Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует выработке творческого мышления. История относится к числу важнейших общественных наук.
Предмет исторической науки – движение общества во времени, прошлое и настоящее стран, народов, человечества, отдельных сторон деятельности общества.
Содержанием истории является исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни.
Важнейшими задачами истории являются: 1) изучение исторического процесса с целью лучшего понимания действительности; 2) объяснение явлений и событий с позиций объективности; 3) поиск причинно- следственных связей как основы событий; 4) пробуждение исторической памяти, национального самосознания; 5) воспитание патриотизма, ответственности за судьбу страны.
История выполняет несколько социально-значимых функций. Первая - познавательная, интеллектуально-развивающая, состоящая в самом изучении исторического развития человечества. Вторая функция – практико-политическая. Ее сущность в том, что история как наука, выявляя закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс. Третья функция - мировоззренческая. Фактическая сторона истории является фундаментом, на котором выстраивается наука об обществе. Четвертая функция – патриотическо-воспитательная. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества.
История и сама является многоотраслевой наукой. Она подразделяется на экономическую историю, политическую историю, гражданскую и военную историю, историю государства и права, историю религии и т.д.
К историческим наукам также относятся: этнография, изучающая быт и культуру народов; археология, изучающая историю по вещественным источникам древности. Существует также ряд вспомогательных исторических дисциплин. К их числу относятся: палеография, изучающая рукописные памятники и старинное письмо; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; топонимика, генеалогия, нумизматика, краеведение и т.д.
По широте объекта изучения история подразделяется на: всемирную историю, историю континентов, историю отдельных стран и народов и т.д. Таким образом, история Беларуси – часть всемирной истории, объектом изучения которой является история нашей страны, вклад народа Беларуси в мировой процесс развития.
Более двух тысяч лет назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и сегодня. Представители идеалистической концепции считают, что дух, разум, сознание первичны и более важны, чем материя и, что именно они основа исторического процесса. Материалистическое направление считает, что материальная жизнь определяет сознание людей и экономические процессы определяют и духовное развитие.
Современная отечественная историческая наука использует диалектико-материалистический метод исследования, который рассматривает развитие общества как естественно-исторический процесс, что определяется историческими закономерностями и находится под воздействием объективных факторов (деятельности масс, классов, партий, личностей).
Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип историзма требует рассмотрения всех фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Принцип объективности требует учитывать реальный набор фактов, относящихся к рассматриваемому явлению.
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, обязывает соотносить классовые и групповые интересы с общечеловеческими.
Принцип альтернативности определяет степени вероятности событий на основе анализа реальностей и возможностей.
Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
|
|
|
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет