Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Произведение искусства в просвете бытия истины: М. Хайдеггер и Х. Ортега-и-Гассет

Произведение в дегуманизированном мире: Х. Ортега-и-Гассет

Испанский экзистенциалист Х. Ортега-и-Гассет в работе «Тема нашего времени» (1923), фиксирует связь витального (жизненный) мира и мира культуры, создающей трансвитальный порядок и предполагающий от человека приспособление к этому трансвитальному миру. Человеческая жизнь разворачивается как бы в двух мирах – жизненном мире и мире культуры. Для него неприемлемо противопоставление этих двух миров и тем более обособление мира культуры в самостоятельную область, возвышающуюся над жизнью.

Трактовка культуры как «духовной культуры», обладающей автономностью и отчужденной от жизни, возникла в 19 в., в рамках немецкого рационализма, подчеркнувшего самоценность истины и справедливости, самодостаточность искусства и культуры, превратившего произведения культуры в нечто бесстелесное, в духовную реальность, наделенную собственным смыслом и собственной ценностью.Ортега исходит из начальной и трагической антиномичности жизни и культуры. Эта антиномичность (противоречие между 2мя состояниями) жизни икультуры.

1) Путь умаления жизни ради спасения культуры. «культурный прогрессизм» - культура как мир ценностей. Для Ортегикультурализм, прогрессизм, футуризм, утопизм являются выражениями одного и того же негативного отношения к жизни.

2) Путь релятивизма – кмаляет объективную ценность культуры и подчеркивает значимсть жизни, спонтанных жизненных актов и функций. Культурв редуцируется к жизненным потребностям и фукциям. Культура сводится к эмпирически-витальной реальности и служит одним из приспособительных средств.

Такие подходы неверны. Ортега говорит: «Нет культуры без жизни, нет духовности без жизненности». Жизнь должна быть осмыслена в размерности культуры, а культура должна быть жизненной.

Э. обращается к различным формам культурного творчества, к творческим актам в различных областях культуры – живописи, поэзии, прозе. Представители Э. обратились к художественным творениям, пытаясь осмыслить творчество культуры. Исходный пункт Э. – художественноетврение, а не акт творчества, предмет культуры, а не процесс созидания культуры. Для Хайдеггера и Ортеги исходным началом размышлений об искусстве является специфическая вещность произведений. Попытка определить, что такое искусство, начинается с фиксации и раскрытия своеобразия их вещности.

Под Вещностью Хайдеггер не имеет в виду материал, краски, холст или живописное мастерство художника. Для него важно, как в произведении раскрывается сущность вещей, как демонстрируется дельность изделия. В произведении искусства воспроизводится и наглядно демонстрируется не просто сущность отдельного предмета, а всеобщая сущность вещей как таковых, которая светится в произведениях культуры, способ жизни в мире забот.

Каждое произведение искусства и культурного творчества оказывается просветом бытия.В не отражается свет бытия, раскрывается его истина. Произведения культуры раскрывают сущность вещей.

Произведения культуры возникают в напряженности неба и земли, в споре этих стихий. Мир раскрывается произведением культуры, земля же скрывает и замыкает; мир основывается на земле, а земля не может обходиться без разверстых просторов мира – антиномичность культурного творчества и его результатов.

Мир созданных вещей, мир произведений искусства и мир слова – это самоговорение бытия, «сказ бытия». Наиболее адекватной формой этого сказа бытия, его самообнаружения, самораскрытия является поэзия. Она формирует новые смыслы и формы выявления смысловых структур бытия. Для Хайдеггера «язык – это обитель бытия, а человек – его пастух».

Произведение искусства – это тот просвет, который открывает бытие. Мир культуры Хайдеггер не отделяет от мира вещей, создаваемых деятельным свершением. Для него это единый мир, а способ анализа мира вещей, созданных в деятельном свершении, тот же самый, что и способ анализа произведений искусства. Лишь в эпоху новоевропейской метафизики (филос. Учение о первичных основах бытия), господство техники, в эпоху современной цивилизации изготовление вещей превращается в фабрикацию вещей, все более удаляющуюся от худ.творчества. Мышление и поэзия – определяющая деятельность в вопросе культуры.

Ортега–и-Гассет обращается не к творческим культурным актам, а к созданному, объективно существующему произведению культуры, в котором он выявляет 2 стороны, 2 рода существования: 1) определенная структура качеств, доступная восприятию

2) В каждом творении культуры воплощена определенная структура ценностей, которая выявляется нашей способностью оценивать.

В статье «Адам в раю» Ортега обращает внимание на то, что в каждом произведении искусства сущетвуют 2 слоя: 1.вещный мир – вещность картины

2.некое неразложимое ирреальное смысловое целое, которому нет прямыхсоответсвий в природе. Картина – это смысловая связь живописных элементов.

Сверхтемы разных искусств: в живописи – игра света и тени, в романе – эмоциональная и психологическая жизнь героев.

Мир культуры интрасубъективен. Он не имеет аналогов в реальном мире и вместе с тем он не субъективен.

По Ортеге, мир культуры – это мир идеальных объектов, мир феноменов, в которых светится смысл, это универсум совершенных и смысловых феноменов. За структурой реальных качеств нужно увидеть структуру смыслов. В реальных качествах и в материале роихведения культуры светится смысл, обретший в произведениях культуры своя явь и плоть. Идет процесс дереализации мира, а чаще всего дегуманизация искусства, что он связывает с отказом искусства от изображения человеческого бытия.

Обращаясь к истории авангардизма, Ортега показывает, что дегуманизация искусства не ограничилась дереализацией человеческого бытия, но нашла свое выражение в стремлении избежать реальных форм в изображении или описании мира, в стремлении замкнуть произведение искусства в мире искусства, в превращении искусства и всей культуры в игру символов и знаков, в тяготении к иронии, в одностороннем стремлении к повышению исполнительного мастерства, в акценте на технику в живописи, в скульптуре, в кино и

пр.

Критика современного дегуманизирующего искусства, абстракционизма и авангардизма связана с осмыслением Ортегой исторического феномена, который тот назвал «восстанием масс». В этом феномене он зафиксировал не просто включение в исторический процесс широких масс, а формирование массовой культуры, омассовление общества. В критике и массовой культуры, и омассовления общественной жизни – заслуга Ортеги.

Э. впервые показал недостаточность аксиологической философии культуры, определения культуры как системы ценностей.; сделал предметом философского анализа сопряженность произведений культуры и бытия, Э. выявил неииследовавшиеся стороны жизни культуры – двуплановость произведений культуры, онтологический статус произведений искусства, понятых как просвет бытия, их смысловую нагруженность.

Таким образом, вопрос экзистенциализм и культура нужно рассматривать двояко:

1) что говорили философы-экзистенциалисты о культуре;

2) как экзистенциализм как философское учение повлияло на культуру своего времени – пик 50-60-гг XX в. в контексте Э. как интеллектуальный фактор развития культуры XX век.

Основными итогами деятельности Э. для художественнй культуры являются отношение к области искусства как к спасительному убежищу, очищающему человека от невзгод мира. Более значительным стал вклад самой художественной культуры в становление Э.

 

В России родоначальник Э. – Николай Александрович Бердяев. Культура символична по своей природе, во всех ее проявлениях выражается духовная жизнь. В культуре русский философ находит 2 начала: «консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности». В культуре нет и не может быть никакого революционного, разрушительного начала, которое враждебно ей по существу. Для европейского ареала Бердяев видит одну настоящую культуру – античную (Греко-римскую); «и никакой другой культуры в Европе не существует», - категорично утверждает он. Русские приобщились к этой культуре через Византию, Западная Европа через католическую церковь; мы – к греческой культуре; Запад – к римской. Церковь, согласно Бердяеву, является главным гарантом сохранения европейской культуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Три слова или основы цифровой фотографии | Производные простых функций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.