Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические и методические основы изучения пропедевтического курса истории




Современная наука вносит новое, человеческое измерение в понимание термина история, смещая привычные акценты с внешнего события как такового на внутреннее – на стоящих за ним людей. И на вопрос о содержании предмета истории она отвечает: это люди и их дела, это люди и их действия, это представления людей о самих себе и об окружающем мире, отраженные в формах их общения друг с другом, обычаях, ритуалах, запечатленные в памятниках письменности и зодчества, в художественном творчестве, быте.

Человек оставляет на земле «следы» своей деятельности. И с этих «следов» мы и начинаем изучение истории.

Исторические знания многообразны по своему характеру, они тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют организованную целостность. Основа исторических знаний – факты, фундамент фактов – время и пространство, отражение действительности в сознании человека, чувственное выражение представления, о предметах, людях, исторических событиях – исторические образы. Образы аккумулируют в себе не только исторические знания, но и связанные с ними эмоции. Благодаря этому они служат для учащихся младших классов опорой в формировании исторических понятий и представлений. Также важный структурный элемент знаний – научное объяснение исторических фактов [4, 95].

Учитывая структуру исторических знаний, выделяются существенные элементы пропедевтического курса истории, которые будут расти вместе с учеником, развивать его историческое воображение и понимание истории. Таковым является прежде всего историческое время (счет лет и периодизация событий и процессов). Это одна из важнейших категорий, которую дети должны усвоить. Она помогает устанавливать временные отношения между изучаемыми факторами, способствует познанию последовательности исторических событий, их длительности и синхронности. Опыт показывает, что временные представления укрепляются и становятся более четкими, если связаны с социальным, жизненным опытом детей 9–10-летнего возраста на примере смены поколений в своей семье. Прослеживая жизнь нескольких поколений в своей семье, легко проследить изменения, которые произошли за 100 лет. При этом создается почва для того, чтобы показать своеобразие чувств, переживаний и представлений более отдаленной эпохи.

Дети начальной школы должны усвоить и вторую основную категорию, в которой протекает исторический процесс – это представления о пространстве. Важное значение имеет историческая карта. Ее изучение должно помочь в усвоении и осмыслении целого ряда исторических вопросов: расселение и передвижения народов, образование государств и расширение их границ, торговые связи, военные походы. Карта дает пространственное размещение исторических событий, локализирует их, конкретизирует в условной форме представление о месте, где произошло данное историческое событие. Она в известной мере наглядно отражает географическую среду и историческую обстановку, в которой совершались события. Наконец, кроме объекта познания, она может служить средством развития мыслительных способностей учащихся.

Восприятие и понимание карты для учащихся младших классов представляет ряд трудностей, которые необходимо учитывать в работе. Историческая карта имеет свою специфику по сравнению с географической. Особенностью исторической карты является то, что она дает изображение событий во времени, в динамике. Наряду со знаками и символами географической карты здесь есть еще свои условные обозначения. Надо учить детей не просто механически запоминать место в его условном изображении, а соотносить исторические факты с их географическим местоположением. Надо привить детям умение сознательного чтения карты.

Третья важнейшая категория – это развитие. Эту категорию в начальной школе легко усвоить на примере развития предметов материальной, бытовой культуры. Быт – это обычное протекание жизни в ее реальных практических формах, это вещи, которые нас окружают, это наши привычки и каждодневное поведение. Реальные предметы ушедших эпох включают человека в традицию и способствуют пониманию национальной культуры.

Данные аспекты тесно связаны друг с другом, с основными содержательными линиями исторического материала. Они развивают историческое чутье, показывают многослойность социальной и исторической жизни.

Конкретность, динамичность и эмоциональное воздействие – вот то, что прежде всего определяет усвоение исторического материала детьми.

Дети в начальной школе воспринимают все события через свое «Я». Соответственно первый круг погружения в историю – «Я и моя семья», «Я и мое имя», «Я и вещи, которые меня окружают». Второй круг – «Место, где я живу», «Город, страна, символы». Третий круг – «История моей страны». Поэтому вторая часть исторической пропедевтики (которая изучается в IV классе) показывает события отечественной истории через деятельность государственных правителей, полководцев, путешественников, изобретателей, художников, архитекторов, музыкантов. В результате дети знакомятся с важнейшими историческими событиями своего Отечества, с памятниками культуры, с национальными традициями, получают представления о жизни наших предков в разные эпохи [1, 115].

В процессе изучения пропедевтического курса истории формируются такие умения, как: умение работать с хронологией, устанавливать последовательность и длительность исторических событий, соотносить год с веком, тысячелетием; читать историческую карту, использовать легенду к ней, показывать исторические объекты, сопровождать показ словесным описанием; уметь использовать в рассказе различные исторические знания, дополнительный текстовой материал, иллюстрации, рисунки, картины, предметы материальной культуры, архитектурные памятники; устанавливать связь между содержанием текста и иллюстрациями, сравнивать, выделять общее и различия, привлекать историко-краеведческий материал [8, 210].

Каким должен быть учебник для начальной школы?

Прежде всего авторский текст учебника должен быть интересным, написанным с учетом возраста младшего школьника. Когда мы писали учебник «Введение в историю», мы использовали мотивирующие вставки перед основным текстом. Они способствовали пробуждению интереса с изучаемому материалу. Как показала практика, это был удачный прием подачи учебного материала.

При конструировании учебника следует исходить из того, что характер и способы обучения для каждого школьника индивидуальны. Учебник должен быть ориентирован на развитие учащегося как личности, как индивидуальности, как активного субъекта, не заимствующего готовые выводы, а вырабатывающего свою позицию в системе взаимодействия с учителем и другими учащимися. Учебник должен позволять ученику доминировать в учебном процессе и создавать ситуацию, когда ученика не учат, а он учится сам, принимая активное участие в выборе тем и вопросов, в постоянном диалоге и дискуссиях. Это позволит учителю работать с каждым учеником, бережно ведя его к высшим формам индивидуальной деятельности. Кроме того, меняется функциональная деятельность учителя, которому уже не надо большую часть времени заниматься пересказом содержания. Учитель получает возможность отвечать на вопросы учащихся, организовывать дискуссии, конференции малых групп и другие формы занятий, обеспечивающие ученику возможность активной познавательной деятельности.

Важное место в учебнике для начальной школы занимают иллюстрации. Это – одна из основных форм наглядности в обучении истории. Вместе с текстом они раскрывают содержание курса истории, но делают это средствами образной и знаковой наглядности. Зрительный образ обладает огромной психологической основой, на которой учитель может строить исторические представления. Кроме того, четкий и устойчивый зрительный образ обладает и способностью в максимальной степени активизировать мыслительную деятельность детей. И еще надо помнить, что иллюстрации (картины на историческую тему, рисунки) являются единственным средством обеспечения «живого созерцания» объектов исторического изучения.

Каждый учитель знает, насколько легче развернуть беседу, с активным участием в ней всего класса, на основе наглядного пособия (особенно картины), чем на основе рассказа учителя. Высказывания детей стимулируются именно конкретным зрительным образом. Он заставляет детей ярко ощущать своеобразие описываемого исторического факта или явления, конкретно представить себе его содержание. Кроме того, иллюстративный материал учебника может быть и предметом самостоятельного изучения детьми исторического материала.

Таким образом, мы постепенно приучаем детей работать с разными источниками информации. Поэтому важно четко сформулировать вопросы к иллюстративному материалу. Вопросы должны быть и на простое описание увиденного, и на составление рассказа по картине. Это формирует умение работать с исторической наглядностью и извлекать из нее информацию, развивает творческое воображение.

Большую роль играют вопросы и задания в учебнике. Их мы условно разделили на «толстые» и «тонкие». «Толстые» вопросы более простые, репродуктивные, которые направлены на понимание прочитанного материала. Их роль не стоит преуменьшать, они нацелены на умение пересказать прочитанный материал, выделить главное в тексте и передать его своими словами. Кроме того, если материал прочитан, понят, успешно пересказан, то он остается в памяти и является основой для размышления. «Толстые» вопросы начинаются словами: В каком году…, Какие реформы…., Расскажи, что нового появилось…, и так далее. В начальной школе очень важен простой пересказ, так как это совершенствует речь, развивает мышление, учит грамотному построению фраз, соблюдению логики пересказа. Нам кажется, что чем больше мы уделяем внимание этому в начальной школе, тем лучшие результаты в основной.

«Тонкие» вопросы направлены на размышление, сравнение, объяснение. Как правило, они начинаются такими словами: Как ты думаешь…, Объясни смысл…., Почему…..

Ответы на эти вопросы будут демонстрировать более сложные умения младшего школьника, такие как умение делать выводы, обобщать, сравнивать. Однако мы считаем, что эти умения находятся в стадии формирования, и большую часть вопросов учебника строить только на них нецелесообразно.

Обязательно должны быть также вопросы внутри текста, которые направлены на беседу в классе по знакомому материалу (или по краеведческому, или по личному опыту). Выстраивая систему вопросов и заданий учебника, мы исходим из формирования умений и навыков, которые будут развиваться вместе с ребенком, а также будут востребованы в основной школе.

С другой стороны, большая часть творческих заданий должна быть помещена в рабочую тетрадь. Именно там следует разместить задания на освоение, повторение и закрепление новых фактов и теоретических знаний, на переработку текстовой информации учебника в краткие табличные записи, на развитие внимания, восприятия, воображения, мышления, сенсорных умений. Тетрадь заданий будет помогать учителю отойти от традиционного иллюстративно-объяснительного метода, перейти к организации поисково-исследовательской деятельности, к постановке учебных задач [11, 28].

В текстах учебника и рабочей тетради появляются исторические понятия и термины, без которых порой нельзя обойтись при описании эпохи или события. Безусловно, они не предназначены для заучивания наизусть. Младший школьник должен привыкать к их звучанию, постепенно овладевать ими для дальнейшего образования.

Наращивание знаний должно идти постепенно – по мере продвижения вперед ребенок накапливает, а не растрачивает силы. Таким образом, пресекается феномен «выдохнувшегося отличника».

В конечном счете, если сформулировать сжато, пропедевтический курс истории должен научить школьников по собственной инициативе выдвигать проблемы и задавать вопросы, чтобы учитель на уроке помогал ученику вырабатывать самостоятельность мышления. Но эта «сверхзадача» еще очень далека от своего решения [1, 154].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, целью пропедевтического курса истории в начальной школе является подготовка детей к изучению истории в основной школе, а также вызвать у них интерес к истории как к школьному предмету, желание узнать прошлое своего отечества. Исходя из целевой установки пропедевтический курс знакомит учеников с самыми важными событиями истории, рассказывает о занятиях, жизни и быте людей далёкого прошлого, их религиозных верованиях, выдающихся памятников культуры российского государства.

Исторические знания многообразны по своему характеру, поэтому они должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и представлять организованную целостность.

Обучая истории в начальной школе, нужно знать и учитывать, как развивается детское мышление с самых ранних стадий до достижения зрелости и в каких формах оно проявляется. Обучение в начальной школе, содержание, методы и формы организации должны быть прямо ориентированы на закономерности психического развития.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Студеникин М. Т., Добролюбова В. И. Методика преподавания истории в начальной школе. Метод. пособие для учителя. – М., 2004.

2. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2008.

3. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2002

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М., 1999.

5. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории. – М., 2002.

6. Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. М., 1967

7. Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе. Уроки нового поколения. М., 2005.

8. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю., Ионов И.И., Короткова М.В. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М. 1997

9. standart.edu.ru

10. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М., Просвещение, 1999.

11. Каким быть современному учебнику истории / Актуальная тема // Преподавание истории в школе.. 2007. № 1.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.