КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерный тематический план
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Предмет психофизиологии, ее место в системе наук. Проблема соотношения психического и физиологического, мозга и психики. Психофизиология как наука, изучающая мозговые механизмы психических функций, соотношение физиологических и психических явлений. Психофизиология в системе нейронаук и в системе психологического знания. Психологическая физиология и физиологическая психология. Взаимодействие мозга и психики: описание фактов. Психическое и физиологическое как разные проявления одной причины, как разные уровни описания и объяснения явлений. Проблема локализации психических функций. Локальные поражения головного мозга. Причины локальных поражений головного мозга. Травмы. Опухоли, кровоизлияния. Сосудистые нарушения, воспалительные заболевания головного мозга. Нарушения психической деятельности при локальных поражениях мозга. Понятие диссоциации психических функций при локальных поражениях головного мозга. Характеристика методов психофизиологии.Методы психофизиологии. Источники знаний о функциональной организации мозга. Изучение функций отдельных структур мозга. Регистрация нейронной активности. Электроэнцефалография. Вызванные потенциалы. Топографическое картирование. Компьютерная томография. Методы регистрации вегетативных показателей. Физиологический метод раздражения отдельных участков мозга. Метод разрушения отдельных участков коры. Сравнительно-анатомические данные. Изучение нарушений психической деятельности при локальных поражениях головного мозга. Функциональная организация головного мозга. Функциональные блоки мозга. Структурная и функциональная организация коры больших полушарий мозга. Общая структурно-функциональная модель мозга как субстрата психической деятельности (А.Р. Лурия). Морфогенез мозга. Функциональная организация коры головного мозга. Слои мозговой коры, вертикальные и горизонтальные нервные связи. Корково-подкорковые взаимосвязи в головном мозге. Функции отдельных мозговых структур (краткая характеристика). Понятие функциональных блоков мозга. Блок регуляции тонуса и бодрствования. Ретикулярная формация. Блок приема, переработки и хранения информации. Первичные, вторичные и третичные зоны коры. Законы построения коры второго блока. Принципы функциональной значимости, контрлатеральности, соматотопической проекции, модальной специфичности. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Законы построения коры третьего блока мозга. Взаимодействие блоков мозга. Общие принципы деятельности сенсорных систем. Взаимодействие сенсорных и моторных областей коры мозга. Анатомо-функциональное строение и деятельность спинного мозга и продолговатого мозга, среднего мозга, мозжечка и промежуточного мозга. Функции спинного мозга. Соматические и вегетативные рефлексы спинного мозга. Рефлекторная деятельность продолговатого мозга. Функции ядер среднего мозга. Функции мозжечка в регуляции позы, равновесия и координации движений. Специфические, неспецифические, ассоциативные и моторные таламические ядра продолговатого мозга. Функции таламуса и гипоталамуса. Зрительный анализатор. Функциональная организация зрительного анализатора. Глазное яблоко, сетчатка глаза. Зрительные рецепторы, зрительные пути. Элементарные функции зрения. Гемианопсии, нарушение полей зрения, зрительные скотомы. Затылочные отделы мозга, первичные и вторичные зрительные поля. Оптико-гностические функции. Понятие агнозии. Виды зрительных агнозий. Латерализация зрительного восприятия. Методы исследования зрительных и зрительно-пространственных функций. Слуховой и вестибулярный анализаторы. Физические и физиологические параметры звуковых стимулов. Функциональная организация слухового анализатора. Элементарные функции слуха. Слуховые рецепторы и слуховые пути. Нарушение элементарных функций слуха при поражении отдельных звеньев слуховой системы. Акустический гнозис, виды слухового восприятия: предметный слух, речевой слух, музыкальный слух, интонационный слух. Мозговые аппараты разных видов слуха. Акустические агнозии. Амузия. Аритмия. Методы исследования слуховых и слухоречевых функций. Кожно-кинестетический анализатор. Функциональная организация кожно-кинестетического анализатора. Кожа как прообраз всех видов анализаторов. Кожно-кинестетические пути. Нарушения элементарных кожно-кинестетических ощущений. Принципы соматотопической проекции и контрлатеральности в кожно-кинестетической системе. Первичные и вторичные кожно-кинестетические поля. Системные (корковые) нарушения. Тактильные агнозии. Соматоагнозии и соматопарагнозии. Астереогноз. Афферентный парез. Понятие апраксии, афферентная (кинестетическая) апраксия. Афферентная моторная афазия. Методы исследования кожно-кинестетической рецепции. Обонятельный и вкусовой анализатор, висцеральный анализатор. Значение обоняния и осязания в познании человеком окружающего мира. Виды и свойства обонятельных и вкусовых ощущений. Вкусовая рецепция, проводящие пути, корковая зона. Обонятельная рецепция, проводящие пути, корковая зона. Висцеральный анализатор, его значение для функционирования внутренних органов и для познания человеком своего тела. Структурная организация висцерального анализатора. Интегративная деятельность мозга: зона перекрытия корковых концов анализаторов. Третичные отделы коры второго блока мозга, их надмодальный характер. Функциональная организация третичной мозговой коры, ее связи с вторичной и первичной которой. Организация пространственных и симультанных синтезов. Нарушения пространственной ориентации при поражении зоны ТРО. Пространственная апрактоагнозия. Семантическая афазия. Нарушение понимания логико-грамматических конструкций. Амнестическая афазия. Психофизиология двигательных процессов. Непроизвольные и произвольные движения. История изучения произвольных движений. Схема построения двигательных актов, принцип рефлекторного кольца, теория уровней построения движений (Н.А.Бернштейн, Н.К.Анохин). Роль афферентаций с разных анализаторов в построении двигательных актов. Характеристики произвольных движений. Мотивация и целенаправленность произвольных движений. Инвариантная двигательная задача и ее достижение вариативным набором движений. Двигательные зоны коры. Первичные и вторичные двигательные поля. Пирамидная и экстрапирамидная системы. Пирамидный путь, пирамидные нарушения движений. Мозговая организация непроизвольных движений. Роль подкорковых структур мозга в реализации динамических и ритмических характеристик движений. Подкорковые нарушения движений. Нарушения мышечного тонуса, гиперкинезы, синкинезии. Роль мозжечка в осуществлении координации движений. Нарушения движений при поражении вторичной двигательной коры, расстройство двигательных навыков. Понятие персеверации, двигательные персеверации. Кинетическая апраксия. Эфферентная (кинетическая) моторная афазия. Нарушения экспрессивной речи. Методы исследования двигательных процессов. Мозговая организация произвольных движений (лобные доли, зона ТРО, зрительная, слуховая, кожно-кинестическая кора, премоторные отделы коры). Роль мозолистого тела в организации реципрокных движений. Психофизиология регулятивных процессов (лобные отделы мозга). Регуляция состояний активности. Регуляция движений и действий. Нарушения поведения при поражении лобных долей мозга. Полевое поведение. Нарушения замыслов и намерений. Лобные нарушения движений, системные двигательные персеверации. Лобные доли и регуляция мнестической и интеллектуальной деятельности. Нарушения перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов при поражении лобных долей мозга. Нарушения речи при поражении лобных долей мозга. Динамическая афазия. Нарушения психической деятельности при поражении базальных и орбитальных отделов. Психофизиологическая организация речевых процессов. Психофизиологическая характеристика речевых процессов. Понятие речевой системы. Механизмы понимания речевого высказывания. Механизмы порождения речевого высказывания. Нейропсихологическая классификация видов речи. Импрессивная речь, ее локализация в корковых зонах второго блока мозга. Экспрессивная речь, локализация афферентного и моторного компонентов речи. Локализация внутренней речи. Совместная работа речевых зон головного мозга. Методы исследования речевых функций. Психофизиология письма и чтения. Психологические особенности письменной речи. Психологическая структура письма (психологический, психофизиологический, лингвистический уровни). Аграфия и дисграфия. Виды аграфий. Локализация письменной речи. Нарушения письма в структуре афазий. Психологическая структура чтения (сенсомоторный и семантический уровни). Мозговая локализация чтения. Алексия и дислексия. Виды алексий. Нарушения чтения в структуре афазий. Проблема восстановления психических функций при поражениях мозга. Теоретические основы восстановительного обучения. Понятие восстановительного обучения, его задачи. Основные принципы восстановительного обучения: психофизиологические, психологические и педагогические. Содержание, формы и методы восстановительного обучения. Восстановление речи при сенсорной афазии. Восстановление речи при моторных афазиях. Восстановление речи при семантической афазии. Восстановление речи при динамической афазии. Восстановление письма при разных видах аграфии. Восстановление чтения при разных видах алексии. Психофизиология сознания и бессознательного, цикла «сон-бодрствование». Основные концепции сознания. Функции сознания. Понятие «светлого пятная». Информационный синтез. Мозговая основа ощущений и восприятия. Мозговые механизмы мышления. Мозговые механизмы общения и речи. Понятие бессознательного в психофизиологии. Психофизиологические индикаторы неосознаваемых процессов. Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне. Межполушарная асимметрия и бессознательное. Сон и бессознательное. Функциональное значение сна. Сон и лишение бодрствования. Стадии медленного сна и быстрый сон. Потребность во сне, депривация сна. Сновидения, их содержание и механизмы. Психофизиология эмоциональных состояний. Психологическая характеристика эмоций. Эмоция как отражение актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Мозговая локализация эмоций: лимбические структуры, лобные доли, медиобазальные отделы коры. Межполушарная ассиметрия. Локализация положительных и отрицательных эмоций. Мозговая локализация эмоциональной экспрессии. Влияние эмоций на деятельность и объективные методы контроля эмоциональных состояний человека. Психофизиология внимания и памяти. Психофизиология научения. Физиологические индикаторы внимания. Мозговая организация непроизвольного и произвольного внимания: ствол мозга, лимбические структуры, лобные доли. Локализация модально-специфических нарушений памяти. Гипомнезия, гипермнезия, парамнезия, амнезия. Локализация непроизвольной и произвольной памяти, локализация долговременной памяти (медиальные и медиобазальные отделы коры, лобные доли). Психофизиолологическая характеристика мыслительных процессов. Нейрофизиологические механизмы научения. Проблема элементов индивидуального опыта. Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности. Проблема функциональной асимметрии головного мозга в психофизиологии. Понятие функциональной асимметрии головного мозга. Анатомия и физиология межполушарных различий. Функциональная специализация полушарий головного мозга. Синдромы поражения левого и правого полушария. Доминантность полушария и психические функции. Психофизиология индивидуальных различий. Темперамент и типологические особенности проявления свойств нервной системы. Дифференциальная психофизиология. Концепция свойств нервной системы. Общие свойства нервной системы и целостные формально-динамические характеристики индивидуальности. Интегральная индивидуальность и ее структура. Психосоматические отношения, их виды. Дифференциальная психофизиология профессиональной деятельности. Применение психофизиологии для решения практических задач в психологии труда. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности. Психофизиология профотбора и профпригодности. Психофизиологические компоненты работоспособности. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |