фабрика. Художественное литье: фигурные решетки, скульптурные изображения. Каслинская школа. Чугунный павильон.

Династии художников и иконописцев. Уровни подготовки художников в ХIХ в. Нижнетагильская художественная школа.

Братья Худояровы: заводской пейзаж, натюрморт, мозаика. Уральские пейзажи П. П. Верещагина, И. И. Шишкина. А. М. Васнецова. Пермские частные художественные школы к. ХIХ – нач. ХХ вв.

Урал накануне отмены крепостного права: расслоение крестьянства, горнозаводская промышленность и сельское хозяйство, торговля. Основные положения реформы 1861 г. Состав земства. Городская и судебная реформы. Итоги и значение реформ. Школьная реформа 1864 г. Земство и народное образование. Женское образование. Ученики, преподавательский состав, программы. Создание воскресных школ. Педагогические курсы. Система переподготовки учителей. Классическое и реальное направления образование. Училища светские, духовные, профессиональные.

Урал в литературе и мемуарах ХIХ в. Известные русские писатели на Урале. «Пермские губернские ведомости» – первая газета. Крупнейшие краеведческие работы – «Пермский край» и «Пермский сборник» (Ф. Волегов, А. Дмитриев, Д. Смышляев). Творчество Ф. Н. Решетникова, А. А. Кирпищиковой, Д. Н. Мамина-Сибиряка как отражение жизни горнозаводского Урала. Поэзия ХIХ – нач. ХХ вв. Отражение в периодической печати переломного момента общества.

Первый книжный магазин Перми. Создание музеев на Урале. Деятельность Уральского общества любителей естествознания. Народные дома, лектории, синематограф-лекторий.

Рабочие театры заводских поселков к. ХIХ – нач. ХХ вв. Любительские спектакли, литературно-музыкальные вечера, музыкальные общества, концерты. Открытие музыкальной школы. Хоровое искусство Пермской губернии. Деятельность А. Д. Городцова.

Эклектика в архитектуре второй половины ХIХ в. Модерн декоративный и функциональный. Творчество А. Б. Турчевича-Глумова. Исторический стиль А. И. Ожегова. Церковные здания Перми нач. ХХ в. Новая планировочная структура уральских заводов в нач. ХХ в. Использование новых материалов и технологий.

Тема 5. Урал в ХХ в.

Революция 1905 г. Столыпинская реформа и ее результаты. Первая мировая война. Диспропорция промышленного развития, монополизация промышленности, негативное воздействие войны на деревню. Февральская революция.

Образовательные учреждения Пермской губернии к. ХIХ – нач. ХХ вв. Пермский университет – первый университет на Урале. Семья Дягилевых в культурной жизни Перми. С. П. Дягилев и «Русские сезоны».

Екатеринбургская художественно-промышленная школа. Творчество М. В. Нестерова, А. К. Денисова-Уральского.

Октябрьская революция и Гражданская война на Урале. Сочетание «красного» и «белого» начал. Расстрел царской семьи.

Система народного образования в 20-е гг. ХХ в. Ликвидация безграмотности. Рабфаки. Развитие высшей школы Урала.

Книгопечатание и литература. Литература 20-х гг. П. Бажов, А. Гайдар. Создание литературной ассоциации пролетарских писателей, местного отделения Союза советских писателей. Урал в общероссийском литературном освещении.

Революционный театр. Театральные студии. Уральская консерватория. Клубная работа. Самодеятельные театры. Создание картинной галереи. Художественная жизнь 20–30-х гг. ХХ в.

НЭП на Урале, его особенности. Аграрные преобразования, начало коллективизации, американский тракторный отряд, завершение коллективизации. Место Урала в планах индустриализации страны. Задачи форсированной индустриализации.

Промышленное и сельскохозяйственное производство в годы Отечественной Войны.

Помощь освобожденным и восстанавливаемым районам. Рост промышленного производства. Создание единого народно-хозяйственного комплекса.

Развертывание работы эвакуированных предприятий. Производство танков, стрелкового оружия, развитие металлургии. Роль Уральского, Кировского танкового, Мотовилихинского и других заводов в снабжении армии вооружением. Пермские подразделения на фронтах.

Эвакуация и решение социальных вопросов.

Развитие, культуры на Урале в годы Великой Отечественной войны. Состояние школьной сети. Организация школ рабочей молодежи. Средние специальные и высшие учебные заведения. Научно-исследовательская работа. Деятельность комиссии по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны. Вклад уральских ученых в дело победы. Эвакуация и ее влияние на развитие уральской литературы. Война в изобразительном искусстве Урала. Театр военного времени, эвакуация в Пермь столичных театров. Создание Пермского хореографического училища.

Урал во второй половине ХХ в.

Социально-экономическое развитие Урала во второй половине 1950-х – сер. 1960-х гг. Состояние промышленного производства и проблемы НТР. Крушение административно-ко­манд­ной системы. Сложность перехода к рыночным отношениям. Конверсия. Экологические проблемы. Состояние промышленности и сельского хозяйства Урала к началу 1990-х гг.

Политехнизация обучения в 50-е гг. ХХ в. Семилетний всеобуч. Переход к всеобщему среднему образованию. Система ПТУ, УПК, вечерних школ. Вузы Урала на современном этапе. Развитие библиотечной сети в ХХ вв. Детские, специализированные залы. Современные библиотеки как образовательные и научные центры. Создание Пермской художественной галереи. Сеть филиалов музеев в наши дни.

Конец ХХ в. Изменение политической и экономической ситуации. Кризис экономики региона.

Современная проза, поэзия, детская литература Прикамья. Литературные объединения и их периодическая печать.

Программа музыкального образования Б. Кабалевского. Ежегодные фестивали в Чайковском. Пермский театр оперы и балета. Театры учебные: хореографического училища, Ледовый дворец «Орленок». Театры Перми и Пермской области. Авторские театры: Е. Панфилов, В. Данилин. Создание Свердловской киностудии. Первые фильмы Пермского телевидения.

Художественные выставки Урала. Преемственность традиций в современных изделиях декоративно-прикладного творчества. Изобразительное искусство и архитектура Урала. Организация художественных выставок. Творчество В. Н. Широкова, семьи Колюпановых, А. Н. Тумбасова

Современная архитектура Урала. Общественные здания. Массовое жилое строительство. Многоэтажное строительство. Перспективные планы развития уральских городов. Сложности строительства в уральских городах. Вопросы сохранности исторического наследия.

 

Цель семинарского занятия – обобщение пройденного материала и использование студентами на семинаре материала своих контрольных работ.

Вопросы:

1. Наш край в древности. Культура местных народов.

2. Присоединение Урала к русскому государству, взаимопроникновение культур.

3. Промышленность Урала и специфика развития культурного развития в ХVIII в.

4. Губернская Пермь.

5. Урал в ХХ в.: основные тенденции в развитии истории и культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.