КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникационная потребность — функциональное свойство субъектов активно реагировать на рассогласование между наличным и нормальным состоянием их сознания. 1 страница
Потребность — это функциональное свойство живых систем активно реагировать на рассогласование между наличными и нормальными внешними и внутренними условиями их жизнедеятельности. В. 28. В. 27. В. 26. В.24. В 23 В 22. В.21. В.20 В.19. В.18. В.17. В.16 В. 15. В 14. В 13. В 12. В 11. В.10. В9. В 8. В.7 В 6. В 5. В.3 В 2. В1. Объект познания – это некоторая часть материального или нематериального мира, существующая независимо от нашего знания о ней. Мы можем только назвать объект, перечислить его внешние отличительные признаки, и этих априорных знаний достаточно для того, чтобы начать в принципе бесконечное изучение этого объекта, Но охватить за раз объект в целом, во всех его многообразных связях и отношениях, с учетом его бесчисленных свойств и аспектов, невозможно. Поэтому разные науки (теории, учения), изучающие данный объект, выделяют одну или несколько его граней, на которые направляется познающая мысль. Эти грани выбираются исследователем не произвольно, а в зависимости от его научных установок и называются предметом познания. Предмет познания существует не в объективной действительности, а в сознании познающего субъекта. Это часть наших знаний об объекте. Предмет познания не содержится в познаваемом объекте, а формируется путем абстрактного мышления исследователя, исходя из традиций и методологии данной науки (теории, учения). Элементарная схема коммуникации: Коммуникант – сообщение – реципиент Коммуникация – взаимодействие между субъектами опосредованного некоторым субъектом. Коммуникации свойственна целесообразность. Научное определение. Коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов. Различают три равномерных хронотопа 1. Генетический 2. Психический или личностный 3. Социальный Различают 4 типа коммуникаций: 1. Материальная (транспорт, энергетическая, миграция населения, эпидемии и др.) 2. Генетическая 3. Психическая или внутриличностная 4. Социальная или общественная Три последних типа образуют смысловую коммуникацию. Социальная коммуникация - есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Коммуникационное понимание имеет 3 формы -реципиент получает новое для него знание (ком. познание) - реципиент, получивший сообщение не постигает его глубокий смысл, ограничиваясь коммуникационным восприятием. - реципиет запоминает, понимает, но не воспринимает (псевдокоммуникация)
Коммуникационная деятельность – это движение смыслов в социальном пространстве. В 4. Коммуникационное действие - завершенная операция смыслового воздействия, происходящая без смены деятельности участников коммуникации. Субъектами преследуются три цели: 1. Реципиет желает получить от коммуниканта некоторые привлекательные для него смыслы 2. Коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на его поведение. 3. Коммуникант и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими то смыслами. Три формы ком. Действия: 1. Подражание – воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта Может быть произвольным и непроизвольным Подражание это один из способов живой социальной памяти. Подражание это объект-субъектное отражание, где активную роль играет реципиент, а коммуникант пассивный объект для подражания. 2. Диалог – это форма ком. Взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участниками являются два субъекта это субъект-субъектные отношения. 3. Управление – это ком. Действие когда коммуникант рассматривает рецпиента как средство достижения своих целей. Устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление может быть в форме приказа (власть) В форме внушения (пропаганда, рекламная проповедь) В форме убеждения при помощи логически выстроенной аргументации Форма заражения (азарт, ораторское искусство) Социальное пространство – это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между людьми. Социальное время - интуитивно ощущение течения соц. Жизни, переживаний современниками. Смыслы представляют собой знания, умения, стимулы, эмоции. Виды коммуникационной деятельности, где в качестве активного субъекта выступает Индивидуальная личность, либо группа, либо массовая совокупность – называются соответственно микро, миди, и макро коммуникациями. Микрокоммуникация – на межличностном уровне это усвоение форм поведений, умений, внешних атрибутов выбранного образца для подражания (копирование образца), обмен идеями, доводами, предположениями между собеседниками (беседа), либо указания для исполнения их подчиненным (команда) - на групповом уровне возможны референция, руководство коллективом (лидерство в группе) - на массовом уровне социализация, освоение человеком общепринятых норм, идеалов, верований. Авторитаризм – деспотичное управление массами подвластных людей. Мидикоммуникация – имеет 5 форм. - мода, основывается на подражании, передача в социальном пространстве вещественных форм, образцов поведения и идей эмоционально привлекательных для соц. Групп. - переговоры, способ достижения соглашений и разрешение конфликтов между соц. Группами. - адаптация в среде (миграция, религия.) - Групповая иерархия, где контакты между группами четко регламентированы. -руководство обществом (художники, поэты) Макрокоммуникаци я- взаимодействие культур, информационная агрессия Массовая коммуникация – это создание единого соц. Поля на основе процесса, включающего в себя с одной стороны извлечение, переработку, и передачу с помощью быстродейственных технических средств социально значимой информации осущ. Спец. Институтами., а с другой - прием и усвоение этой информации численно большими, рассредоточенными аудиториями. Уровни коммуникационной деятельности (межличностная, групповая, массовая.) Массовая коммуникация – это создание единого соц. Поля на основе процесса, включающего в себя с одной стороны извлечение, переработку, и передачу с помощью быстродейственных технических средств социально значимой информации осущ. Спец. Институтами., а с другой - прием и усвоение этой информации численно большими, рассредоточенными аудиториями на межличностном уровне это усвоение форм поведений, умений, внешних атрибутов выбранного образца для подражания (копирование образца), обмен идеями, доводами, предположениями между собеседниками (беседа), либо указания для исполнения их подчиненным (команда) - мода, основывается на подражании, передача в социальном пространстве вещественных форм, образцов поведения и идей эмоционально привлекательных для соц. Групп. - переговоры, способ достижения соглашений и разрешение конфликтов между соц. Группами. - адаптация в среде (миграция, религия.) -руководство обществом (художники, поэты) Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящих в обмене инфо познавательного или аффективного характера. Социальная психология выделяет три стороны общения: -перцептивная – процесс восприятия партнерами в общении и установление взаимодействия - коммуникативная – процесс обмена инфо между людьми. передача инфо возможна с помощью знаков и знаковых систем. Есть коммуникации: вербальные и невербальные. -интерактивная – организована взаимодействием между индивидами -групповая интеграция -конкуренция -конфликт. Интерактивная сторона характеризуется - уместностью принятых управленческих решений +-четким распределением обязанностей среди собеседников. -умелым разрешением конфликтов Вербальная коммуникация осуществляется по средствам речи. Речь – это естественный звуковой язык, т. е. система фонетических знаков, включающих два принципа: лексических и синтаксических. При помощи речи случается кадирование декодирование информации. перцептивная – процесс восприятия партнерами в общении и установление взаимодействия - коммуникативная – процесс обмена инфо между людьми. передача инфо возможна с помощью знаков и знаковых систем. Есть коммуникации: вербальные и невербальные. -интерактивная – организована взаимодействием между индивидами
Невербальная коммуникация – общение без слов, основные знаковые системы: 1 Оптикокенетическую систему Визуальные виды общения Пара и экстраленгвистическую Организация пространства и времени Жесты, мимика, позы, (оптикокенетическая) Тембр, диапозон, тональность (пара, пауза, смех - экстраленгвистическая) Совокупность этих средств призвана исполнять следующие функции: -дополнение речи -замещение речи -репрезинтация эмоциональных состояний партнера. Игра представляет собой общение между собой в 3 вариантах. - игра в рамках невербальной коммуникации (спортивные) -Игра в рамках вербальной коммуникации (кроссворды, ребусы) - игра, сочетающая вербальную и невербальную коммуникацию (драматическое искусство) Игра- творческое – коммуникационное действие Археокультура – праздники, ритуалы, первобытное искусство Палеокультура – игра стала досуговой деятельностью (праздники, турниры, карнавалы) В это время наметилось два русла: народная культура, носившая игровой характер Элетарно-профессиональная культура с неигровыми нормами. Неокультура - возникновение индустрии досуга. Появилась 3-я культура. –коммерческая массовая культура. Постнеокультура – ПК игры. 1. Игра есть свободная деятельность. 2. Игра не преследует математических продуктов, получение их. Главная цель игры - выигрыш. 3. Достижение выйгрыша требует новаторских решений. Поэтому игра – это творческая продуктивная деятельность. 4. Игра противостоит обыденной реальной жизни (замкнутость игрового пространства), использование, костюмов, масок, обособлением игроков, незыблемостью добровольно принятых правил. разными. В зависимости от цели игры делятся на четыре типа: • Игра-маскарад, заключающаяся в том, чтобы скрыть подлинные намерения, действительное состояние играющего субъекта, его личность. Целью игры в этом случае является манипулирование партнером, зрителями, публикой, управление ими желательным образом. Игра-маскарад используется в микрокоммуникации — психотехника Д. Карнеги яркий тому пример, в партийной пропаганде, в информационный войнах (см. параграф 2.3). Ясно, что игра-маскарад — это односторонняя игра. • Игра-иллюзия — другой пример односторонней игры, но только игры субъекта с самим собой, самоманипулирование. Цель состоит в уходе в виртуальные фантастические миры в поисках психической разгрузки, гедонистических переживаний, в бегстве от обыденной обязаловки. Игра-иллюзия по-видимому лежит в основе фольклорного творчества, чтения запоем литературы, и в основе компьютерных игр, увлекающих сказочной фантастичностью своих виртуальных миров. • Игра-разгадка заключается в познании, раскрытии, разоблачении действительной, но скрытой, замаскированной сущности человека, события, загадочного объекта. Здесь возможны три случая, которые представляют собой разные варианты объект-субъектных отношений: объект умышленно вовлекается в игру самим субъектом с целью распознания его сущности; объект специально предлагается разгадывающему, субъекту (реципиенту), чтобы он проявил свою догадливость, эрудицию, интуицию, например шарады, загадочные рисунки и т. п.; субъект использует объект для подражания ему. • Игра-состязание («агональная» игра от лат. «агон» — публичное состязание, публичный бой) представляет собой двустороннюю игру, субъект-субъектный диалог, суть которого состоит в борьбе с целью добиться победы, доказать свое превосходство. Сюда можно отнести азартные игры, игры шанса, лотереи и т. п., представляющие собой «игру с судьбой». Псевдоигра — это игра, утратившая творческую составляющую, но сохранившая коммуникационную составляющую, заключенную в игровой форме. Псевдоигра не обладает непринужденностью, добровольностью, непредсказуемостью результата, наоборот, — она представляет собой обязательную последовательность предопределенных действий, отступления от которой не допускаются. Эти действия есть коммуникационные вербальные или невербальные действия, лишенные творческого содержания. Поэтому псевдоигру можно определить как нетворческое коммуникационное действие. Псевдоигры делятся на трудовую повинность и ритуал.
Социальная память – это движение смыслов в социальном времени. Существует три вида памяти: -генетическая -психическая -социальная Структура соц. Памяти общества. Соц. Смыслы бывают естественные и искусственные
Естественные – смыслы, передаваемые генетически Искусственные – смыслы культуры. Соц память состоит из двух слоев Социальная – бессознательная (генетическая) (инстинкты) Культурное наследие состоит из 1) неовеществленной части в виде национального языка, обычаев, знаний, умений от предыдущих поколений или созданные данным поколением. Овеществленные части состоят из памятников культуры в виде артефактов (искусственно созданное изделие, документов и освоенной обществом природы (пашни, скот, полезные ископаемые). Неовеществленную часть культурного наследия можно назвать духовной культурой, а овещ.- материальной культурой. Слои социальной памяти: -памятники культуры - общественное сознание (культурное наследие) - социальное бессознательное (социальный менталитет) Социальный менталитет - живая социальная память представляющая собой единство осознанных и неосознанных смыслов. Групповая социальная память Малая группа (семья, команда, бригада, компания) Малая группа это сумма индивидуальных памятей их членов, значимая только в пределах групп. Большие социальные группы – это совокупность людей, обладающих общими соц признаками. - соц. Демографические группы (возраст, пол, национальность, образование) -производственно-экономические (профессия, имеющие цензу сословия, класс, принадлежность) -общественные объединения (партии, профсоюзные молодежные организации, религиозные конфессии) Массовые совокупности делятся на: -эпизодические (болельщики, зрители) -стабильные (города, села, деревни) Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. Наличие связи — необходимое условие всякой коммуникационной деятельности, в какой бы форме она ни осуществлялась (подражание, управление, диалог). Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства. Естественные коммуникационные каналы – использующие врожденные, присущие человеку средства для передачи смыслового сообщения в физическом пространстве (вербальные и невербальные каналы) Искусственные коммуникационные каналы – это канал иконических документов (графические изображения, живопись) • канал иконических документов — графические (на кости, на камне, на дереве) и живописные (одноцветные или многоцветные на стенах пещер) изображения; • канал символьных документов — амулеты, украшения, талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный магический смысл, а также языческие идолы и вообще изображения богов. Невербальные и вербальные каналы послужили основой для формирования устной коммуникации, а иконические и символьные для документной коммуникации Невербальный канал — древнейший из коммуникационных каналов, возникший в ходе биологической эволюции задолго до появления человека. Он представляет собой наследие зоокоммуникации, свойственной высшим животным. Содержание зоокоммуникации — демонстрация переживаемых эмоциональных состояний — гнев, боль, страх и т. д. Животными используются звуковые сигналы, позы, движения, напоминающие жесты. Например, щенок виляет хвостом, когда он доволен, прижимает уши и оскаливает клыки, когда притворяется сердитым. Невербальный канал активно используется в процессе микрокоммуникации между людьми, и мы специально рассмотрим его особенности. Вербальный канал доступен только роду человеческому, обладающему речевой способностью, способностью пользоваться естественным языком. Подчеркнем, что речевая способность — отличительный признак хомо сапиенс, для реализации этой способности потребовались нейрофизиологические и анатомические преобразования в телесности пралюдей: образование асимметрии головного мозга, выделение центров управления говорением и пониманием речи («речевые зоны» в мозгу), развитие артикуляционного аппарата, грациализация челюстей и т. п. Домашние животные не могут говорить именно потому, что они не имеют природных предпосылок для этого. Поэтому вербальный канал, подобно невербальному каналу, правомерно считать естественным. Художественные каналы: -музыка и танец -поэзия и риторика -графика и живопись -скульптура и архитектура -театр Общественная коммуникационная система – это структурная совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений коммуникационных каналов и служб, располагающих материально-техническими ресурсами и профессиональными кадрами. ОКС – овеществленная коммуникационная культура в различные эпохи. Словесность- уровень ком культуры когда все культурные смыслы передаются по средствам устной коммуникации Книжность – когда передается по средствам документной ком. Мультимедиа передает с помощью электронной ком. Первая техническая революция произошла в 19 веке, вторая в 20 веке. . В XIX веке произошла промышленная революция, благодаря которой документная коммуникация обрела полиграфическую и целлюлозно-бумажную промышленность, обеспечившую многотысячные тиражи газет, журналов, книг и огромный книжный рынок. Вместе с тем, появились технические изобретения, значительно расширившие коммуникационные возможности исходных каналов: невербальный канал обогатился фотографией, а вербальный получил звукозапись (изобретение фонографа Т. Эдисоном в 1877 г.); благодаря телефону (запатентован А. Беллом в 1876 г.) вербальная коммуникация избавилась от пространственных ограничений; телеграф, изобретенный еще раньше (1832 г. — русский изобретатель П. Л. Шиллинг, 1837 г. — американский изобретатель С. Морзе), позволил мгновенно передавать текстовые сообщения с одного материка на другой; фотография бросила вызов реалистической живописи, а кино (1895 г.) было объявлено могильщиком театра. На стыке исков изобрели радио (1895 г. — А. Попов, 1897 г. — Г. Маркони). Произошла, можно сказать, первая техническая революция в сфере социальных коммуникаций. Вторая явилась основой для появления электронной коммуникации. Мультимедиа – текст+ движущееся изображение+ звук Электронная коммуникация. Основателем является Маршал Маклюэн. В 60 г. 20 века вышла книга «Галактика Гутенберга», «Медиум – это послание» Археокультурная словесность соответствует общинной ОКС (см. табл. 5.1). Общинная коммуникационная система — это первобытнообщинная коммуникационная система, в которой все члены общины выступают в роли и коммуникантов, и реципиентов, используя для передачи смысловых сообщений четыре исходных канала. Перечислим некоторые особенности археокультурной словесности: 1. Общинная коммуникационная система отличалась первобытным равенством, и социальная однородность (бесклассовость) первобытных общин сопровождалась синкретичностью (слитностью) вербальных, музыкальных, иконических каналов в языческих ритуальных священнодействиях. Впоследствии из этой синкретичности выросли изобразительное искусство (первобытная живопись, графика, орнамент, скульптура), исполнительское искусство (музыка, танец), наконец, поэзия и фольклор как искусство слова. Творцами первобытных культурных смыслов, образовавших содержание общинной коммуникации, были неведомые нам гениальные художники, музыканты, артисты, поэты. 2. Обожествление слова, которое нашло отражение в мировых религиях. Господь, как известно, творил мир не действиями, а словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все через Него начало быть» (Иоан. 1:1―3); «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие, 1:3). В Коране написано: «Его приказ, когда он желает чего-нибудь, — только сказать ему: «Будь!» и оно бывает» (36, 81―82). В одном из гимнов Ригведы, обращенном к богу Агни, говорится: «Он укрепил небо истинными священными словами» (Ригведа. Мандалы I―IV. М., 1989. с. 85). Кстати, буддизм — это культура размышления, которая пошла дальше знаков и отказалась и от слов, и от чисел. Нирвана достигается путем самоуглубления, медитации, а не заклинаний. 3. Священные словеса передавались из уст в уста; их поэтика строилась так, чтобы облегчить запоминание и исключить искажения при устной передаче; этому способствовали ритмический размер, повторяющиеся стандартные фразы, музыкальное сопровождение многих гимнов. Даже позже, когда стала известна письменность, божественные откровения запрещалось фиксировать; они доверялись лишь слуху посвященных. Причем нельзя считать, что недокументированная социальная память не надежна. Древнейший из памятников словесного искусства — собрание гимнов Ригведа датируется XVIII ― XII вв. до н. э., а запись (кодификация) Ригведы состоялась только в XII ― XV вв. н. э. Очевидно, что столь сложное литературное произведение не могло сохраниться более трех тысяч лет в народной памяти, если бы в арийских племенах Индии не было бы тысячелетних традиций устного творчества, восходящих к неолитической эпохе. 4. Талантливый поэт, сказитель в дописьменных обществах выполнял роль летописца, служителя не текущих забот и интересов, а социальной памяти, воплощенной в мифах, легендах, преданиях. Эстетические потребности удовлетворяли лирики, способные выразить в слове и музыке эмоциональные переживания. Представление о поэте как пророке, любимце богов несомненно восходит к археокультурной словесности. Обобщая сказанное, можно сказать, что археокультурная словесность обеспечивала, во-первых, консолидацию членов общины: люди, не владевшие общинным языком, представлялись им «немыми» или вовсе «нелюдьми»; во-вторых, организацию общественной жизни, трудовую кооперацию, обыденное общение; в-третьих, функционирование неовеществленной социальной памяти, заключающейся в передаче из поколения в поколение социальных норм и традиций, полезных знаний, умений и практического опыта, наконец, священного мифологического сознания и самосознания. Особенности палеокультурной книжности видятся в следующих моментах: 1. Обожествление Слова, характерное для археокультуры, переносится на Книгу, Священное писание, Библию. Книжное слово становится гарантом истинности и незыблемости (что написано пером, не вырубишь топором). Отсюда — обычай клясться на книге (Библии, Конституции). Христианство, ислам, иудаизм — это религии Писания, где священные книги — основа конфессии. 2. Произошла социальная дифференциация населения по принципу: грамотный — неграмотный. Овладение грамотой считалось немаловажным личным достижением. Социальный престиж и карьера индивида зависят теперь не столько от его силы, ума, сообразительности, выносливости, сколько от школьной выучки, от доступа к знаниям. Человек стал зависеть от документированного культурного наследия, хотя не может освоить даже сотую его долю. У члена дописьменного общества такой зависимости нет. 3. Выделились социальные группы людей, занятых умственным, так сказать, «интеллигентским» трудом, и следовательно, использующих письмо как профессиональный инструмент. 4. Обретение книжностью статуса общепризнанного коммуникационного канала для передачи основных культурных смыслов происходило не без конкуренции со стороны словесности. Отказывались от письменного изложения своих учений Пифагор, Сократ, Будда, Христос. Правда, если бы прилежные ученики не записывали их слов, мы бы не узнали даже имен этих великих учителей человечества. Письменная коммуникация, несмотря на сдержанность и скепсис некоторых мудрецов и пророков, вызвала преобразование всех областей духовного творчества: мифологическое язычество вытеснили мировые религии Писания; анонимный фольклор потеснила авторская литература, которая стала авторской только благодаря письменности. 7. Письменность стала орудием просвещения и распространения знаний, в том числе тайных, эзотерических. 8. В античную эпоху происходит формирование книжного дела как социально-коммуникационного института, включающего: изготовителей (переписчиков) манускриптов; торговых людей, содержащих книжные лавки; библиотеки разных типов, в том числе крупнейшую в палеокультуре научную библиотеку в Александрии. Характерные черты мануфактурной книжной культуры, господствовавшей в XVI―XVIII веках, видятся в следующем: 1. Мануфактурные книги количественно и качественно отличались от манускриптов. книги, к оформлению которых привлекались лучшие художники того времени, стали подлинными произведениями искусства. Совершенствовались технологические приемы набора, качество иллюстраций, титульных листов, обложки. Появились книгоиздательские фирмы, поддерживавшие высокие художественные и научные стандарты своей продукции. 2. Манускрипты предназначались для чтения вслух неграмотной аудитории, печатные книги рассчитывались на молчаливое чтение «про себя». Соответственно изменилось Оформление текста: появились названия, разбивка на главы и разделы, спуски, поля, пробелы между словами, красочные иллюстрации. Изменился литературный язык и стиль изложения, которые приспосабливались к восприятию зрением, а не слухом. Книгу стали рассматривать не как пособие для устной речи, а как непосредственный источник знания, что вызвало следующие изменения: • появились понятия оригинальности, ценности, новизны содержания; • возникло авторское право и понятие «плагиат» (в XVIII веке); • выработались литературные жанры и стили изложения, нормы литературного языка; • образовалась читательская массовая совокупность, состоящая из незнакомых друг с другом людей, имеющих общие взгляды и интересы ( • тиражированные в сотнях экземпляров книги начали «жить своей жизнью», независимо от автора или переписчика. Они превратились в завершенные и целостные элементы овеществленной и долговременной социальной памяти. 3. Мануфактурная книжность послужила почвой для нормирования и распространения светских литературных языков. 4. Свойственная документам сущностная ценностно-ориентационная функция стала использоваться для достижения социально-прагматических целей: Печатная книга с самого начала сделалась орудием светского просвещения. 5. Переход от рукописания к книгопечатанию углубил и расширил дифференциацию книжного дела; возник ряд специализированных социальных институтов, в том числе: книгоиздательский (редакционная подготовка + полиграфическое размножение документов), книготорговый, библиотечный и библиографический. Началось формирование овеществленной социальной памяти. Характерные особенности индустриальной книжной культуры, господствовавшей в XIX ― I половине XX века, видятся в следующем: 1. В первой половине XIX века произошла, можно сказать, промышленная революция в полиграфии. Книгопечатание включает три полиграфических процесса: изготовление печатной формы, печатание тиража, выполнение брошюровочно-переплетных работ. Мануфактурная типография базируется на ручном труде печатника, который использует печатный станок, установку для отливки букв, собственную сноровку и мастерство. Индустриальное производство основано на механизации всех полиграфических процессов, сводя к минимуму участие в них типографских работников. В этом состоит принципиальное отличие индустриального книгопечатания от мануфактурного.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |