Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникационными свободамияв­ляются: свобода слова и печати, свобода союзов и собра­ний, свобода совести (вероисповедания). Ограничение этих свобод есть коммуникационное насилие.




В. 37.

В. 36.

В. 34.

В. 33

В. 32.

В. 29.

Личные потребности

Абсолютные индивидуальные потребности (АИ) делятся на биогенные и социогенные

Биогенные это материально физиологические потребности (сон, пища, тепло)

Социогенные – физические предпосылки духовной деятельности: (это интеллектуальные потребности, эмоциональные потребности, потребность в свободе, волевая потребность, мнемическая потребность, контактная потребность,)

Социогенные потребности – результат общественного образа жизни человека и культурной трансформации биогенной потребности человека.

- материальные

-духовные

Материальные социальные потребности (потребность в целесообразности преобразовании окружающей среды, потребность в организации социальной жизни, др. потребности)
духовные социогенные потребности (потребность в самореализации, познавательная потребность, этическая потребность, эстетическая потребность, коммуникационная потребность)

 

8.3. Групповые коммуникационные

потребности (информационный подход)

Существует три целевых социальных группы, особенно заинтересованных в коммуникационном обслуживании, т. е. полном, точном и своевременном поступлении смыслов, касающихся содержания решаемых ими задач:

• руководители (менеджеры) всех уровней, осуществляющие руководство отдельными коллективами или обществом в целом;

• ученые, ведущие постоянный диалог с коллегами посредством специальной коммуникации;

• инженеры, разрабатывающие новую технику.

Массовые потребности:

Материальные общественные потребности:

АМ1.1. Экономическая потребность — потребность в общественно организованном материальном производстве, т. е. создании и распределении материальных продуктов и услуг.

AMI.2. Потребность биологического воспроизводства населения.

АМ1.3. Потребность в защите от стихийных бедствий и агрессии врагов.

AMI.4. Общественно-политическая потребность — потребность в организации общественного бытия, поддержании порядка, сохранении стабильности общества.

АМ2. Духовные общественные потребности:

АМ2.1. Потребность в самоутверждении и самосознании общества; она психологически базируется на МЫ ― чувстве, которое может служить источником патриотизма и национализма; эта потребность аналогична индивидуальной потребности в самореализации (АИ5.1).

АМ2.2. Потребность в социализации подрастающего поколения, включении его в общественную жизнь; очевидно что эта потребность корреспондирует с потребностью в социализации личности (АИ5.2).

АМ2.3. Познавательная потребность, состоящая в производстве, накоплении, хранении и использовании общественного знания и опыта.

АМ2.4. Этическая потребность — потребность в справедливом, т.е. отвечающем общественно принятым нормам справедливости, общественно-политическом устройстве.

АМ2.5. Эстетическая потребность — потребность в гармонизации быта и общественной жизни в соответствии с национальными эстетическими вкусами и обычаями.

Семиотика социальной коммуникации научная дисциплина, объектом изучения которой служат комму­никационные каналы, а предметом — коммуникационные знаки и методы их использования. Коммуникационные ка­налы довольно разнообразны (см. раздел 4.1), соответствен­но велико разнообразие коммуникационных знаков.

Наиболее важными являются:

• вербальный (речевой) канал;

• невербальный канал;

• канал иконических документов;

• канал символьных документов;

• канал исполнительского искусства (музыка, танец, театр);

• каналы литературы и литературного языка;

• каналы радиовещания и телевидения;

• мультимедийный канал.

Все коммуникационные каналы и соответствующие им семиотические средства являются предметом изучения различных конкретных социально-коммуникационных дисциплин. Установилось следующее распределение: вер­бальный канал изучается лингвистическими теориями; невербальный — паралингвистикой; художественные ка­налы — область искусствознания; символьные докумен­ты изучает этнология и социология общения; каналы литературы и литературного языка — предмет филологии и литературоведения; каналами радиовещания и телеви­дения занимается журналистика и теория массовых ком­муникаций; мультимедийный канал — сфера информати­ки, вычислительной техники, телекоммуникационной техники и прочих технических дисциплин.

Проблему знаков и знаковости не могли обойти сво­им вниманием философы. Со стороны философии отцом-основателем семиотики считается Чарльз Пирс (1839—1914), американский логик, математик и естествоиспыта­тель, прославившийся в философии как родоначальник прагматизма. Основные понятия и принципы семиозиса (знаковой деятельности) изложил в монографии «Знаки, язык и поведение» (1946 г.) Чарльз Моррис, один из та­лантливых продолжателей идей Пирса. Помимо амери­канских философов, исследовавших прагматические свой­ства знаков, языковые проблемы привлекали внимание за­падноевропейских ученых, что вылилось в становление самостоятельного направления философской мысли — аналитической философии.

Среди методологических приемов, успешно применяе­мых во всех случаях обращения к арсеналу семиотики, нельзя не назвать введенное еще Ч. Пирсом и развитое Ч. Морри­сом разделение семиотики на три части (семантику, синтактику, прагматику)

Семантика имеет дело с отношениями знаков к тому, что они обозначают, т. е. с денотатами, значениями, име­нами, представленными в классическом семантическом треугольнике (рис. 6.2). Синтактика рассматривает спо­собы сочетания знаков, ведущие в конечном счете к порождению текстов. Ее предметом являются синтаксис и грамматика разных знаковых систем. Прагматика зани­мается отношением знак — человек (коммуникант или реципиент).

Замысел зависит от намерений и целей, преследуемых коммуникан­том, его понимания важного и полезного в коммуникацион­ной деятельности, поэтому глубинный смысл можно постичь только с позиций прагматики, учитывая ситуативно изме­няющееся отношение человек — знак. Поверхностный смысл доступен всякому человеку, владеющему семанти­кой языка текста. Этот семиотический уровень — область семантики. Синтактика имеет своим предметом план вы­ражения сообщений, где ею определяется порядок следо­вания (расположения) знаков, т.е. отношения знак — знак, примером которых могут служить грамматические согласования между словами предложения.

Еще один пример семиотических аналогий дает обще­ние людей, в котором, согласно социальной психологии, раз­личаются три действия: перцепция восприятие партне­рами друг друга, текстовая (коммуникативная) деятель­ность передача друг другу смыслов, интеракция практическое взаимодействие (сотрудничество или конфликт) (см. раздел 2.4). Перцепцию можно соотнести с синтактикой, имея в виду упорядочение взаимоотношений партнеров; семантику — с текстовой деятельностью, где происходит оперирование смыслами; прагматику — с ин­теракцией, где преследуются практически важные цели.

Учет семантических, синтаксических, прагматических аспектов в социальной коммуникации весьма полезен в различных ситуациях. При анализе задач коммуникаци­онного обслуживания оказалось необходимым ввести спе­циальные понятия — релевантность и пертинентность, которые связаны с семантикой и прагматикой. Дело в том, что библиографы, подбиравшие литературу в соответ­ствии с читательским запросом, зачастую сталкиваются с тем, что читатель отвергает документы, казалось бы, бесспорно лежащие в тематических рамках запроса, а другие, явно не имеющие отношения к теме, с энтузиазмом при­нимает.

Почему же читатель отказывается от некоторых (не всех, конечно!) релевантных документов, отобранных библиографом, и приветствует документы, вовсе не реле­вантные? Анализ показывает, что причинами отказа яв­ляются неточная формулировка запроса, недоступный на­учный уровень, незнание языка документа, изменения в коммуникационных потребностях, знакомство с докумен­том ранее. Обобщая, можно сказать, что читатель всегда и непроизвольно ориентируется не на релевантность, а на пертинентность, исходя из субъективной оценки полезно­сти данного документа в качестве источника информации, а не из смысловой близости его текста и текста запроса.

Появление социально-коммуникационного института возникло как элемент индустриальной общественно-коммуникационной системы

Социально-коммуникационный институт можно понимать двулико:

- нормативное понимание истории, сложившееся информационными социальными нормами – обычаев или стереотипов, концентрации вокруг цели, ценности, потребности (семья, экономика, политика, мораль)

-учрежденческое формально организованные и проф. Групп.

Соц ком. Институт – это элемент индустрии ОКС, представляющий собой формальное учреждение то есть имеющий свой орган управления, совокупность организаций, и технологию систем обладающий социально признанными назначениями.

Можно выделить два вида института:

-Коммулятивный

-некоммулятивный

Кумулятивный институт – архивное дело – библиотечное дело – музейное дело – система научно-технической информации – интернет

Некомулятивный – народное образование – СМИ – средства связи – газетные – журнальные издания – книготорговое туристическое дело – культурно-досуговая система.

В состав соц ком института входит:

-кадры

-отраслевая наука

Отраслевое образование

-органы управления, которые организуют работу института

-групповая специальная коммуникация

В состав входят службы, которые не достигли институализации.

 

сущностные функции всех коммуникационных явлений — от естественного языка и речи до социально-ком­муникационных институтов включают две основополагаю­щие функции — коммуникационно-пространственную и коммуникационно-временную; остальные сущностные функции наращиваются на их основе по ходу социально-культурной эволюции человечества.

Такое положение естественно и вытекает из опреде­ления социальной коммуникации как движения смыслов в социальном времени и пространстве; в противном слу­чае эти явления не были бы коммуникационными.

Либерально-демократическая схема управления соци­ально-коммуникационными институтами свойственна пра­вовому государству. Правовым государством, в отличие от деспотии (тирании, охлократии), признается государ­ство, которому свойственны, во-первых, верховенство пра­ва, во-вторых, реальность прав и свобод граждан, в-треть­их, осуществление принципа разделения властей.

Первым юридическим документом, «первой деклара­цией прав человека» (К. Маркс) стала Декларация неза­висимости США, составленная Томасом Джефферсоном в 1776 г. В ней провозглашаются естественные права чело­века: право на жизнь, на свободу и стремление к счастью, утверждается равноправие всех людей и правомерность народного восстания и свержения правительства, нару­шающего права народа и не пользующегося его довери­ем. В 1787 г. была принята Конституция США, где зафик­сированы демократические принципы организации и функционирования государственной власти. Первая поправка к Конституции, принятая в 1791 г., гласила, что правитель­ство США не имеет права использовать прессу в своих целях.

Другим классическим документом, отразившим либе­рально-демократическую идеологию, стала Декларация прав человека и гражданина, торжественно провозглашенная 26 августа 1789 г. во Франции. Декларация исходит из теории естественного права, в соответствии с которой че­ловек представляет собой самостоятельную ценность. Он от природы, с самого рождения наделен определенными, неотъемлемыми правами, которые не должны произвольно ограничиваться. Государство же, напротив, производно, воз­никает в результате «общественного договора» и призвано защищать неотъемлемые права человека.

Современное международное право, сформировавше­еся после Второй мировой войны, включает нормы, регу­лирующие сотрудничество государств в области прав и свобод человека.

Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Всего в Декларации 30 статей. Перечислим те, которые касаются социально-коммуникационных прав и свобод:

Ст. 18. Каждый человек имеет право на свободу мыс­ли, совести и религии.

Ст. 19. Каждый человек имеет право на свободу убеж­дений и на свободное выражение их; это право облегчает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеж­дений и свободу искать, получать, распространять инфор­мацию и идеи любыми средствами независимо от государ­ственных границ (эта статья гарантирует свободу слова, свободу вхождения в социальную коммуникацию).

Ст. 26. Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным. Начальное образование должно быть обязательным. Выс­шее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

Ст. 27. Каждый человек имеет право свободно участво­вать в культурной жизни общества, наслаждаться искус­ством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. (В данном случае речь идет о праве свободного доступа к социальной памяти).

В развитие Всеобщей декларации в 1949 г. ЮНЕСКО был принят Манифест о публичных библиотеках (в 1972 г. он был переработан в ознаменование Международного года книги). В Манифесте говорится:

Публичная библиотека является важным средством обеспечения свободного и всеобщего доступа к продук­там разума и творческой фантазии человека.

Публичная библиотека призвана обогащать духовную жизнь человека, предоставляя ему книги для чтения в це­лях проведения досуга и развлечения, помогать учащим­ся и студентам, обеспечивая их новейшей технической, научной и социологической информацией. Библиотека должна содержаться полностью за счет государства, и биб­лиотечное обслуживание должно быть бесплатным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.