Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступление в мусульманском уголовном праве




Источники мусульманского уголовного права

Основными источниками мусульманского права являются источники ислама как религии - Коран и Сунна, в основе которых лежит, согласно мусульманской вере, божественное откровение, и которые, с одной стороны, закрепляют основы мусульманской веры, культа, этики, но и с другой стороны, определяют и основные принципы мусульманского права. Последнее же по своей сущности и своим задачам направлено на воплощение идеалов религии ислама.

Однако в тех случаях, когда нормы Корана и Сунны были сформулированы в двусмысленной, неопределенной форме, мусульманско-правовая доктрина, путем толкования их, создавала нормы, могущие быть примененными на практике. Такое толкование, детализация, уточнение могли значительно расходиться с буквой Священного писания. Например, за прелюбодеяние в Коране установлена ответственность в виде бичевания. Доктрина же в некоторых случаях требует смертной казни путем побивания камнями, чего нет в Коране.

В общем выделяют следующие семь источников классического мусульманского права: Коран (Священное писание), Сунна (свод преданий о Мухаммеде и его сподвижниках), Тефсир (текстуальное толкование Корана), Иджма (единогласное мнение авторитетнейших богословов), Кийас (аналогия), Фетва (решения или юридические консультации лица, обладающего соответствующей религиозной и юридической властью), Урф (обычай), и Канун (закон, нормативный акт)[3].

В классическом мусульманском уголовном праве отсутствовала Общая часть в нашем понимании. Общих норм и институтов, равно применимых ко всем деяниям Особенной части не было выделено: они описывались применительно к тем или иным преступлениям самостоятельно и могли, вследствие этого, различаться. Например, не существовала система наказаний, как исчерпывающий перечень их видов, расположенных в определенном порядке. В классическом мусульманском уголовном праве перечень видов наказания являлся открытым[4].

Ислам – это не только религия, но и целая правовая система, направленная на соблюдение прав и свобод личности, а также предусматривающая его обязанности и ограничения - шариат. Неудивительно, что в рамках этой системы существует и такое понятие, как преступление, и, следовательно, должны быть методы противодействия с этим негативным явлением.

Мусульманское уголовное право рассматривает две формы преступной деятельности: первая состоит в нарушении запрещенного законом, а вторая - в неисполнении предписанного законом или общественною властью. Как и в европейском законодательстве, первая форма в мусульманском законодательстве карается строже второй.

Согласно исламскому праву, чтобы виновный в нем понес соответствующее наказание, преступление должно быть непременно совершено. Поэтому при покушении на преступление применяется исправительное наказание. Всякое преступление рассматривается как таковое лишь в том случае, если оно уже совершено. Равным образом не карается и голый умысел на совершение преступления.

Введение в шариат божественного проведения и ре­лигиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобра­зии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомер­ного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и мо­рально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозво­ленные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию.

Уголовные преступления, как и другие запретные, порицаемые и неодобряемые поступки, определяются шариатом в качестве нарушения «границ Аллаха» (худуд Аллах). В Коране по этому поводу сказано, что есть устав божий, который нельзя нарушать, и под которым подразумеваются запреты на самые разнообразные формы нарушения социально- правовых и семейно-бытовых отношений, значительная часть которых восходит еще к доисламским нормам и установлениям.

Исламское правосудие защищает пять категорий:

-душу;

-религию;

-разум;

-имущество;

-честь.

Убийство – это преступление против души;

вероотступничество (ридда) от ислама - подрыв религии;

употребление опьяняющих напитков - разрушение разума;

воровство - покушение на имущество;

прелюбодеяние - покушение на честь.

§ 3.Субъект преступления

В соответствии с шариатом ответственность за совершенное преступление может наступать только для живого, разумного, то есть, вменяемого, обладающего свободой воли человека. В соответствии с нормами шариата дети не несут ответственности за совершенные поступки в соответствии с хадисом пророка: «Не записываются поступки трех - ребенка пока не достигнет совершеннолетия, спящего пока не проснется, слабоумного, пока не обретет разум»[5].

Интерес представляет собой возраст достижения уголовной ответственности лица, то есть, совершеннолетия. Несовершеннолетний возраст в мусульманско-правовой традиции делится на три периода.

Первый длится с рождения до семи лет. До семи лет не наступает никакой ответственности, за исключением гражданской.

Второй период - с семи до пятнадцати лет. В этом возрасте за совершение несовершеннолетним лицом уголовно-наказуемого деяния может быть наложена ответственность в виде уплаты выкупа на его семью или родовую группу (род, клан, и т. д.). Так же к лицам этого возраста совершившим преступление, могут быть применены меры по надзору и исправлению. Третий период наступает по достижении лицом пятнадцатилетнего возраста. С этого момента лицо считается способным полностью нести уголовную ответственность за совершенные преступления.

При этом, по мнению большинства ученых, а также мусульманских богословов, совершеннолетие определяется половой зрелостью, и если же она не наступила до 15 лет, то с этого возраста человек является совершеннолетним. По мнению Абу Ханифы (основателя Ханафитской школы мусульманского права, общепринято как наиболее демократичной из пяти), есть вероятность того, что созревание будет и после пятнадцати лет, и по этой причине нельзя выносить решение до тех пор, пока имеется сомнение, по этой причине он определил возраст наступления совершеннолетия без наступления половой зрелости 18 лет[6].

Под невменяемостью в мусульманском уголовном праве понимается психическое состояние, исключающее способность лица различать добро и зло и выбирать между ними, и (или) исключающее способность лица знать, что такой выбор существует[7].

Если хроническое психическое заболевание нарушает способность разума индивида понимать разницу между добром и злом таким образом, как, например, если индивид не понимает того, что является злом - кража или причинение вреда здоровью человека, то лицо, больное данным заболеванием и совершившее в данном состоянии уголовно-наказуемое деяние, признается невменяемым и освобождается от уголовной ответственности. Мусульманское уголовное право также исключает уголовную ответственность по признаку невменяемости и в случаях кратковременных психических расстройств, если они лишают человека способности различать добро и зло. Таким образом, мы видим, что в мусульманском уголовном праве, хотя и не называются прямо и могут показаться на первый взгляд абстрактными, но, тем не менее, как и в российском уголовном законодательстве, на равне с медицинским критерием присутствует и психологический (юридический) критерий невменяемости. В качестве психологического (юридического) рассматривается способность различать добро и зло, а в качестве медицинского - наличие того или иного психического заболевания.

Помимо вышеперечисленных - хронического и кратковременного психических расстройств, мусульманское право не исключает признание невменяемым и лица, страдающего иным психическим заболеванием, которое влияет на способность отличать добро от зла, таким, например, как эпилепсия. Лица, страдающие слабоумием приравниваются в соответствии с их психическим состоянием к какому-либо из трех периодов несовершеннолетнего возраста и, отсюда, могут либо нести, либо не нести уголовную ответственность (смотря к какому возрасту по интеллектуальному развитию на данный период определят лицо).

Лицо, совершившее преступление, будучи вменяемым, а затем заболевшее психическим заболеванием, не освобождается от уголовной ответственности. Правовые толки маликитов и ханифитов, однако, полагают, что привлечение к уголовной ответственности должно быть отложено до выздоровления[8]. Психическое расстройство, возникшее после вынесения приговора не влечет отложения исполнения наказания. Но если осуждение было основано на признании осужденным своей вины, то исполнение наказания откладывается до того момента, когда лицо по своему психическому состоянию будет способно подтвердить признание или отречься от него. Хроническая амнезия может признаваться в некоторых случаях исключающей уголовную ответственность, например в случае похищения чужой собственности лицом, ошибочно полагающим, что это имущество является его собственностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.