Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раздеа 3




Механизмы развития стоматологических заболеваний. Под редакцией Л. П. Чурилова, ЭЛБИ-СПб, 2006 г, 552 стр.

Структура и содержание разделов

Структура и содержание дисциплин

Структура и содержание программы

Объем специальных дисциплин (модулей) и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего часов Семестры
 
Аудиторные занятия всего    
В том числе:    
Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа    
Общая трудоёмкость: 3 з.е.=108ч. =2 недели    
    № п/п   Разделы дисциплины Семестр Недели семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Рубежные контрольные точки и итоговый контроль (формы контроля)  
Лекции Семинар Прак. занят. Самост. работа
  Клиническая анатомия и оперативная хирургия, 27 часов.       -     Тестирование, опрос, реферат, решение тестовых задач
  Клиническая патологическая физиология, 36 часов   14-15   -     Тестирование, опрос, реферат, решение тестовых задач
  Клиническая фармакология, 45 часов.       -     Тестирование, опрос, реферат, решение тестовых задач
Итого: 108 ч = 2 недели.   14-15   -     Зачёт в конце 15-й недели
№ п/п Наименование дисциплины, трудоёмкость в часах Содержание дисциплины (в дидактических единицах). Требования к результатам усвоения дисциплины.
  Клиническая анатомия и оперативная хирургия, 27 часов. 1.1. Топографо-анатомические области тела человека. 1.2. Основы учения об анатомической изменчивости и его клиническое значение. 1.3. Учение о хирургической операции. 1.4. Хирургический инструментарий. 1.5. Области, фасции, клетчаточные пространства челюстно-лицевой области и шеи. Их границы, сообщения. Особенности костно-мышечно-фасциальных пространств в возрастном аспекте. Топография сосудисто-нервных образований. 1.6. Анатомо-топографическое обоснование техники проведения разрезов (локализация, направление, глубина и др.) при вскрытии абсцессов и флегмон, оперативных вмешательств при переломах костей лица, восстановительной и реконструктивной хирургии. 1.7. Операции при оказании экстренной хирургической помощи: остановку кровотечения в ране и на протяжении; первичную и вторичную хирургическую обработку ран лица и шеи; коникотомию, верхнюю, среднюю и нижнюю трахеостомию; лечебные мероприятия при шоке и асфиксии; 1.8. Амбулаторные операции: простое удаление зубов; операция удаления полуретенированного, дистопированного зуба с использованием бормашины; альвеолотомия; резекция верхушки корня зуба; гемисекция; ампутация корня зуба; цистэктомия; остановка луночкового кровотечения различными методами в зависимости от источника; устранение перфорации верхнечелюстного синуса местными тканями с использованием щечно-десневого лоскута или лоскута с неба; операция перикоронаротомия; операция перикоронароэктомия; вскрытие и дренирование поднадкостничного абсцесса; вскрытие и дренирование абсцессов в полости рта и поверхностных клетчаточных пространств челюстно-лицевой области; лечение гнойной раны; удаление доброкачественные опухоли небольших размеров слизистой оболочки полости рта и кожи челюстно-лицевой области.  
  Клиническая патологическая физиология, 36 часов. 2.1. Основные понятия «общей нозологии», «общая этиология», «общий патогенез». Норма, здоровье, переходные состояния организма между здоровьем и болезнью (предболезнь). Барьерные функции организма и их нарушения. Гематосаливарный барьер. Понятие о патологическом процессе, патологической реакции, патологическом состоянии, типовом патологическом процессе. Современные представления о болезни. Периоды и продолжительность болезни. Исходы. 2.2. Определение понятия «реактивность организма», «резистентность организма». Взаимосвязь реактивности и резистентности. Виды реактивности организма. Факторы индивидуальной реактивности. Понятия о механизмах индивидуальной реактивности. Роль реактивности в болезни. 2.3. Типовые патологические процессы. Острое неспецифическое воспаление Определение. Классификация. Этиология и патогенез воспаления как типового патологического процесса. Роль медиаторов воспаления. Биологическое значение воспаления. Внешние признаки воспаления и основные механизмы их развития. Местное и общее при воспалении. Тактика врача при лечении острого воспаления. Этиология и патогенез воспалительных процессов в челюстно-лицевой области. Принципы коррекции. Хроническое воспаление. Виды, этиология, патогенез. Отличие острого воспаления от хронического. Последствие хронического воспаления в полости рта. 2.4. Ответ острой фазы. Лихорадка. Характеристика понятия «Ответ острой фазы». Медиаторы ответа острой фазы. Явления недомогания и защитно-приспособительные реакции. Белки острой фазы. Механизмы развития ответа острой фазы. Определение понятия «лихорадка». Этиология. Понятие об экзогенных и эндогенных пирогенных веществах (первичных и вторичных). Механизмы лихорадочной реакции. Стадии. Изменения и нарушения функций органов и систем при лихорадке. Биологическое значение лихорадки. Лихорадка как компонент ответа острой фазы. 2.5. Типовые патологические процессы и типовые нарушения функций органов и систем организма при заболеваниях челюстно-лицевой области, их причины, механизмы формирования, исходы, принципы этиотропной и патогенетической терапии; Острое и хроническое воспаление в ротовой полости. Принципы прогнозирования течения острого воспаления в челюстно-лицевой области. Изменение функции слюнных желёз при лихорадке. Патофизиологическое обоснование применения пиротерапии в стоматологии. 2.6. Понятие о кислотно-основном состоянии. Роль КОС в развитии кариеса, воспалительных заболеваний пародонта и патологии слизистой оболочки полости рта. Принципы регуляции КОС в полости рта. 2.7. Лейкоцитозы. Определения понятия. Виды лейкоцитозов по этиологии и патогенезу. Абсолютный и относительный лейкоцитоз. Виды абсолютных лейкоцитов, их значения в клинике. Лейкопения определения понятия. Виды лейкопении по этиологии и патогенезу. Абсолютные лейкопении, их виды, значение для клиники. Агранулоцитозы как особый вид абсолютных лейкопений. Проявления в полости рта.
  Клиническая фармакология, 45 часов. 3.1. Предмет, задачи, основные понятия и термины клинической фармакологии (КФ). КФ как основа рациональной фармакотерапии. Основные разделы клинической фармакологии. Современная номенклатура лекарственных препаратов, типы названий.. Фармакодинамика и фармакокинетика, их содержание. Комплаентность, факторы, которые на нее влияют. Принципы выбора лекарственных средств для терапии различных нозологических форм. 3.2. Клиническая фармакокинетика, её содержание. Основные фармакокинетические процессы. Значение фармако-кинетических процессов для эффективного и безопасного применения лекарственных средств. Основные фармакокинетические процессы. Всасывание ЛС; факторы, влияющие на всасывание, особенности всасывания у детей. Влияние пищи и рН желудка на всасывание ЛС в ЖКТ. Понятие об эффекте «первого прохождения». Его значение. Преимущества и недостатки в/м пути введения ЛС. Лекарственные формы с контролируемым высвобождением, их особенности и разновидности. Распределение ЛС. Резервуары ЛС в организме. Связывание ЛС с белками плазмы, клиническое значение. Виды метаболических превращений ЛС; понятие о пролекарстве. Факторы, влияющие на метаболизм ЛС. Пути экскреции ЛС из организма. Фундаментальная гипотеза фармакокинетики, её значение. Закономерности изменения концентрации ЛС в крови (пиковая концентрация, площадь под фармакокинетической кривой). Основные фармакокинетические параметры. Биодоступность ЛС, её значение; факторы, влияющие на биодоступность. Период полувыведения ЛС, равновесная концентрация, общий клиренс ЛС, их значение. 3.3. Нежелательные лекарственные реакции. Определение понятий: побочные эффекты ЛС, токсические эффекты ЛС, передозировка ЛС. Понятия нежелательные явления и нежелательные лекарственные реакции (НЛР). Идиосинкразия. Особые виды токсического действия. Классификация НЛР по степени тяжести. Нелекарственные факторы, способствующие развитию НЛР: зависящие и не зависящие от больного. Лекарственные факторы, способствующие развитию НЛР: первичные, вторичные. Разновидности НЛР в зависимости от локализации, методы профилактики и коррекции. Понятие о псевдоаллергических реакциях. 3.4. Клиническая фармакология антибиотиков: - бета-лактамные антибиотики (пенициллины, цефалоспорины); - карбапенемы, аминогликозиды, макролиды, линкозамиды. Механизм действия. Основные эффекты, общие показания и противопоказания. Нежелательные реакции при применении антибиотиков. Лекарственные взаимодействия антибиотиков. 3.5. Клиническая фармакология антибиотиков: - фторхинолоны, гликопептиды, ко-тримоксазол, фузидовая кислота, рифампицин; - метронидазол, хлорамфеникол, нитрофураны, противогрибковые, противовирусные, противопаразитарные лекарственные средства. Механизм действия. Основные эффекты, общие показания и противопоказания. Нежелательные реакции при применении антибиотиков. Лекарственные взаимодействия антибиотиков. 3.6. Клиническая фармакология нестероидных противовоспалительных средств (НПВС) Классификация НПВС, механизм действия. Основные эффекты НПВС, общие показания и противопоказания. Нежелательные лекарственные реакции при применении НПВС. Лекарственные взаимодействия НПВС.  
№ п/п Содержание Трудоёмкость (час)
  Раздел 1  
  Клиническая анатомия и оперативная хирургия  
  1. Аудиторная работа  
  а) Лекции  
  Топографо-анатомические области тела человека. Основы учения об анатомической изменчивости и её клиническое значение.    
  Учение о хирургической операции. Хирургический инструментарий.    
  Области, фасции, клетчаточные пространства челюстно-лицевой области и шеи. Их границы, сообщения. Особенности костно-мышечно-фасциальных пространств в возрастном аспекте. Топография сосудисто-нервных пучков.  
  б) Практические занятия  
  Анатомо-топографическое обоснование техники проведения разрезов (локализация, направление, глубина и др.) при вскрытии абсцессов и флегмон, оперативных вмешательств при переломах костей лица, восстановительной и реконструктивной хирургии.    
  Операции при оказании экстренной хирургической помощи, амбулаторные операции при травмах и заболеваниях челюстно-лицевой области.  
  в) Семинарские занятия- не предусмотрены  
  в) Рубежный контроль:  
  Контрольные точки: 1. Тестирование 2. Решение ситуационных заданий 3. Устный опрос 4. Проверка практических навыков и умений  
  2. Самостоятельная внеаудиторная работа  
  а) Обязательная  
  Формы работы  
  · Работа со специальной литературой  
  · Выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для самостоятельной работы  
  · Работа с тестами для самоподготовки  
  · Самостоятельная отработка практических умений и навыков  
  · Подготовка к рубежному контролю  
  Виды контроля  
 
  • Проверка рабочих тетрадей для самостоятельной работы
 
  · Тестирование  
  · Опрос  
  · Приём практических умений и навыков  
  б) Необязательная  
  Форма работы  
  · Участие в конкурсе рефератов, защита рефератов  
  · Участие в заседаниях СНК  
 
  • Эвристический поиск
 
  Раздел 2  
  Клиническая патологическая физиология  
  1. Аудиторная работа  
  а) Лекции  
  Основные понятия: «общая нозология», «общая этиология», «общий патогенез». Норма, здоровье, переходные состояния организма между здоровьем и болезнью (предболезнь). Понятие о патологическом процессе, патологической реакции, патологическом состоянии, типовом патологическом процессе. Современные представления о болезни. Периоды и продолжительность болезни. Исходы.    
  Реактивность организма, роль реактивности в болезни.    
  Типовые патологические процессы. Острое неспецифическое воспаление. Ответ острой фазы. Лихорадка.  
  б) Практические занятия  
  Типовые патологические процессы и типовые нарушения функций органов и систем организма при заболеваниях челюстно-лицевой области. Особенности острого и хронического воспаления в ротовой полости. Принципы прогнозирования течения острого воспаления в челюстно-лицевой области. Изменение функции слюнных желёз при лихорадке. Патофизиологическое обоснование применения пиротерапии в стоматологии.    
  Лейкоцитозы. Определения понятия. Виды лейкоцитозов по этиологии и патогенезу. Абсолютный и относительный лейкоцитоз. Виды абсолютных лейкоцитов, их значения в клинике. Лейкопения определения понятия. Виды лейкопении по этиологии и патогенезу. Абсолютные лейкопении, их виды, значение для клиники. Агранулоцитозы как особый вид абсолютных лейкопений. Проявления в полости рта.    
  Понятие о кислотно-основном состоянии. Роль КОС в развитии кариеса, воспалительных заболеваний пародонта и патологии слизистой оболочки полости рта. Принципы регуляции КОС в полости рта.    
  в) Семинарские занятия – не предусмотрены  
  в) Рубежный контроль:  
  Контрольные точки: 1. Тестирование 2. Решение ситуационных заданий 3. Устный опрос  
  2. Самостоятельная внеаудиторная работа  
  а) Обязательная  
  Формы работы  
  · Работа со специальной литературой  
  · Выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для самостоятельной работы  
  · Работа с тестами для самоподготовки  
  · Самостоятельная отработка практических умений и навыков  
  · Подготовка к рубежному контролю  
  Виды контроля  
 
  • Проверка рабочих тетрадей для самостоятельной работы
 
  · Тестирование  
  · Опрос  
  · Приём практических умений и навыков  
  б) Необязательная  
  Форма работы  
  · Участие в конкурсе рефератов, защита рефератов  
  · Участие в заседаниях СНК  
 
  • Эвристический поиск
 
  Раздел 3  
  Клиническая фармакология  
  1. Аудиторная работа  
  а) Лекции  
  Предмет, задачи, основные понятия и термины клинической фармакологии (КФ). КФ как основа рациональной фармакотерапии. Основные разделы клинической фармакологии. Современная номенклатура лекарственных препаратов, типы названий.. Фармакодинамика и фармакокинетика, их содержание. Комплаентность, факторы, которые на нее влияют. Принципы выбора лекарственных средств для терапии различных нозологических форм.    
  Клиническая фармакокинетика и фармодинамика, их содержание, значение в лечении больного.    
  Нежелательные лекарственные реакции.    
  б) Практические занятия  
  Нежелательные лекарственные реакции. Определение понятий: побочные эффекты ЛС, токсические эффекты ЛС, передозировка ЛС. Понятия нежелательные явления и нежелательные лекарственные реакции (НЛР). Идиосинкразия. Особые виды токсического действия. Классификация НЛР по степени тяжести. Нелекарственные факторы, способствующие развитию НЛР: зависящие и не зависящие от больного. Лекарственные факторы, способствующие развитию НЛР: первичные, вторичные. Разновидности НЛР в зависимости от локализации, методы профилактики и коррекции. Понятие о псевдоаллергических реакциях.    
  Клиническая фармакология антибиотиков: - бета-лактамные антибиотики (пенициллины, цефалоспорины); - карбапенемы, аминогликозиды, макролиды, линкозамиды. Механизм действия. Основные эффекты, общие показания и противопоказания в стоматологии. Нежелательные реакции при применении антибиотиков. Лекарственные взаимодействия антибиотиков  
  Клиническая фармакология антибиотиков: - фторхинолоны, гликопептиды, ко-тримоксазол, фузидовая кислота, рифампицин; - метронидазол, хлорамфеникол, нитрофураны, противогрибковые, противовирусные, противопаразитарные лекарственные средства. Механизм действия. Основные эффекты, общие показания и противопоказания в стоматологии. Нежелательные реакции при применении антибиотиков. Лекарственные взаимодействия антибиотиков  
  Клиническая фармакология нестероидных противовоспалительных средств (НПВС) Классификация НПВС, механизм действия. Основные эффекты НПВС, общие показания и противопоказания в стоматологии. Нежелательные лекарственные реакции при применении НПВС. Лекарственные взаимодействия НПВС.    
  в) Семинарские занятия- не предусмотрены  
  в) Рубежный контроль:  
  Контрольные точки: 1. Тестирование 2. Решение ситуационных заданий 3. Устный опрос  
  2. Самостоятельная внеаудиторная работа  
  а) Обязательная  
  Формы работы  
  · Работа со специальной литературой  
  · Выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для самостоятельной работы  
  · Работа с тестами для самоподготовки  
  · Самостоятельная отработка практических умений и навыков  
  · Подготовка к рубежному контролю  
  Виды контроля  
 
  • Проверка рабочих тетрадей для самостоятельной работы
 
  · Тестирование  
  · Опрос  
  · Приём практических умений и навыков  
  б) Необязательная  
  Форма работы  
  · Участие в конкурсе рефератов, защита рефератов  
  · Участие в заседаниях СНК  
 
  • Эвристический поиск
 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Раздел 1

а) Основная литература:

1. И. И. Каган, С. В. Чемезов. ГЭОТАР-Медиа, Топографическая анатомия и оперативная хирургия, 2011, 672 стр.

2.Типовые тестовые задания по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов медицинских вузов / В.Г.Владимиров [и др.] – Москва ФГОУ «ВУНМЦ» Росздрава – 2007. Разделы: «Голова», «Шея».

 

б) Дополнительная литература:

1. Э. А. Базикян Стоматологический инструментарий. Цветной атлас. ГЭОТАР-Медиа, 2007, 168 стр.

2. Э. Гуцан, Ю.И. Вернадский, П.Д. Годорожа и др. Челюстно-лицевые операции, Витебск: Белмедкнига, 1997.

3. В. И. Козлов, Т. А. Цехмистренко. Анатомия ротовой полости и зубов. Издательство Российского Университета дружбы народов, 2009, 160 стр.

4. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Литвиненко Л.М., Атлас анатомии человека для стоматологов. 2011 г., 600 стр.

5. Семенов Г. М., Лебедев В. А. Топографическая анатомия и оперативная хирургия для стоматологов, редактор Маслова Е., Питер, 2012, 304 стр.

 

Раздел 2

а) Основная литература:

1. Патофизиология. Учебник для студентов лечебного, педиатрического, санитарно-гигиенического факультетов медицинских вузов. (Ред. А.И.Воложин, Г.В.Порядин), Изд. Академия. Том 1,2,3. 2006.

3. А.Б.Денисов. Патофизиология зубочелюстной системы. М., 2008. 137с.

б) Дополнительная литература:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. – М.: ГЭОТАР – Медицина, 2007. – 496 с.

2. Одонтогенные воспалительные заболевания. Руководство для врачей. Ред. Т.Г. Робустов. М. Медицина. 2006. 662с.

3. Практикум по патофизиологии. Для стоматологического факультета (3 издание). Под редакцией проф. А.И.Воложина Составители: Проф. А.Б.Денисов, проф.А.Г. Русанова, доц. Р.А.Дружинина, доц. Т.И.Сашкина, доц В.Н.Матвеева.-М., 2009. 101с.

 

а) основная литература:

1. Д.А. Харкевич. Фармакология: учебник. 10-е изд., М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008,

2. Д.А. Харкевич. Основы фармакологии, М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008.

б) дополнительная литература:

1. Барер Г.М., Зорян Е.В. Рациональная фармакотерапия в стоматологии, 2006, 568 стр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.