Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС 6. Государственное управление: сущность, функции




ВОПРОС 5. Общее понятие управления. Управление как социальное явление.

Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.

Управление обусловлено:

наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют);

• существованием между объектом и субъектом прямой (отдание команд, распоряжений) и обратной (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления) связи.

Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:

• государственное (управление делами государства);

негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т. п.).

3. Признаки социального управления:

• социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;

• главное назначение социального управления - упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности;

• объектом воздействия социального управления являются поведение участников совместной деятельности, взаимоотношения между ними;

социальное управление, регулируя поведение участников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественных связей;

• базис социального управления - соподчиненность воли участников управленческих отношений;

механизм реализации социального управления олицетворяют субъекты управления (органы управления).

В процессе осуществления социального управления выполняются следующие функции:

сбор и обработка информации;

• прогнозирование (научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных);

планирование (определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения);

организация (формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления);

• координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;

• контроль и учет.

 

Государственное управление, в широком смысле слова, - управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Государственное управление, в узком смысле слова, - исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.

2. Субъекты государственного управления - государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями. Объекты государственного управления - предприятия, органи-

зации, граждане, которые не имеют властных полномочий. Деятельность, осуществляемая субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется организационно-распорядительной.

Государственное управление характеризуется следующими признаками:

• является организующей деятельностью;

• носит организационно-распорядительный характер;

• в процессе осуществления управленческой деятельности реализуются функции государства в социально-культурной, социально-политической, экономической сферах деятельности;

• осуществляется уполномоченными на то субъектами управления.

Функции государственного управления:

• разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов;

установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни;

• управление учреждениями государственного сектора;

• регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

• осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой и регулируемой сферах.

 

ВОПРОС 7. Исполнительная власть: понятие, место в механизме разделения властей

Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

2. Главные цели исполнительной власти:

• обеспечение безопасности граждан, общества, государства;

• создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;

• создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.

Признаки исполнительной власти:

• универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы);

• предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов);

• принудительность (опора на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия);

• организующий характер.

4. Основные организационно-правовые принципы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти:

каждая власть имеет точно определенную компетенцию, без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;

• приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и законам; не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности;

• осуществляется взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей с той целью, чтобы одна власть не превысила полномочий в отношении другой;

• гарантией взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции;

• для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов. Применение требований законодательства судебной властью осуществляется преимущественно в негативных случаях, т. е. когда эти требования нарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной правоохране.

Сфера отношений, в которой действует исполнительная власть:

• отношения власти с гражданином;

• хозяйственная, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;

• отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.

Функции оперативного управления системой:

• организация управления (создание органов управления, установление их функций, подчиненности, прав и обязанностей и т. д.);

• общее руководство и оперативное распорядительство;

предварительная и текущая координация действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;

• контроль (проверка фактического положения дел с целью выявления и устранения отклонений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер к нарушителям установленного порядка);

учет (систематический сбор сведений);

• оценка (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.).

Органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуются следующими принципами.

  1. Принцип народовластия.
  2. Принцип законности
  3. Принцип разделения властей
  4. Принцип федерализма
  5. Принцип гласности
  6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности
  7. Принцип сочетания централизации и децентрализации

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.