Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка и проведение практических занятий




Одной из важнейших задач является построение преподавания курса таким образом, чтобы использовать все возможности для обеспечения практической подготовленности слушателей к их будущей деятельности.

В связи с этим практические занятия заслуживают самого пристального внимания.

На практических занятиях слушатели получают необходимые умения по применению теоретических знаний при решении практических вопросов, возникающих в процессе их дальнейшей служебной деятельности. Они знакомятся с теми спорными вопросами, которые встречаются в жизни, и получают ориентировку в правильном их разрешении. На этих занятиях слушатели учатся тому, как нужно составлять необходимые правовые документы и каковы наиболее типичные ошибки и недостатки, встречающиеся на практике.

Успех практического занятия зависит от того, насколько тщательно оно подготовлено и насколько умело, методически грамотно проведено.

Практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у слушателей умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Цель практических занятий:

– помочь слушателям систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

– научить обучающихся приемам решения практических задач;

– научить их работать с книгой, служебной документацией, пользоваться справочной, научной и нормативной литературой.

– формировать умение слушателей учиться самостоятельно, т. е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

Содержание практических занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Они развивают научное мышление, речь слушателей. Поэтому практические занятия должны выполнять не только познавательную и воспитательную функции, но и функцию контроля роста обучающихся как творческих личностей.

С учетом выполняемых функций к практическому занятию, как и к другим методам обучения в вузе, предъявляются требования научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с другими видами учебных занятий и практикой.

Отбирая систему упражнений и задач для практического занятия, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы это давало целостное представление о предмете и методах изучаемой науки, причем методическая функция выступает здесь в качестве ведущей.

Методика подготовки проведения практических занятий по дисциплине имеет свою специфику, обусловленную характером изучения предмета и задачами, ради достижения которых проводятся эти занятия.

Подготовка практического занятия включает в себя целый ряд элементов. К ним относятся:

- ориентирование слушателей на лекции, предшествующей практическому занятию, или на предыдущем семинарском или практическом занятии. Преподаватель сообщает о том, сколько практических занятий запланировано по данной теме и каким основным вопросам они будут посвящены. При необходимости даются соответствующие разъяснения о месте и методике проведения этих занятий, подлежащей изучению литературе и др.;

- составление методической разработки, в которой указывается: наименование темы, цель, учебные вопросы, нормативные акты и литература, материальное обеспечение, общие организационно-методические рекомендации, описывается последовательность и методика отработки каждого учебного вопроса, порядок применения технических средств и учебно-наглядных пособий;

- своевременное доведение до слушателей плана задания. В этом плане-задании указываются: основные вопросы, подлежащие отработке на занятии; необходимые для изучения нормативные акты и теоретические источники; задание, по которому предстоит действовать; задачи, по которым подлежит готовить письменные решения; в отдельных случаях – задания на подготовку проекта процессуального документа. При необходимости в плане-задании могут быть даны методические рекомендации; при всех условиях план-задание на очередное занятие должен быть доведен до сведения слушателей не позднее одного дня до проведения практического занятия по теме, а по некоторым темам, требующим значительной подготовки, значительно раньше. Если подготовлены планы практических занятий по всему курсу, они могут быть вручены слушателям до начала учебного года;

- проверка хода подготовки слушателей к занятию и оказание им необходимой помощи (групповые и особенно индивидуальные консультации, помощь в подборе необходимых материалов, организации выставок рекомендованной литературы и пр.).

Как и при подготовке к семинару каждый преподаватель составляет свой рабочий план проведения практического занятия. Он составляется на основе методической разработки. В этом плане указываются: тема, цель (задачи) проведения занятия, вопросы, которые будут отрабатываться на занятии; методика отработки этих вопросов (беседа, опрос, решение задач, составление процессуальных документов и т.п.); время, необходимое на отработку каждого вопроса, при необходимости в рабочем плане указываются фамилии слушателей, которых необходимо опросить в ходе занятий.

Значительную помощь в подготовке практических занятий может оказать предметно-методическая секция. На ее заседаниях обсуждаются методические разработки, планы-задания слушателям и рабочие планы проведения преподавателями занятий. На этих заседаниях вырабатывается решение наиболее сложных задач, выносимых на занятие. Работа предметно-методической секции позволяет обеспечить единство в преподавании. Обсуждение этих вопросов на заседании секции является, кроме того, одной из важнейших форм обмена положительным опытом, передачи его молодым преподавателям.

Методика преподавания практического занятия может быть различной в зависимости от специфических особенностей каждой темы. Однако темы, по которым в соответствии с учебным планом проводятся практические занятия по общей части Административного права, предполагают формирование единого подхода к проведению этого вида занятий. Задачей проводимых практических занятий является формирование первоначальных умений работы с процессуальными документами административно-правового характера.

В связи с этим занятия проводятся с применением кейс-ситуаций и игровых элементов.

Наиболее типичными элементами таких занятий могут быть следующие:

постановка слушателям проблемных вопросов по наиболее сложным и острым аспектам темы. Они должны вытекать из общих вопросов, указанных в плане-задании, конкретизировать их, но, как правило, не повторять их. Цель постановки вопросов – проверка уровня усвоения слушателями теоретического материала, их готовности к решению практических задач, знание рекомендованной литературы по теме, создание условий для реализации поисковых методов получения знаний и умений.

Как правило, на занятиях решается несколько относящихся к теме задач. Однако методически не исключено, что некоторые задачи в виде «вводных» могут ставиться в ходе проведения практического занятия в устной форме. При решении задач слушатели должны показать знание нормативных актов, умение правильно применять правовые нормы к конкретным жизненным ситуациям.

В ходе практических занятий слушатели должны научиться составлять основные процессуальные документы по факту совершенного административного правонарушения, относящегося к компетенции различных органов исполнительной власти. Им могут даваться соответствующие задания на выполнение письменных работ в часы самостоятельной подготовки. Но прежде чем давать такие задания, форма и содержание документа должны быть отработаны на практическом занятии. Слушатель с помощью преподавателя должен хорошо усвоить требования нормативных актов, предъявляемые к документу, его структуру, содержание отдельных его частей. В необходимых случаях на занятии отрабатываются наиболее принципиальные формулировки.

Если по теме предыдущего практического занятия было дано задание написать в часы самостоятельной подготовки документ, очередное занятие может начинаться с разбора письменной работы. Во время такого разбора обращается внимание на наиболее общие, типичные ошибки и недостатки, рекомендуются правильные решения и формулировки. Вместе с тем преподаватель отмечает индивидуальные недостатки и дает соответствующие оценки. Если та или иная работа признана неудовлетворительной, слушателю предлагается выполнить ее повторно, с указанием, какие недостатки и как должны быть устранены.

Занятия по отдельным темам можно проводить в игровой форме: слушатели на занятии выполняют то или иное практическое действие с последующим (на этом же занятии или в часы самостоятельной подготовки) составлением соответствующего процессуального документа.

Важнейшим свойством практических занятий является ситуативность. Конкретные жизненные ситуации могут быть созданы преподавателем, а могут вытекать из административных дел, задач или вводных. Слушатель должен разобраться в сложившейся или искусственно созданной ситуации и принять правильное аргументированное решение.

Особое внимание при проведении занятия преподаватель должен уделять заключению, как по отдельным вопросам, так и по занятию в целом. Именно эта часть занятия, как правило, бывает наиболее результативной. Заключение преподавателей должны отвечать требованиям краткости, логичности, четкости, убедительности, ясности суждений и доходчивости. В своем заключении преподаватель не в праве обойти молчанием ни одного сложного и спорного вопроса, возникающего на занятии, причем его разъяснения должны поощрять творческий подход, желание глубже разобраться в вопросе, серьезно изучить рекомендованную по теме литературу.

В настоящее время во всех формах учебно-воспитательного процесса широко используются различные научно-технические средства. Практикуется использование таких средств, как демонстрация схем и таблиц, просмотр слайдов (презентаций), диафильмов, учебных видео и кинофильмов, прослушивание магнитофонных записей.

Очень важно, чтобы используемые на практических занятиях технические средства и наглядные пособия были полезны не только, как иллюстративный материал, а обладали бы качеством научности и относимости как источники дополнительной информации.

 

6. Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы слушателей

Самостоятельная работа слушателей по освоению и накоплению знаний, формированию умений является составной частью всего учебно-воспитательного процесса.

Самостоятельная работа – это творческая, критическая деятельность слушателей по осмыслению изучаемого материала и выработке на этой основе новых знаний, умений и навыков.

Работа слушателей осуществляется на основе заданий преподавателей и включает: планирование самостоятельной работы, вручение заданий, обеспечение учебными материалами, материально-техническое обеспечение, консультации, выполнение конкретных заданий, контроль выполнения задания, доклад (отчет) о выполненном задании.

Изучение педагогического опыта преподавания правовых наук обусловливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекцию, критически оценивать ее и ответы товарищей на групповых занятиях, готовить публичные выступления. Самостоятельная работа слушателей наиболее ярко проявляется в таких видах учебной деятельности, как работа с книгой, документацией, доработка и оформление лекционного материала; подготовка к различным формам групповых занятий; работа в научных кружках и др.

Самым эффективным средством, воздействующим на уровень и качество самостоятельной работы выступает учебная лекция, которая должна стать организующим началом самостоятельной работы обучающихся. Наилучшим образом она выполнит свою задачу, если все рекомендации по самостоятельной работе будут обсуждены на заседании предметно-методической секции. Самостоятельная работа должна начинаться до прихода слушателя на лекцию. Поэтому для правильной организации самостоятельной работы должна применяться «система опережающего чтения», в соответствии с которой слушатель предварительно просматривают лекционный материал, содержащийся в учебно-методическом комплексе, а также в учебниках и других материалах, которые входят в перечень основной учебной литературы этого комплекса.

Ведущую роль в самостоятельной работе слушателей играет их умение работать с обязательной и дополнительной литературой. Овладение навыками этой работы включает два основных взаимосвязанных элемента – умение читать, анализируя, и умение вести записи прочитанного. Культура чтения – составная часть культуры умственного труда и культуры личности, в целом, основа ее познавательной деятельности. Работа над книгой предполагает соблюдение ряда правил, овладение которыми обязательно для всех участников учебно-воспитательного процесса. Особое место в обучении слушателей правилам работы с различного рода информационными источниками принадлежит преподавателю. Преподаватель обязан настроить обучающихся на серьезный, кропотливый труд, который исключает заучивание и механическое накопление цитат и выдержек, а предполагает сознательное критическое усвоение прочитанного, осмысление его, стремление дойти до сути.

Важное место в самостоятельной работе с книгой занимает ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения. Это дает общую ориентировку, представление о структуре и вопросах, которые рассматриваются в книге. Следующий этап – чтение. Первый раз целесообразно прочитать книгу (главу, параграф) от начала до конца, чтобы получить цельное представление. При повторном чтении происходит постепенное глубокое осмысление каждой главы (части) с выделением основных идей, системы аргументов, наиболее ярких примеров и т.д.

Непременным правилом чтения должно быть выяснение содержания незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен и названий. Оправданно в таких ситуациях иметь специальные тетради. Важная роль принадлежит библиографической подготовке слушателей. Она включает в себя умение грамотно пользоваться научным аппаратом книги, справочными изделиями, каталогами, умение вести поиск необходимой информации. Полезно ознакомиться с правилами библиографической работы в библиотеке института.

Методика работы с литературой предусматривает и ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать и закрепить их в памяти. Конспект ускоряет повторение материала, экономит время при повторном обращении к ранее проделанной работе.

Особую роль в самостоятельной работе слушателей в настоящее время приобретает умение пользоваться информационной базой, представленной в электронном виде. В связи с этим преподаватель должен уделять внимание мотивированию и обучению применять при подготовке к занятию материалы справочных правовых систем типа «Гарант» или «Консультант +».

Важная роль в повышении качества самостоятельной работы отводится консультациям. Из опыта педагогической деятельности слушателям необходимы разные типы консультаций: по форме – групповые и индивидуальные; по содержанию – проблемные, информационные, обзорные, целевые, дискуссионные; по видам – перед лекцией, перед семинаром, зачетом, экзаменом, государственным экзаменом, войсковой практикой и др. В ходе их проведения оказывается содействие слушателям в преодолении возникших трудностей при самостоятельной работе над учебным материалом.

Консультация сводится чаще всего к разъяснению сложных теоретических положений, советам по порядку подготовки, указанию литературы и т.д. Но консультация может служить и своеобразным средством контроля.

При оказании помощи в организации самостоятельной работы большое внимание необходимо уделять индивидуальным консультациям. Они организуются, как правило, на добровольных началах, но в отдельных случаях преподаватель приглашает на беседу несколько слушателей и выясняет, как они разобрались в изученной литературе, дает методические рекомендации по более глубокому усвоению учебного материала. Постоянный контроль преподавателя за самостоятельной работой слушателей и планомерная помощь им в подготовке к занятию во многом предопределяют глубину знаний и качество занятий.

Контроль самостоятельной работы слушателей осуществляется преподавателем во время семинаров, практических занятий, при проведении научной работы, консультаций, зачетов, экзаменов, написании слушателями учебно-научных письменных работ, а также путем проверки конспектов. При этом преподаватель имеет возможность всесторонне оценить уровень самостоятельности работы, узнать индивидуальные особенности каждого из слушателей. Обычно после проведения двух-трех таких занятий преподаватель может выявить наиболее слабые стороны в подготовке того или иного слушателя и затем дать ему конкретные рекомендации по изучению необходимых вопросов и различной литературы и источников.

Повышение места и роли самостоятельной работы слушателей – одно из важнейших условий высокой эффективности учебно-воспитательной работы преподавателя. Практически эта проблема может решаться путем обучения слушателей института методике самостоятельной работы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 9001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.