Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникационная потребность — функциональное свойство субъектов активно реагиро­вать на рассогласование между наличным и нормальным состоянием их сознания. 1 страница




Потребность — это функциональное свойство жи­вых систем активно реагировать на рассогласование меж­ду наличными и нормальными внешними и внутренними условиями их жизнедеятельности.

В. 28.

В. 27.

В. 26.

В.24.

В 23

В 22.

В.21.

В.20

В.19.

В.18.

В.17.

В.16

В. 15.

В 14.

В 13.

В 12.

В 11.

В.10.

В9.

В 8.

В.7

В 6.

В 5.

В.3

В 2.

В1.

Объект познания – это некоторая часть материального или нематериального мира, существующая независимо от нашего знания о ней. Мы можем только назвать объект, перечислить его внешние отличительные признаки, и этих априорных знаний достаточно для того, чтобы начать в принципе бесконечное изучение этого объекта, Но охватить за раз объект в целом, во всех его многообразных связях и отношениях, с учетом его бесчисленных свойств и аспектов, невозможно. Поэтому разные науки (теории, учения), изучающие данный объект, выделяют одну или несколько его граней, на которые направляется познающая мысль. Эти грани выбираются исследователем не произвольно, а в зависимости от его научных установок и называются предметом познания. Предмет познания существует не в объективной действительности, а в сознании познающего субъекта. Это часть наших знаний об объекте. Предмет познания не содержится в познаваемом объекте, а формируется путем абстрактного мышления исследователя, исходя из традиций и методологии данной науки (теории, учения).

Элементарная схема коммуникации:

Коммуникант – сообщение – реципиент

Коммуникация – взаимодействие между субъектами опосредованного некоторым субъектом.

Коммуникации свойственна целесообразность.

Научное определение.

Коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.

Различают три равномерных хронотопа

1. Генетический

2. Психический или личностный

3. Социальный

Различают 4 типа коммуникаций:

1. Материальная (транспорт, энергетическая, миграция населения, эпидемии и др.)

2. Генетическая

3. Психическая или внутриличностная

4. Социальная или общественная

Три последних типа образуют смысловую коммуникацию.

Социальная коммуникация - есть движение смыслов в социальном времени и пространстве.

Коммуникационное понимание имеет 3 формы

-реципиент получает новое для него знание (ком. познание)

- реципиент, получивший сообщение не постигает его глубокий смысл, ограничиваясь коммуникационным восприятием.

- реципиет запоминает, понимает, но не воспринимает (псевдокоммуникация)

 

Коммуникационная деятельность – это движение смыслов в социальном пространстве.

В 4. Коммуникационное действие - завершенная операция смыслового воздействия, происходящая без смены деятельности участников коммуникации.

Субъектами преследуются три цели:

1. Реципиет желает получить от коммуниканта некоторые привлекательные для него смыслы

2. Коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на его поведение.

3. Коммуникант и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими то смыслами.

Три формы ком. Действия:

1. Подражание – воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта

Может быть произвольным и непроизвольным

Подражание это один из способов живой социальной памяти.

Подражание это объект-субъектное отражание, где активную роль играет реципиент, а коммуникант пассивный объект для подражания.

2. Диалог – это форма ком. Взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участниками являются два субъекта это субъект-субъектные отношения.

3. Управление – это ком. Действие когда коммуникант рассматривает рецпиента как средство достижения своих целей. Устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление может быть в форме приказа (власть)

В форме внушения (пропаганда, рекламная проповедь)

В форме убеждения при помощи логически выстроенной аргументации

Форма заражения (азарт, ораторское искусство)

Социальное пространство – это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между людьми.

Социальное время - интуитивно ощущение течения соц. Жизни, переживаний современниками.

Смыслы представляют собой знания, умения, стимулы, эмоции.

Виды коммуникационной деятельности, где в качестве активного субъекта выступает Индивидуальная личность, либо группа, либо массовая совокупность – называются соответственно микро, миди, и макро коммуникациями.

Микрокоммуникация – на межличностном уровне это усвоение форм поведений, умений, внешних атрибутов выбранного образца для подражания (копирование образца), обмен идеями, доводами, предположениями между собеседниками (беседа), либо указания для исполнения их подчиненным (команда)

- на групповом уровне возможны референция, руководство коллективом (лидерство в группе)

- на массовом уровне социализация, освоение человеком общепринятых норм, идеалов, верований.

Авторитаризм – деспотичное управление массами подвластных людей.

Мидикоммуникация – имеет 5 форм.

- мода, основывается на подражании, передача в социальном пространстве вещественных форм, образцов поведения и идей эмоционально привлекательных для соц. Групп.

- переговоры, способ достижения соглашений и разрешение конфликтов между соц. Группами.

- адаптация в среде (миграция, религия.)

- Групповая иерархия, где контакты между группами четко регламентированы.

-руководство обществом (художники, поэты)

Макрокоммуникаци я- взаимодействие культур, информационная агрессия

Массовая коммуникация – это создание единого соц. Поля на основе процесса, включающего в себя с одной стороны извлечение, переработку, и передачу с помощью быстродейственных технических средств социально значимой информации осущ. Спец. Институтами., а с другой - прием и усвоение этой информации численно большими, рассредоточенными аудиториями.

Уровни коммуникационной деятельности (межличностная, групповая, массовая.)

Массовая коммуникация – это создание единого соц. Поля на основе процесса, включающего в себя с одной стороны извлечение, переработку, и передачу с помощью быстродейственных технических средств социально значимой информации осущ. Спец. Институтами., а с другой - прием и усвоение этой информации численно большими, рассредоточенными аудиториями

на межличностном уровне это усвоение форм поведений, умений, внешних атрибутов выбранного образца для подражания (копирование образца), обмен идеями, доводами, предположениями между собеседниками (беседа), либо указания для исполнения их подчиненным (команда)

- мода, основывается на подражании, передача в социальном пространстве вещественных форм, образцов поведения и идей эмоционально привлекательных для соц. Групп.

- переговоры, способ достижения соглашений и разрешение конфликтов между соц. Группами.

- адаптация в среде (миграция, религия.)

-руководство обществом (художники, поэты)

Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящих в обмене инфо познавательного или аффективного характера.

Социальная психология выделяет три стороны общения:

-перцептивная – процесс восприятия партнерами в общении и установление взаимодействия

- коммуникативная – процесс обмена инфо между людьми. передача инфо возможна с помощью знаков и знаковых систем. Есть коммуникации: вербальные и невербальные.

-интерактивная – организована взаимодействием между индивидами

-групповая интеграция

-конкуренция

-конфликт.

Интерактивная сторона характеризуется

- уместностью принятых управленческих решений

+-четким распределением обязанностей среди собеседников.

-умелым разрешением конфликтов

Вербальная коммуникация осуществляется по средствам речи.

Речь – это естественный звуковой язык, т. е. система фонетических знаков, включающих два принципа: лексических и синтаксических. При помощи речи случается кадирование декодирование информации.

перцептивная – процесс восприятия партнерами в общении и установление взаимодействия

- коммуникативная – процесс обмена инфо между людьми. передача инфо возможна с помощью знаков и знаковых систем. Есть коммуникации: вербальные и невербальные.

-интерактивная – организована взаимодействием между индивидами

 

Невербальная коммуникация – общение без слов, основные знаковые системы:

1 Оптикокенетическую систему

Визуальные виды общения

Пара и экстраленгвистическую

Организация пространства и времени

Жесты, мимика, позы, (оптикокенетическая)

Тембр, диапозон, тональность (пара, пауза, смех - экстраленгвистическая)

Совокупность этих средств призвана исполнять следующие функции:

-дополнение речи

-замещение речи

-репрезинтация эмоциональных состояний партнера.

Игра представляет собой общение между собой в 3 вариантах.

- игра в рамках невербальной коммуникации (спортивные)

-Игра в рамках вербальной коммуникации (кроссворды, ребусы)

- игра, сочетающая вербальную и невербальную коммуникацию (драматическое искусство)

Игра- творческое – коммуникационное действие

Археокультура – праздники, ритуалы, первобытное искусство

Палеокультура – игра стала досуговой деятельностью (праздники, турниры, карнавалы)

В это время наметилось два русла: народная культура, носившая игровой характер

Элетарно-профессиональная культура с неигровыми нормами.

Неокультура - возникновение индустрии досуга. Появилась 3-я культура. –коммерческая массовая культура.

Постнеокультура – ПК игры.

1. Игра есть свободная деятельность.

2. Игра не преследует математических продуктов, получение их. Главная цель игры - выигрыш.

3. Достижение выйгрыша требует новаторских решений. Поэтому игра – это творческая продуктивная деятельность.

4. Игра противостоит обыденной реальной жизни (замкнутость игрового пространства), использование, костюмов, масок, обособлением игроков, незыблемостью добровольно принятых правил.

разными. В зависи­мости от цели игры делятся на четыре типа:

Игра-маскарад, заключающаяся в том, чтобы скрыть подлинные намерения, действительное состояние играю­щего субъекта, его личность. Целью игры в этом случае является манипулирование партнером, зрителями, публи­кой, управление ими желательным образом. Игра-маска­рад используется в микрокоммуникации — психотехника Д. Карнеги яркий тому пример, в партийной пропаганде, в информационный войнах (см. параграф 2.3). Ясно, что игра-маскарад — это односторонняя игра.

Игра-иллюзия — другой пример односторонней игры, но только игры субъекта с самим собой, самоманипулиро­вание. Цель состоит в уходе в виртуальные фантастичес­кие миры в поисках психической разгрузки, гедонисти­ческих переживаний, в бегстве от обыденной обязаловки. Игра-иллюзия по-видимому лежит в основе фольклорного творчества, чтения запоем литературы, и в основе компью­терных игр, увлекающих сказочной фантастичностью своих виртуальных миров.

Игра-разгадка заключается в познании, раскрытии, разоблачении действительной, но скрытой, замаскирован­ной сущности человека, события, загадочного объекта. Здесь возможны три случая, которые представляют собой разные варианты объект-субъектных отношений: объект умышленно вовлекается в игру самим субъектом с целью распознания его сущности; объект специально предлага­ется разгадывающему, субъекту (реципиенту), чтобы он проявил свою догадливость, эрудицию, интуицию, напри­мер шарады, загадочные рисунки и т. п.; субъект исполь­зует объект для подражания ему.

Игра-состязание («агональная» игра от лат. «агон» — публичное состязание, публичный бой) представляет со­бой двустороннюю игру, субъект-субъектный диалог, суть которого состоит в борьбе с целью добиться победы, до­казать свое превосходство. Сюда можно отнести азартные игры, игры шанса, лотереи и т. п., представляющие собой «игру с судьбой». Псевдоигра — это игра, утратившая творческую со­ставляющую, но сохранившая коммуникационную состав­ляющую, заключенную в игровой форме. Псевдоигра не обладает непринужденностью, добровольностью, непред­сказуемостью результата, наоборот, — она представляет собой обязательную последовательность предопределен­ных действий, отступления от которой не допускаются. Эти действия есть коммуникационные вербальные или невербальные действия, лишенные творческого содержа­ния. Поэтому псевдоигру можно определить как нетвор­ческое коммуникационное действие. Псевдоигры делятся на трудовую повинность и ритуал.

 

 

Социальная память – это движение смыслов в социальном времени.

Существует три вида памяти:

-генетическая

-психическая

-социальная

Структура соц. Памяти общества.

Соц. Смыслы бывают естественные и искусственные

 

Естественные – смыслы, передаваемые генетически

Искусственные – смыслы культуры.

Соц память состоит из двух слоев

Социальная – бессознательная (генетическая) (инстинкты)

Культурное наследие состоит из 1) неовеществленной части в виде национального языка, обычаев, знаний, умений от предыдущих поколений или созданные данным поколением.

Овеществленные части состоят из памятников культуры в виде артефактов (искусственно созданное изделие, документов и освоенной обществом природы (пашни, скот, полезные ископаемые).

Неовеществленную часть культурного наследия можно назвать духовной культурой, а овещ.- материальной культурой. Слои социальной памяти:

-памятники культуры

- общественное сознание (культурное наследие)

- социальное бессознательное (социальный менталитет)

Социальный менталитет - живая социальная память представляющая собой единство осознанных и неосознанных смыслов.

Групповая социальная память

Малая группа (семья, команда, бригада, компания)

Малая группа это сумма индивидуальных памятей их членов, значимая только в пределах групп.

Большие социальные группы – это совокупность людей, обладающих общими соц признаками.

- соц. Демографические группы (возраст, пол, национальность, образование)

-производственно-экономические (профессия, имеющие цензу сословия, класс, принадлежность)

-общественные объединения (партии, профсоюзные молодежные организации, религиозные конфессии)

Массовые совокупности делятся на:

-эпизодические (болельщики, зрители)

-стабильные (города, села, деревни)

Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. Наличие связи — необходимое условие всякой коммуникационной деятельности, в какой бы форме она ни осуществлялась (подражание, управление, диалог). Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства.

Естественные коммуникационные каналы – использующие врожденные, присущие человеку средства для передачи смыслового сообщения в физическом пространстве (вербальные и невербальные каналы)

Искусственные коммуникационные каналы – это канал иконических документов (графические изображения, живопись)

• канал иконических документов — графические (на кости, на камне, на дереве) и живописные (одноцветные или многоцветные на стенах пещер) изображения;

• канал символьных документов — амулеты, украше­ния, талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный маги­ческий смысл, а также языческие идолы и вообще изобра­жения богов.

Невербальные и вербальные каналы послужили основой для формирования устной коммуникации, а иконические и символьные для документной коммуникации

Невербальный канал — древнейший из коммуникаци­онных каналов, возникший в ходе биологической эволю­ции задолго до появления человека. Он представляет со­бой наследие зоокоммуникации, свойственной высшим животным. Содержание зоокоммуникации — демонстра­ция переживаемых эмоциональных состояний — гнев, боль, страх и т. д. Животными используются звуковые сигналы, позы, движения, напоминающие жесты. Напри­мер, щенок виляет хвостом, когда он доволен, прижимает уши и оскаливает клыки, когда притворяется сердитым. Невербальный канал активно используется в процессе микрокоммуникации между людьми, и мы специально рассмотрим его особенности.

Вербальный канал доступен только роду человечес­кому, обладающему речевой способностью, способностью пользоваться естественным языком. Подчеркнем, что ре­чевая способность — отличительный признак хомо сапи­енс, для реализации этой способности потребовались нейрофизиологические и анатомические преобразования в телесности пралюдей: образование асимметрии головно­го мозга, выделение центров управления говорением и пониманием речи («речевые зоны» в мозгу), развитие ар­тикуляционного аппарата, грациализация челюстей и т. п. Домашние животные не могут говорить именно потому, что они не имеют природных предпосылок для этого. Поэтому вербальный канал, подобно невербальному каналу, пра­вомерно считать естественным.

Художественные каналы:

-музыка и танец

-поэзия и риторика

-графика и живопись

-скульптура и архитектура

-театр

Общественная коммуникационная система – это структурная совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений коммуникационных каналов и служб, располагающих материально-техническими ресурсами и профессиональными кадрами.

ОКС – овеществленная коммуникационная культура в различные эпохи.

Словесность- уровень ком культуры когда все культурные смыслы передаются по средствам устной коммуникации

Книжность – когда передается по средствам документной ком.

Мультимедиа передает с помощью электронной ком.

Первая техническая революция произошла в 19 веке, вторая в 20 веке.

. В XIX веке произошла про­мышленная революция, благодаря которой документная коммуникация обрела полиграфическую и целлюлозно-бумажную промышленность, обеспечившую многотысяч­ные тиражи газет, журналов, книг и огромный книжный рынок.

Вместе с тем, появились технические изобретения, зна­чительно расширившие коммуникационные возможности исходных каналов: невербальный канал обогатился фото­графией, а вербальный получил звукозапись (изобрете­ние фонографа Т. Эдисоном в 1877 г.); благодаря телефо­ну (запатентован А. Беллом в 1876 г.) вербальная коммуникация избавилась от пространственных ограничений; телеграф, изобретенный еще раньше (1832 г. — русский изобретатель П. Л. Шиллинг, 1837 г. — американский изобретатель С. Морзе), позволил мгновенно передавать текстовые сообщения с одного материка на другой; фото­графия бросила вызов реалистической живописи, а кино (1895 г.) было объявлено могильщиком театра. На стыке исков изобрели радио (1895 г. — А. Попов, 1897 г. — Г. Маркони). Произошла, можно сказать, первая техническая революция в сфере социальных коммуникаций.

Вторая явилась основой для появления электронной коммуникации.

Мультимедиа – текст+ движущееся изображение+ звук

Электронная коммуникация.

Основателем является Маршал Маклюэн. В 60 г. 20 века вышла книга «Галактика Гутенберга», «Медиум – это послание»

Археокультурная словесность соответствует общин­ной ОКС (см. табл. 5.1). Общинная коммуникационная система — это первобытнообщинная коммуникационная система, в которой все члены общины выступают в роли и коммуникантов, и реципиентов, используя для переда­чи смысловых сообщений четыре исходных канала.

Перечислим некоторые особенности археокультурной словесности:

1. Общинная коммуникационная система отличалась первобытным равенством, и социальная однородность (бесклассовость) первобытных общин сопровождалась синкретичностью (слитностью) вербальных, музыкаль­ных, иконических каналов в языческих ритуальных священнодействиях. Впоследствии из этой синкретичности выросли изобразительное искусство (первобытная живо­пись, графика, орнамент, скульптура), исполнительское искусство (музыка, танец), наконец, поэзия и фольклор как искусство слова. Творцами первобытных культурных смыслов, образовавших содержание общинной коммуни­кации, были неведомые нам гениальные художники, му­зыканты, артисты, поэты.

2. Обожествление слова, которое нашло отражение в мировых религиях. Господь, как известно, творил мир не действиями, а словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все через Него начало быть» (Иоан. 1:1―3); «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие, 1:3). В Коране написано: «Его приказ, когда он желает чего-нибудь, — только сказать ему: «Будь!» и оно бывает» (36, 81―82). В одном из гимнов Ригведы, об­ращенном к богу Агни, говорится: «Он укрепил небо истинными священными словами» (Ригведа. Мандалы I―IV. М., 1989. с. 85).

Кстати, буддизм — это культура размышления, кото­рая пошла дальше знаков и отказалась и от слов, и от чи­сел. Нирвана достигается путем самоуглубления, медита­ции, а не заклинаний.

3. Священные словеса передавались из уст в уста; их поэтика строилась так, чтобы облегчить запоминание и исключить искажения при устной передаче; этому спо­собствовали ритмический размер, повторяющиеся стан­дартные фразы, музыкальное сопровождение многих гим­нов. Даже позже, когда стала известна письменность, божественные откровения запрещалось фиксировать; они доверялись лишь слуху посвященных.

Причем нельзя считать, что недокументированная со­циальная память не надежна. Древнейший из памятников словесного искусства — собрание гимнов Ригведа датиру­ется XVIII ― XII вв. до н. э., а запись (кодификация) Ригведы состоялась только в XII ― XV вв. н. э. Очевидно, что столь сложное литературное произведение не могло сохранить­ся более трех тысяч лет в народной памяти, если бы в арий­ских племенах Индии не было бы тысячелетних традиций устного творчества, восходящих к неолитической эпохе.

4. Талантливый поэт, сказитель в дописьменных об­ществах выполнял роль летописца, служителя не текущих забот и интересов, а социальной памяти, воплощенной в мифах, легендах, преданиях. Эстетические потребности удовлетворяли лирики, способные выразить в слове и музыке эмоциональные переживания. Представление о поэте как пророке, любимце богов несомненно восходит к археокультурной словесности.

Обобщая сказанное, можно сказать, что археокультурная словесность обеспечивала, во-первых, консолидацию членов общины: люди, не владевшие общинным языком, представлялись им «немыми» или вовсе «нелюдьми»; во-вторых, организацию общественной жизни, трудовую кооперацию, обыденное общение; в-третьих, функциониро­вание неовеществленной социальной памяти, заключаю­щейся в передаче из поколения в поколение социальных норм и традиций, полезных знаний, умений и практичес­кого опыта, наконец, священного мифологического созна­ния и самосознания.

Особенности палеокультурной книжности видятся в следующих моментах:

1. Обожествление Слова, характерное для археокультуры, переносится на Книгу, Священное писание, Библию. Книжное слово становится гарантом истинности и незыб­лемости (что написано пером, не вырубишь топором). От­сюда — обычай клясться на книге (Библии, Конституции). Христианство, ислам, иудаизм — это религии Писания, где священные книги — основа конфессии.

2. Произошла социальная дифференциация населе­ния по принципу: грамотный — неграмотный. Овладение грамотой считалось немаловажным личным достижени­ем. Социальный престиж и карьера индивида зависят теперь не столько от его силы, ума, сообразительности, выносливости, сколько от школь­ной выучки, от доступа к знаниям. Человек стал зависеть от документированного культурного наследия, хотя не может освоить даже сотую его долю. У члена дописьменного общества такой зависимости нет.

3. Выделились социальные группы людей, занятых умственным, так сказать, «интеллигентским» трудом, и следовательно, использующих письмо как профессио­нальный инструмент.

4. Обретение книжностью статуса общепризнанного коммуникационного канала для передачи основных куль­турных смыслов происходило не без конкуренции со сто­роны словесности. Отказывались от письменного изложе­ния своих учений Пифагор, Сократ, Будда, Христос. Прав­да, если бы прилежные ученики не записывали их слов, мы бы не узнали даже имен этих великих учителей человечества. Письменная коммуникация, несмотря на сдержан­ность и скепсис некоторых мудрецов и пророков, вызвала преобразование всех областей духовного творчества: ми­фологическое язычество вытеснили мировые религии Писания; анонимный фольклор потеснила авторская ли­тература, которая стала авторской только благодаря письменности.

7. Письменность стала орудием просвещения и рас­пространения знаний, в том числе тайных, эзотерических.

8. В античную эпоху происходит формирование книж­ного дела как социально-коммуникационного института, включающего: изготовителей (переписчиков) манускрип­тов; торговых людей, содержащих книжные лавки; библио­теки разных типов, в том числе крупнейшую в палеокультуре научную библиотеку в Александрии.

Характерные черты мануфактурной книжной культу­ры, господствовавшей в XVI―XVIII веках, видятся в сле­дующем:

1. Мануфактурные книги количественно и качествен­но отличались от манускриптов. книги, к оформлению которых привлекались лучшие художники того времени, стали подлинными произведениями искусства. Совершен­ствовались технологические приемы набора, качество иллюстраций, титульных листов, обложки. Появились кни­гоиздательские фирмы, поддерживавшие высокие худо­жественные и научные стандарты своей продукции.

2. Манускрипты предназначались для чтения вслух неграмотной аудитории, печатные книги рассчитывались на молчаливое чтение «про себя». Соответственно изменилось Оформление текста: появились названия, разбивка на главы и разделы, спуски, поля, пробелы между словами, кра­сочные иллюстрации. Изменился литературный язык и стиль изложения, которые приспосабливались к восприя­тию зрением, а не слухом. Книгу стали рассматривать не как пособие для устной речи, а как непосредственный ис­точник знания, что вызвало следующие изменения:

• появились понятия оригинальности, ценности, но­визны содержания;

• возникло авторское право и понятие «плагиат» (в XVIII веке);

• выработались литературные жанры и стили изложе­ния, нормы литературного языка;

• образовалась читательская массовая совокупность, состоящая из незнакомых друг с другом людей, имею­щих общие взгляды и интересы (

• тиражированные в сотнях экземпляров книги нача­ли «жить своей жизнью», независимо от автора или переписчика. Они превратились в завершенные и целостные элементы овеществленной и долговре­менной социальной памяти.

3. Мануфактурная книжность послужила почвой для нормирования и распространения светских литературных языков.

4. Свойственная документам сущностная ценностно-ориентационная функция стала использоваться для до­стижения социально-прагматических целей:

Печатная книга с самого начала сделалась орудием свет­ского просвещения.

5. Переход от рукописания к книгопечатанию углубил и расширил дифференциацию книжного дела; возник ряд специализированных социальных институтов, в том чис­ле: книгоиздательский (редакционная подготовка + поли­графическое размножение документов), книготорговый, библиотечный и библиографический. Началось формирование овеществленной социальной памяти.

Характерные особенности индустриальной книжной культуры, господствовавшей в XIX ― I половине XX века, видятся в следующем:

1. В первой половине XIX века произошла, можно ска­зать, промышленная революция в полиграфии. Книгопе­чатание включает три полиграфических процесса: изго­товление печатной формы, печатание тиража, выполне­ние брошюровочно-переплетных работ. Мануфактурная типография базируется на ручном труде печатника, кото­рый использует печатный станок, установку для отливки букв, собственную сноровку и мастерство. Индустриаль­ное производство основано на механизации всех полигра­фических процессов, сводя к минимуму участие в них ти­пографских работников. В этом состоит принципиальное отличие индустриального книгопечатания от мануфак­турного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.