Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные правовые акты. Субъекты авторского права




Субъекты авторского права

Объекты авторского права

Принципы авторского права

Понятия и характерные черты авторского права

Понятия и принципы авторского права

 

 

Авторское право в РФ - один из институтов гражданского права - в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, отношения в области создания произведений науки, литературы и искусства, во-вторых, порядок использования этих произведений, а в субъективном смысле авторское право выступает совокупностью личных имущественных и неимущественных прав, принадлежащих создателям произведений науки, литературы и искусства.

 

Само словосочетание "авторское право" по отношению к создателю произведения означает тот признанный законодательством факт, что автор имеет определенные особые права на свое произведение, в частности, право воспрепятствовать искаженному его воспроизведению.

 

Авторское право является частью гражданского законодательства, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства.

 

Выделяют понятие авторского права в объективном и субъективном смысле.

 

В объективном смысле авторское право охватывает всю совокупность прав, относящихся к данной сфере.

 

В субъективном смысле авторское означает те возможности, которыми обладает автор по отношению к созданному им произведению.

 

Важно помнить, что авторское право охраняет форму идей и решений, а не содержание этих идей и решений.

 

Следует заметить, что в англоязычных странах вместо термина «авторское право» распространен термин «копирайт» - право на изго-товление копий, означающий действие, которое может производить только автор или третье лицо с его разрешения.

 

 

1. Принцип свободы творчества.

 

Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ст.44). «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Известно, что свобода творчества несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства, которая запрещена в России, и это закреплено в законодательном порядке.

 

2. Принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества.

 

Общеизвестно, что в основе авторского права лежит признание за автором монопольного права на использование созданного им произведения. Однако ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений.

 

3. Принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора.

 

По российскому законодательству личные неимущественные права (право авторства, право автора на имя, право на обнародование и др.) не могут перейти к другим лицам, даже если сам автор выразил на это свое согласие - подобное соглашение не будет иметь юридической силы. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены.

 

4. Принцип свободы авторского договора.

 

Российское законодательство отказалось от прежней жесткой регламентации отношений сторон договора. Закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами. Запрещено, например, включать условие о передаче прав на произведения, которые автор может создать в будущем, или автору предоставлено право на расторжение авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если конкретный срок договора сторонами не определен.

 

 

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

 

1. литературные произведения;

 

2. драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

 

3. хореографические произведения и пантомимы;

 

4. музыкальные произведения с текстом или без текста;

 

5. аудиовизуальные произведения;

 

6. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

 

7. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

 

8. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

 

9. фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

 

10. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

 

11. другие произведения.

 

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

 

2. К объектам авторских прав относятся:

 

1. производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

 

2. составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

 

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

 

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

 

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

 

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

 

6. Не являются объектами авторских прав:

 

1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

 

2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

 

3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

 

4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

 

5. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.

 

 

Особенностью результатов творчества является то, что первоначально права на них закрепляются за автором. Автор - это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Статья 18 ГК относит возможность иметь права автора к гражданской правоспособности, которой гражданин обладает независимо от возраста и состояния здоровья. Конкретные субъективные авторские права возникают у автора независимо от его дееспособности в результате фактических действий по созданию произведения. Однако осуществление авторских прав требует от лица определенной степени дееспособности (см. п. 2 ст. 26, ст. 28-30 ГК).

 

Для охраны авторских прав имеет значение гражданство автора. Произведения, авторами которых являются российские граждане, охраняются в РФ независимо от места, где они были обнародованы или где они находятся в какой-либо объективной форме необнародованные. Охрана прав иностранных авторов распространяется на произведения, обнародованные на территории РФ или необнародованные, но находящиеся на ее территории в какой-либо объективной форме. Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в объективной форме за пределами России, его охрана в РФ осуществляется в соответствии с международными договорами.

 

Произведение может быть создано совместным творческим трудом двух или более лиц, т.е. в соавторстве. Такие лица признаются соавторами независимо от того, образует ли созданное ими произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Соавторство имеет место только в том случае, если деятельность лиц, участвующих в создании произведения, является творческой. Лица, оказавшие автору лишь техническое, организационное, материальное или подобное содействие, не признаются соавторами.

У соавторов возникают совместные права на созданное ими произведение. Вопрос об использовании произведения, созданного в соавторстве, должен решаться авторами на основе единогласия. В случае недостижения между ними согласия спор передается на рассмотрение суда. Соавторы вправе заключить соглашение, в котором они могут, например, поручить осуществление авторских прав одному из авторов или третьему лицу, а также договориться о порядке распределения авторского вознаграждения, обозначении имен соавторов при использовании произведения и т.п.

Соавторство может быть раздельное и нераздельное. При раздельном соавторстве произведение состоит из частей, которые имеют самостоятельное значение, т.е. могут быть использованы независимо друг от друга. Каждый соавтор вправе по своему усмотрению использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, если соглашением соавторов не предусмотрено иное. При нераздельном соавторстве произведение образует одно неразрывное целое, поэтому вычленение его частей, созданных тем или иным соавтором, и их самостоятельное использование невозможно. Ни один из соавторов не имеет права без достаточных к тому оснований запретить использование такого произведения.

 

В то же время очевидно, что творить, создавать новое могут лишь живые люди. Применительно к юридическим лицам правомерно говорить только об организационной деятельности, создании материальной базы для творчества. Поэтому действующий Закон об авторском праве исходит из того, что юридическим лицам могут принадлежать только производные права на произведения, которые переходят к ним от авторов.

Наследники автора после его смерти становятся субъектами авторского права. Они обладают производным авторским правом, которое возникает на основании таких юридических фактов, как открытие наследства, вхождение в круг наследников по закону или по завещанию, принятие наследства. По наследству передаются только имущественные права авторов. Личные неимущественные права (неотъемлемые от личности автора) по наследству не переходят и подлежат бессрочной охране в интересах общества в целом; наследники могут лишь осуществлять их защиту.

 

Имущественные права переходят к наследникам на определенный срок. По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.В случае смерти наследника автора авторское право переходит к его наследникам на оставшийся срок действия.

 

Наследники могут осуществлять авторское право только сообща, т.е. любые действия по использованию соответствующего произведения возможны только с общего согласия всех наследников. В случае несогласия одного из наследников на использование произведения (например, на экранизацию романа) спор должен рассматриваться в суде. Наследники могут заключить соглашение, в котором будет предусмотрен порядок осуществления ими авторского права. Такое соглашение может быть закреплено в свидетельстве о праве на наследство.

 

Доходы, полученные в результате осуществления авторского права, наследники могут делить, как и любое другое имущество, в равных долях или в другом порядке, который предусмотрен завещанием или соглашением наследников.

 

Особым субъектом авторских прав являются организации, управляющие имущественными правами обладателей авторских и смежных прав на коллективной основе. Авторское право предусматривает их создание с целью защиты интересов правообладателей в случаях, когда индивидуальное осуществление таких прав затруднительно (при публичном исполнении произведений на радио и телевидении, при их воспроизведении путем механической, магнитной и иной записи, при репродуцировании и т.п.). За последние годы создан целый ряд подобных организаций, например: Российское авторское общество (РАО), Российская фонографическая ассоциация (РФА), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ) и др.

 

Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, могут создаваться только непосредственно правообладателями. Они действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством. Такие организации не имеют права заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно использовать объекты авторского права, управление которыми им поручено. В отношениях с третьими лицами такие организации выступают как представители авторов, действуют от их имени и в их интересах в силу закона. Передача полномочий по управлению имущественными правами таким организациям осуществляется правообладателями на основе письменных договоров. Эти договоры не являются авторскими, и на них не распространяются требования, предъявляемые к авторским договорам. Такие договоры являются публичными; кроме того, это договоры присоединения, так как правообладатель может либо принять установленные для всех условия, либо отказаться от заключения договора.

 

В то же время организации, управляющие правами на коллективной основе, наделены правом выступать также и от имени тех обладателей авторских прав, которые не заключали с ними договоров о передаче полномочий на управление правами. Если правообладатель не согласен с такими действиями организации, он может отказаться от ее услуг, но воспользоваться этим правом далеко не всегда возможно из-за отсутствия у правообладателя необходимой информации. В ряде случаев это приводит к злоупотреблениям со стороны недобросовестных организаций.

 

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, выдает пользователям (например, радио- и телестудиям) лицензии, т.е. заключает лицензионные договоры, условия которых должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории, причем она не может отказать пользователю в выдаче лицензии без достаточных на то оснований.

 

Основными задачами организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, являются сбор вознаграждения за использование объектов авторских прав, распределение и регулярная выплата собранного вознаграждения правообладателям.

 

Список литературы

 

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. № 237.

 

2. Гражданский Кодекс РФ от 18.12.2006 №230-ФЗ - Часть 4. (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52. ст. 5496.

3. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г., и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г, измененная 28 сентября 1979 г.

4. Всемирная конвенция об авторском праве, в редакции от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)

 

Основная литература

 

5. Интеллектуальная собственность. Научно-практический журнал. ИС, выходит с 1957 года, - 2009. - № 4 - апрель - с. 4-10.

6. Гаврилова К.М. Как наша страна вступала во Всемирную конвенцию об авторском праве / К.М. Гаврилова // Патенты и лицензии. - 2008. - № 11. - С. 60-68.

7. Горшков Ю. Законодательная защита авторских прав при использовании книг / Юрий Горшков // Независимый библиотечный адвокат. - 2008. - № 1. - С. 17-20.

8. Дворянкина О.В. Защита авторских и смежных прав: ответственность за их нарушение О.В. Дворянкина, Э.П. Гаврилова. - М.: Весь мир, 2008. - 464с.

9. Защита авторских и смежных прав по законодательству России / Под. ред. И. В. Савельевой. - М.: Экзамен, 2009. - 288 с.

10. Интеллектуальная собственность: учеб. пособие / Под. общ. ред. Н.М. Коршунова. - М.: Норма, 2008. - 400 с.

11. Казаков Ю.В. Защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В. Казаков. - М.: Мастерство, 2007. - с. 176.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.