Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осмысление специфики русской философии русскими мыслителями




 

- Вопрос об особенностях русской философии волновал не только зарубежных исследователей. Русские философы сами осознавали существенное отличие русской философской мысли от западноевропейской. В русских философских текстах всегда встает вопрос о критике западноевропейского рационализма, что лишний раз указывает на то, что русская философия все время находилась в контексте философских проблем западноевропейской философии.

- Мотив критики западноевропейского рационализма характерен для русской философии в целом. При этом рационализм воспринимался даже не столько как философское учение, сколько как видение мира, как мировоззрение.

- Рационалистическое мировоззрение – это дитя эпохи Просвещения, эпохи научной революции XVII века. В основе рационализма как философского направления лежит идея разъятости «субъекта» и «объекта», где место «субъекта» занимает человек, а место «объекта» мир, представленный человеку как предмет его изучения и наблюдения.

- Человек в этом субъект-объектном отношении выступает как всеобщая познавательная способность (трансцендентальный субъект), т.е. как машина познания. Смысл этого жесткого разделения на «субъект познания» и «объект познания» состоит в том, чтобы в процессе познания получить наиболее точное, наиболее объективное, очищенное от субъективных представлений, имеющее всеобщий характер научное знание.

- С этой задачей в свое время блестяще справилась западноевропейская философия, в частности, в лице Декарта, Бэкона, наконец, Канта. Можно сказать, что западноевропейская философия Нового времени совершила невиданный переворот в понимании взаимоотношения мира и человека, подобно тому как невиданный поступок совершил барон Мюнхгаузен, вытащив сам себя из болота за волосы.

- Выделив в человеке только познавательную способность и сделав мир объектом действий познающего субъекта, европейская философия Нового времени перевернула традиционные представления о связи мира и человека. Ни в античной и средневековой европейской культуре, ни в философской культуре Индии и Китая, ни тем более в традиционных мифологических представлениях других народов, нигде и никогда связь человека и мира не представлялась как субъект-объектные отношения.

- Западноевропейский рационализм показал нам свой особый способ свободного манипулирования миром объектов, путь познания этого мира и путь его преобразования. Поэтому не случайно то, что научная революция и промышленная революция в свое время произошли именно в Европе.

- Наиболее полно позицию русской философии в вопросе критики западноевропейского рационализма выразил философ и историк философии Владимир Францевич Эрн (1882-1917). Он считал, что если для западноевропейской философии характерен рационализм и имперсонализм, то для русской – логизм, онтологизм и персонализм.

- По мнению Эрна, Ratio западноевропейской философии – это мертвое абстрактное понятие, служащее выражению безличного человеческого разума. (цитата) (Эрн В.Ф. Г.С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912) «Схематический Ratio, лишенный начала движения, живого контакта с rerum natura, не может быть признан истинным самоопределением живой и автономной человеческой мысли. Существо его призрачно <...>». Рационализм западной философии лишен жизни, любви, движения: «Понятие Ratio конструировалось в принципиальной отвлеченности от всех индивидуальных богатств и особенностей человеческой личности», отмечает Эрн.

- В русской философии идее Ratio противостоит Логос, сокровенное Слово, которое «берет разум в целом», «обнаруживает и дает расцвет внутреннему своеобразию и богатству личного начала». Русская философия должна, по мысли Эрна, свести воедино Логос и Ratio, добиться их гармонии, чтобы разум смог выразить сокровенное. Русская философия «ознаменована началом этой свободной встречи, столь необходимой для торжества философской истины».

- Очевидно, что критика новоевропейского рационализма в русской философии исходила из иной картины мира – там, где европейская философия представляла себе человека, выполняющего по отношению к бытию функцию познания, русская философия мыслила человека в его живой конкретной целостности, который не противостоит жизни как чему-то внешнему.

- Начало русской философии совпало с эпохой Просвещения в Европе. Русские мыслители столкнулись с уже готовым, отработанным комплексом идей западноевропейской философии, который пришлось осваивать в очень сжатые сроки, как отметил германский исследователь Гердт.

- Таким образом, русская философия начала с того, что оставила идеи Просвещения позади, не проявив интереса к проблемам познания. Хочется зафиксировать этот момент вхождения русской мысли в контекст западноевропейской философии.

- Сам по себе этот момент растянулся на десятилетия, но здесь есть такая тонкость, которая во многом определяет специфическое положение русской философии в контексте европейской философской мысли. Русская философия в короткие по европейским меркам сроки проживает эпоху Просвещения, вбирает в себя идеи западноевропейского рационализма, критически их переосмысливает и стремительно движется далее, обращаясь к антропологической проблематике.

- В некотором смысле русская философия сработала на опережение, предвосхитив антропологический поворот в западноевропейской философии в середине XIX века.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.