КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура Беларуси на современном этапеС середины 1980-х гг. начинаются перемены в области культуры Беларуси. В период перестройки важное значение приобрел вопрос о роли и месте белорусского языка в обществе. За расширение сферы применения белорусского языка выступала интеллигенция, а также неформальные объединения молодежи. Кроме языкового вопроса, общественность поднимала проблему сохранения историко-культурного наследия и всестороннего возрождения белорусской культуры. 1991 год положил начало новому этапу истории белорус- ской культуры. Конституция Республики Беларусь обязывает уважать национальные традиции, беречь историко-культурное наследие белорусского народа, гарантирует свободное развитие всех национальных общностей, живущих в стране. Вместе с тем существенным препятствием для культурного развития стал экономический кризис, приведший к сокращению государственных расходов на потребности культуры. Либерализация общественно-политической жизни способствовала появлению новых тем в литературе и искусстве. Развитие образования и науки. С середины 1980-х гг. в СССР началась реформа общеобразовательной, профессио-нальной и высшей школы. При реформировании системы образования обеспечивались преемственность и свободный доступ к любой ее ступени, разнообразие содержания и форм обучения, расширение возможностей для индивидуального развития личности. Обеспечивались более тесные контакты обучения и производственной деятельности, включение учеников в систематический, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд. Несмотря на кризисные явления в социально-экономической сфере, белорусское образование сохранило свой потенциал. В общеобразовательных школах был введен курс основ информатики и вычислительной техники, созданы специализированные средние учебные заведения - лицеи и гимназии. Они должны были обеспечить более основательную подготовку учащихся по избранным областям знаний (гуманитарной, технической или природоведческой). На разных уровнях проводились предметные олимпиады по физике, математике и другим дисциплинам. Победители республиканского этапа имели право поступать в высшие учебные заведения без всту-пительных экзаменов по дисциплине олимпиады. Практико-валось совмещение выпускного экзамена за среднюю школу с вступительным экзаменом в высшие учебные заведения. В 1990-е гг. в Республике Беларусь начала проводиться реформа общеобразовательной школы, связанная с переходом на двенадцатилетний срок обучения в средней школе. Она предусматривала переход к обязательной десятилетней базовой школе. Среднее образование предполагалось получать в последних 11-ми 12-м классах или путем профессионального образования. Последние классы имели целью специализиро- ванную подготовку учеников по разным направлениям (природоведческо-математическим, гуманитарным,технологическим, общеобразовательным). В связи с невозможностью реализовать в полном объеме намеченное реформой и недостатками в ее проведении в 2008 г. было принято решение прекратить реформу по переходу к двенадцатилетнему обучению и осуществлять среднее образование молодежи в одиннадцатилетней школе. В профессионально-технических училищах вместе с получением общего среднего образования учащиеся проходили подготовку по 420 профессиям. Более 10 профессиональнотехнических училищ объявили себя учебными заведениями, которые дают одновременно профессионально-техническую и среднюю специальную подготовку. Средние специальные учебные заведения обеспечивают подготовку кадров для хозяйства и культуры. Часть техникумов была преобразована в колледжи, где одновременно осущест-влялась подготовка специалистов средней квалификации и специалистов повышенного уровня. Последние имели возмож-ность поступать сразу на III курс высшего учебного заведения. В высших учебных заведениях были введены новые специальности, связанные с научно-техническим прогрессом - по робототехнике, электронному приборостроению, новым химическим технологиям, биотехнологиям и др. Расширилась подготовка специалистов в области экономики, права, социальной работы. Белорусские ученые проводят важные исследования практически во всех областях знаний. Постепенно возобновляются утраченные ранее связи с учеными России и стран бывшего СССР, осуществляются контакты с научной общественностью зарубежных стран. Развитие науки должно обеспечить устой- чивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь, повышение уровня жизни населения. Литература. Перемены в социально-экономической и общественно-политической жизни Беларуси нашли отражение в литературе. Политика гласности и демократизации жизни способство-вала появлению произведений, посвященных проблеме поли-тических репрессий. Были опубликованы повести-воспомина-ния С. Граховского, Ф. Олехновича и др. Тему репрессий под-нимал в своих произведениях В. Быков. Белорусы получили возможность ознакомиться с произведениями белорусских пи-сателей-эмигрантов, ранее не публиковавшимися в Беларуси. Авария на Чернобыльской АЭС и ее последствия явились важной темой художественной литературы. И. Шамякин соз-дал роман «Злая зорка», где совершил попытку осмыслить значение этой катастрофы. Ряд писателей также развивали чернобыльскую тему в своем творчестве. Вторая половина 1980-х - 1990-е гг. - период возрастания интереса писателей и поэтов к историческому прошлому. Не случайно в это время возникает ряд художественных произ-ведений, посвященных различным событиям и лицам из исто-рии Беларуси. Не обходят современные авторы и тему Вели-кой Отечественной войны, хотя она и не является доминиру-ющей, как в предыдущие десятилетия. Новые произведения вышли из-под пера белорусских поэтов Н. Гилевича, Г. Буравкина и др. Театр, музыка. В сложных экономических условиях сере-дины 1980-1990-х гг. развивалось театральное искусство Бела-руси. Количество профессиональных театров в Беларуси даже увеличилось с 17 в 1985 г. до 21 в 1991 г. В 1990-е гг. возникли новые профессиональные и любительские драматические теа- тры. Главную роль в театральном искусстве играли профессио-нальные государственные коллективы. На высоком уровне работали Национальный академический театр имени Я. Купа- лы, Национальный академический театр имени Я. Коласа (в Витебске), Национальный академический театр оперы, Нацио-нальный академический театр балета, Национальный акаде- мический драматический театр имени М. Горького, Государ- ственный музыкальный театр, Белорусский республиканский театр юного зрителя, Белорусский государственный театр ку- кол, областные драматические и кукольные театры. Основу репертуара белорусских театров составляет драма- тургия белорусских авторов, русская и зарубежная классика. Современная белорусская драматургия отразила интерес к исторической тематике, фольклорным сюжетам. Дальнейшее развитие получило музыкальное искусство. Много сделали и продолжают делать для развития музыкаль- ной культуры Беларуси такие известные композиторы, ру- ководители музыкальных коллективов и исполнители, как В. Ровдо, М. Дриневский, М. Козинец, С. Кортес, Д. Смоль- ский, В. Солтан и др. В центре концертной деятельности сегодня находятся Бе- лорусская государственная филармония и областные филар- монии. В Республике Беларусь работают высокопрофессио- нальные коллективы: Академический хор Национальной теле- радиокомпании, Государственный академический народный хор имени Г. Цитовича, Государственная академическая хоро- вая капелла имени Г. Ширмы, Государственный академиче- ский симфонический оркестр, Государственный академиче- ский народный оркестр имени И. Жиновича, хореографиче- ский ансамбль «Хорошки» и др. Широкую популярность в Беларуси и за ее пределами приобрел Государственный кон- цертный оркестр Республики Беларусь под руководством М. Финберга. В последние годы были созданы Государствен- ный камерный хор, Минский оркестр духовых инструментов «Немига» и другие творческие коллективы. Значительное ме- Культура Беларуси на современном этапе 509 сто в музыкальной жизни страны занимают лучшие образцы эстрадного песенного творчества. Беларусь, Россия и Украина с 1992 г. в Витебске ежегодно со- вместно проводят праздник песни «Славянский базар». Подъе- му уровня мастерства молодых исполнителей содействует фе- стиваль в Молодечно, ставший с 1993 г. традиционным. Изобразительное искусство и архитектура. Важные изме- нения произошли и в тематике произведений изобразитель- ного искусства. Одной из основных тем стала историческая, которая имеет выраженный национально-романтический уклон. Главными героями произведений являются идеализи- рованные персонажи из национальной истории. Часть худож- ников обращается к очень популярной сегодня экологической тематике, прежде всего чернобыльской катастрофе. Для монументального искусства характерен отказ от гран- диозных монументов абстрактно-символического смысла. В 1990-е гг. характерным признаком времени стали памятни- ки в честь воинов-интернационалистов. В 1996 г. в Минске был открыт памятник воинам, погибшим в Афганистане, ко- торый известен как «Остров слез». Памятники и мемориаль- ные доски в честь воинов-афганцев установлены в Орше, Ре- чице, Барановичах. Обращение к исторической тематике на- блюдается в белорусской скульптуре. Так, были установлены памятники Кириллу Туровскому в Турове, Франциску Скори- не в Лиде, Рогнеде и Изяславу в Заславле, Евфросинье Полоц- кой в Минске и Речице. Ряд памятников посвящен деятелям белорусской науки и культуры более поздних времен. Современная белорусская архитектура характеризуется воз- рождением исторических и национальных традиций в сочета- нии с новыми материалами и строительными технологиями. Архитекторы активно используют элементы, присущие бело- русскому зодчеству предыдущих эпох: зубчатые или криволи- нейные завершения стен, полуциркульные окна, ниши, арки, колонны и др. Современные архитектурные тенденции отчет- ливо проявляются в спортивных сооружениях, вокзалах, бан- ковских комплексах, а также в жилищной архитектуре. К наи- более интересным сооружениям можно отнести Дворец Ре- спублики, автовокзал «Московский», новый железнодорож- ный вокзал и здание Национальной библиотеки в Минске, ле- довые дворцы в Минске, Витебске, Гродно, Гомеле. В послед- ние годы возводится много культовых сооружений различных конфессий. Одной из важнейших задач политики государства в области культуры является сохранение памятников отече- ственной истории и культуры. В последние годы в республике проводится целенаправленная работа не только по возвраще- нию историко-культурного наследия, но и по реставрации па- мятников истории и культуры Беларуси. Большие реставра- ционные работы в конце 1980-х - 1990-е гг. проводились в Мирском замке. В соответствии с постановлением Совета Ми- нистров Несвиж получил статус Национального заповедника Республики Беларусь. Необычайную ценность для Беларуси имеет Полоцкий историко-культурный заповедник. Проводи- лась реставрация памятников архитектуры на Новогрудчине, Лидского замка, Борисоглебской (Коложской) церкви и Ста- рого замка в Гродно, Благовещенской церкви в Витебске, исто- рической застройки древнебелорусских городов. В Минске на площади Свободы было восстановлено здание ратуши. Физическая культура и спорт в Республике Беларусь. За- нятия молодежи и всего населения физической культурой и массовым спортом рассматриваются в Республике Беларусь в качестве одного из средств укрепления здоровья нации, фор- мирования здорового образа жизни. Министерством спорта и туризма была разработана Государственная программа по формированию здорового образа жизни на 2002-2006 гг., одо- бренная Советом Министров Республики Беларусь. Обеспечению возможности заниматься физической куль- турой и массовым спортом всем категориям населения содей- ствует функционирование в стране 226 стадионов, 26 спортив- ных манежей, 231 плавательного бассейна, 4778 спортивных залов, 715 мини-бассейнов в детских дошкольных учреждени- ях. К услугам населения также базы олимпийской подготовки «Стайки», «Раубичи», «Ратомка», дворцы спорта, тенниса, ле- довые дворцы, более 9,6 тыс. открытых спортивных площа- док. В Республике Беларусь работают свыше 23 тыс. специали- стов физической культуры и спорта, в их числе около 7,5 тыс. преподавателей физической культуры. Физическое воспитание около 3 млн дошкольников, уча- щихся и студентов осуществляется во время проведения учеб- ных занятий по физической культуре. В соответствии с про- граммой «Дети Беларуси», утвержденной Президентом Респу- блики Беларусь, проходят республиканские фестивали «Спорт и искусство», «Олимпийцы среди нас», слеты «Рождественские старты» детей из школ-интернатов, детей-сирот и детей из рай- онов, пострадавших от последствий чернобыльской катастро- Республика Беларусь в международном сообществе 511 фы. Популярность среди детей и подростков приобрели сорев- нования по футболу «Кожаный мяч» и по хоккею «Золотая шайба» на призы Президента Республики Беларусь, республи- канские зимние и летние спартакиады по месту жительства. Проводятся также зимние и летние спартакиады допризывной молодежи по многоборью комплекса «Защитник Отечества». На промышленных и сельскохозяйственных предприяти- ях, в организациях созданы коллективы и клубы физической культуры. Около 1 млн (почти 10% населения страны) зани- маются физической культурой по месту учебы, труда и жи- тельства в спортивных секциях, оздоровительных группах, клубах и физкультурно-оздоровительных центрах. Физическая культура и массовый спорт в Республике Бела- русь - это здоровый образ жизни населения, здоровье нации, будущего поколения.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |