Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема специфики русской философии в западноевропейских и американских исследованиях




 

- Как правило, общий взгляд на русскую философию западноевропейских и американских исследователей можно выразить следующими словами – русская философия это «не вполне философия». Т.е. как таковой русской философии нет и в помине не было. Зарубежные специалисты по русской философии, как правило, либо ставят под вопрос само существование русской философии, либо сомневаются в оригинальности русской философской мысли.

- Проф. Макмастерского университета в Канаде Луис Шейн считает, что о русской философии в собственном смысле слова можно говорить лишь применительно к религиозным и идеалистическим мыслителям, русским же материалистам недоставало оригинальности.

- Цитата из Шейна: «Русские философы были простыми имитаторами и последователями европейских философских систем. Они следовали за Вольтером, Фихте, Шеллингом, Кантом и Гегелем, а также за французскими сенсуалистами».

- Однако, подражательность и «отсутствие здоровой философской традиции» в полной мере характеризует, по мнению Шейна, лишь материалистическую линию в развитии русской философии, другим недостатком которой является ее социополитическая ангажированность. Русская религиозная философия, которая своим происхождением обязана философскому наследию Византии, имеет, по словам Шейна, предмет в корне отличный от предмета западноевропейской философии.

- Русская религиозная философия специфична тем, что всегда была антропоцентрической философией, содержащей в себе три основные темы: 1) природа человека; 2) природа свободы; 3) моральная ответственность человека перед обществом. То, что в центре внимания русской религиозной философии оказывались, главным образом, проблемы этики и историософии отразилось на жанре философских сочинений русских мыслителей – «философические письма», эссе, художественные произведения. Поэтому даже то, что в русской философии было собственным и оригинальным, по мнению Шейна, трудно назвать философией в полном смысле слова, это скорее общественно-политические идеи и историю русской философии нужно изучать под рубрикой «истории идей», «истории культуры». (См. Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ. М., 1988).

- Во многом сходную позицию в оценке специфики русской философии занимает английский историк русской мысли Исайя Берлин. Он отказывает русской философской традиции в оригинальности на том основании, что (цитата) «профессиональная философия никогда плодотворно не развивалась в России – на этой обширной земле не было философов в собственном смысле слова».

- По мнению Берлина, в истории русской мысли предметом исследования может стать лишь так называемая «потенциальная философская мысль», воплощенная в русской литературе (романы И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого).

- Берлин даже предлагает психологическое объяснение существующей разницы в развитии западноевропейской и русской мысли. Географическое положение Западной Европы, стесненность западноевропейской земли провоцирует клаустрофобию (боязнь закрытого пространства), результатом чего стало «плюралистическое видение мира» западного человека, поиск новых областей для «самовыражения и свободы личности».

- Интеллектуальная атмосфера России, напротив, формировалась под воздействием агорафобии (боязни открытого пространства), из-за чего русская мысль тяготеет к монистическим, детерминистским доктринам, которые создают «чувство безопасности» и «определенности».

- Берлин отмечает, что русская интеллигенция находилась в более сложном положении, чем западные интеллектуалы, поскольку питаясь западными идеями она была привержена условно говоря «клаустрофобии», но будучи продуктом русской сферы, она не смогла уйти и от агорафобии. Эта ситуация раздвоенности русской интеллигенции отразилась на характере русской мысли, которая развивалась между плюрализмом и монизмом, между бунтом и смирением, догматизмом и волюнтаризмом.

- Германский исследователь Вильгельм Гердт в своей работе «Русская философия: подходы и концепция» (1984 г.) считает, что такое явление как русская философия имеет место быть. Он помещает русскую философию в общий контекст западноевропейской мысли. Россия, в его понимании, причастна к «широкому смысловому фундаменту европейской культуры».

- Особенность русской философии состоит в ином темпе развития, чем у западноевропейской философии. В частности, эпоху Просвещения русская и западноевропейская философия пережили вместе, но с разной степенью интенсивности. Русская философия проходила те же этапы развития мысли, но только в более сжатые сроки и более сложно и конфликтно. Из-за этого, считает Гердт, существуют определенные трудности для философского взаимопонимания России и Европы.

- Несмотря на это, (цитата) «Русская философия наше кровное дело. Она принадлежит Европе, «Западу»». Общность Запада и России образуется за счет общности греко-римского христианского наследия.

- Цивилизационное единство России, шире, Восточной Европы и Западной Европы позволяет рассматривать европейскую философию как целое, а русскую философию как часть этого целого.

- В конечном счете, основной посыл Гердта западноевропейскому научному сообществу – нужно перестать смотреть на русскую философию как на «особое явление».

- Один из авторов американской трехтомной антологии «Русская философия» проф. Джеймс Скенлен предлагает логико-аналитический подход к проблеме специфики русской философии. Нет смысла, полагает Скенлен, рассматривать философию в социокультурном контексте, связывать философию с национальной культурой. Сфера философии – это сфера «чистой» мысли и специфику, в частности, русской философии можно выявить с помощью анализа философских текстов русских философов.

- Для определения специфики любой национальной философии достаточно выделить в философских текстах такие проблемы, которые, во-первых, чаще всего оказываются в центре внимания философов, во-вторых, решаются более плодотворно и более самостоятельно, чем в иных национальных философиях.

- Если кратко резюмировать оценки западноевропейских и американских исследователей, то можно сказать, что независимо от того, признается или нет существование русской философии как таковой, все исследователи едины в том, что русская философская мысль имеет свои, отличные от «традиционной» западноевропейской философии черты.

- Русская философия, в их представлении, антропоцентрична, она занята преимущественно антропологической и историософской проблематикой и равнодушна к таким традиционным разделам философского знания как онтология и гносеология.

- Эта особенность русской философии задает тон стилю философствования. Русские философы, по мнению зарубежных исследователей, слишком социально ангажированы, слишком страстны в решении вопросов о сущности человека, о его назначении и его отношении с обществом. В русской философии отсутствует строгая беспристрастная мысль, автор скорее переживает свой предмет, нежели анализирует его. Поэтому неудивительно, что тексты русских философов – это не систематизированные философские трактаты, а по большей части философские эссе, философские художественные тексты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.