КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные закономерности ощущений
Свойства ощущений Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений: зрительные, слуховые и т.д. Качество может варьировать внутри своего вида. Например, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкость. Зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.д. Интенсивность – количественная характеристика ощущения. Определяется силой действующего раздражителя и состоянием (функциональным) рецептора. Длительность – временная характеристика. Определяется временем действия раздражителя, его интенсивностью и состоянием воспринимающего органа чувств. Латентный период (скрытый) – это тот отрезок времени, который проходит между моментом воздействия раздражителя на орган чувств и возникновением ощущения. Для различных видов ощущений он не одинаков: Для вкусовых – 50 миллисекунды; для тактильных –130 млсек.; для болевых – 370 млсек. Подобно тому, как ощущение не возникает сразу, оно сразу и не исчезает после прекращения воздействия раздражителя. Это и есть последствие – инерция ощущений. Например – кинематограф. Пространственная локализация раздражителя – это пространственный анализ, т.е. где источник ощущений, где раздражитель. Количественные характеристики ощущений выражаются в порогах чувствительности, интенсивности ощущения, скорости адаптации рецепторов. Абсолютный нижний порог ощущений данной модальности – эта такая величина стимула, при которой возникает ощущение. Раздражители меньшей силы называются подпороговые. Они ощущения не вызывают, хотя и не безразличны организму. Для каждого анализатора своя величина порога чувствительности. Между чувствительностью и порогом ощущений существует обратная зависимость: Е = 1 / Р, где Е – чувствительность; Р – пороговая величина. Чувствительность анализатора ограничивается не только нижним порогом, но и верхним порогом ощущения – это максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение (а не болевое). Пороги слухового ощущения: от 16 – 20 герц до 20000 герц. Величина абсолютных порогов может изменяться в зависимости от различных условий – характера деятельности, возраста человека, физического состояния, силы и длительности раздражителя. Относительный или дифференциальный (разностный) порог – это наименьшая величина различий между раздражителями, когда они ощущаются как различные. Обозначается дельта I, а I – это величина действующего стимула. Между ними существует зависимость: дельта I / I = const. Это закон Бугера-Вебера. Для одного и того же анализатора эта константа сохраняется, а для разных она различна. Для слухового анализатора const = 0,1; для зрительного 0,01. Закон Вебера–Фехнера называют основным психофизическим законом: S = K Lg I + C где S – интенсивность ощущений; I – сила раздражителя; С – константа; К – коэффициент. Согласно этому закону для того, чтобы сила ощущения, т.е. интенсивность (S) выросла от 0 до 1, необходимо, чтобы величина вызвавшего его раздражителя (I) возросла в 10 раз. Формула показывает: 1) ощущения изменяются непропорционально силе воздействующих стимулов; 2) сила ощущений растет гораздо медленнее, чем величина стимулов. Пороги чувствительности не являются постоянными, они способны изменяться. Законы изменения: Адаптация – это изменение чувствительности анализаторов под воздействием внешнего раздражителя Она бывает трех видов: 1. Адаптация как полное исчезновение ощущений 2. Как притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя – это негативная адаптация. 3. Повышение чувствительности под влиянием более слабого раздражителя – позитивная адаптация. Скорость адаптации различна для различных анализаторов. Чувствительность может изменяться и под влиянием внутренних факторов. Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. Под воздействием слабого раздражителя одной модальности благодаря механизму иррадиации возбуждения в коре головного мозга повышается чувствительность другой модальности. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора, ощущения, характерного для другого анализатора. Т.е. из одной модальности в другую. Чаще возникают зрительно-слуховые и слухо-вкусовые синестезии.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |